Конспект НОД по речевому развитию в средней группе
Чтение сказки «Зимовье зверей»
Воспитатель: Амелина С.А.
Цель: углубление интереса детей к художественной литературе.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать учить слушать художественное произведение, оценивать поведение героев;
- формировать умение отвечать на вопросы, поддерживать беседу;
- активизировать словарный запас детей: зимовье, рубить избу, столбы тесать, щепу драть, стены конопатить;
- обогащать словарный запас детей: «У страха глаза велики»;
- подвести к пониманию образного содержания пословиц.
Развивающие:
- развивать внимание и монологическую речь;
- развивать зрительное восприятие.
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к чтению художественного произведения, стремление внимательно слушать.
Материал: сундучок, книга «Зимовье зверей», магнитофон, записи музыки «Сказочная», «Волшебство», звуки паровоза, иллюстрации к сказке, карточки с изображением смайликов веселых и грустных.
Предварительная работа: Знакомство со сказкой “Зимовье зверей”, обсуждение отличительных особенностей каждого героя.
Ход организованной учебной деятельности.
Дети заходят в группу под музыку «Сказочная».
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я предлагаю вам отправиться в сказку. Но только на чем мы туда поедем? Как нам в нее попасть? (на поезде, самолете, пароходе,автобусе, паровозе и т. д.). А может, мы построим волшебный паровоз, который сможет нас доставить?
Под веселую музыку ребята “строят” паровоз, взяв друг друга за плечи, и едут. Остановившись, закрывают глаза и хором произносят: “Раз, два, три, в сказку попади”.
Воспитатель: Вот мы и приехали в сказку. Но в какую? Вы знаете.
Дети: «Зимовье зверей».
Воспитатель: А, чтобы узнать, попробуйте отгадать загадки:
1. Розовая спинка, на спинке щетинка, хвост крючком, а нос пятачком?
(Свинка)
2. Большой, рогатый, мычит, хвост метелкой?
(Бык)
3. Хвост с узорами, а сапоги со шпорами, рано встает, громко песни поет?
(Петух)
4. Мягкие лапки, на лапах царапки, ходит легко, любит молоко?
(Кот)
5. И в жару и в холод носит шубу он?
(Баран)
6. Кто зимой холодной, ходит по лесу голодный?
(Волк)
Воспитатель: Молодцы, все мои загадки отгадали. Вы узнали, из какой сказки герои?
Ответы детей.
Звучит музыка «Волшебство».
Воспитатель: Ребята, вы слышите музыку? Интересно, откуда она?
Ребята, посмотрите, здесь есть волшебный сундучок. Что же в нем? Воспитатель достает сундучок.
Произносит слова:
Раз, два, три, Волшебный сундучок,
Что-нибудь нам подари!
Воспитатель вынимает из сундука детскую книгу.
Воспитатель: Ребята, а что это?
Дети: книга.
Воспитатель: А что же с ней нужно делать?
Дети: читать.
Дети рассаживаются полукругом.
Чтение сказки «Зимовье зверей» с показом иллюстраций.
Воспитатель: О чем рассказывается в сказке?
Дети: о том, как звери строили зимовье.
Воспитатель: Как вы поняли, что означает слово «зимовье»?
Дети: дом.
Воспитатель: Для чего звери построили себе дом?
Дети: чтобы жить, зимовать.
Воспитатель: Кто что делал?
Дети: бык «столбы тесал»- выравнивал бревна;
баран «щепу драл» -мелко колол дерево на щепки;
свинья «глину месила», кирпичи клала;
кот мох носил, «стены конопатил»-затыкал щели в стенах;
петух крышу крыл.
Воспитатель: Что значит «рубить избу»?
Дети: строить дом.
Воспитатель: Что случилось однажды?
Дети: пришли волки.
Воспитатель: Как зверям удалось спастись?
Дети: звери испугали волков.
Воспитатель: Вам понравилась сказка?
Обрадовались звери, что спаслись от волка и на радостях слали веселиться, танцевать. Ребята, давайте и мы с вами порадуемся за зверей и немного потанцуем.
Физкультминутка - танец «Шел козел по лесу…» (под музыку дети выполняют движения)
Разьяснение пословицы, продолжение беседы.
Воспитатель: Есть такая пословица: «У страха глаза велики» как вы ее понимаете?
Дети: Страшно, когда не знаешь правды, от страха все кажется преувеличенным, ужасным.
Воспитатель: О ком можно так сказать в нашей сказке?
Дети: о волке.
Воспитатель: Что показалось волку? Я прочту об этом еще раз.
Чтение отрывка из сказки о волке.
Воспитатель: Итак, ребята, не надо бояться того, чего на самом деле нет.
Ну что ребята, в гостях у сказки мы побывали, сказку почитали, а теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Давайте закроем глаза и произнесем слова: “Раз, два, три, из сказки выходи”.
Строится паровоз, на котором ребята возвращаются в группу.
Подведение итога.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, где мы сегодня были? (в сказке) Что делали? (читали сказку) Какую сказку читали? («Зимовье зверей). Зачем нужны книги? (чтобы узнавать много нового и интересного). Понравилось ли вам сегодня путешествовать? Тяжело ли было отвечать на вопросы? Почему?
Если вам понравилось, то возьмите карточку, на которой смайлик улыбается. Если не понравилось, то возьмите грустный смайлик.
Дети берут смайлики и объясняют свой выбор.