Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 19 г. Благовещенска»
Конспект НОД по социально- коммуникативному развитию
в средней группе
«Волшебные слова»
Составила: воспитатель высшей категории Тюрина И.В.
г. Благовещенск 2021г
Цель:
Познакомить с многочисленными способами приветствия и прощания, благодарности и извинения.
Задачи:
Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, правдивости.
Вырабатывать практические навыки и умения в использовании правил речевого этикета.
Стремиться научить детей употреблять в своей речи вежливые слова в различных ситуациях.
Способствовать развитию памяти, внимания, воображения, умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
Воспитывать внимательное отношение к слову, прививать любовь к родному языку.
Воспитывать умения слушать, прививать интерес к чтению художественной литературы.
Материалы к занятию:
Ширма, игрушка «Карлсон», игрушки корова, курица. Запись шума моторчика.
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, посмотрите сколько гостей к нам сегодня пришло, давайте поздороваемся с ними.
Раздается шум моторчика, на ширме появляется Карлсон.
Карлсон:
Я спешил к вам, друзья,
С жутким нетерпением,
Я моторчик не зря смазывал вареньем.
У меня за спиной
Вертится пропеллер.
Ой! Сколько детей!А что это вы здесь делаете?
А вы узнали меня?
Я вежливый, воспитанный и в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил.
Воспитатель:Ребята!Можно сказать о Карлсоне, что он вежливый, воспитанный?
Что ему надо было сказать? (ответы детей). Я думаю , что Карлсон совсем не знает, что такое волшебные слова.
Карлсон:Ой, какие глупости, все эти ваши волшебные слова!
Воспитатель: - И совсем не глупости, а очень важные слова. Садись, Карлсон! Послушай ребят и поучись вежливости.
А вам, ребята, я помогу познакомиться с волшебными словами.
Знают взрослые и дети
Много слов на белом свете:
А с волшебными словами
Мы идем по свету с вами.
Какие словам мы называем волшебными? (вежливые слова).
Почему?
Вежливые слова похожи на маленьких волшебников.
От этих слов светлеют лица, люди начинают лучше относиться к тому, кто их произносит. Помогают людям общаться, лучше понимать друг друга, внимательнее и бережнее относиться кдруг другу.
Вспомните, пожалуйста, одно и самых добрых и самых хороших слов в нашей жизни.Этим словом мы приветствуем других людей, желаем им здоровья.
Дети:Это слово «Здравствуйте!».
Воспитатель:Верно, мы здороваемся и словно сеем добро, которое потом к нам же и возвращается. Это такой маленький секрет! Его надо знать!
«Здравствуйте!» ‑ ты скажешь человеку.
«Здравствуй!» ‑ улыбнется он в ответ.
И, наверное, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет
Скажите, ребята , когда вы встречаете взрослого человека, кто из вас должен поздороваться первым? (ребенок), а если мальчик встретился с девочкой? (мальчик), а мужчина с женщиной? (мужчина)
Воспитатель:Как ещё можно поприветствовать друг дуга?
Дети:«Доброе утро!».
Солнышко ясное встало.
«Доброе утро!» ‑ сказало
«Доброе утро!»‑ кричу я прохожим,
Веселым прохожим.
На утро похожим.
Но если проснешься,
А дождик в окно
Стучит да стучит,
И без солнца темно?
Доброе утро!
Друзья, все равно…
Придумано мудро:
‑ Доброе утро!
Если даже плохая погода, пасмурно, сыро, грязно, нужно все равно говорить:«Доброе утро!»‑ и сразу станет теплее и радостнее.
Воспитатель:Какие еще слова приветствия вы знаете?
Дети:Днем – «Добрый день!», вечером – «Доброй ночи!».
Воспитатель: А сейчас я вам расскажу одну историю.
Сценка про корову.
По деревне шла корова,
Повстречала курицу.
И кричит: «Му-му, здорово!»
Прямо через улицу.
Перешла дорогу птица.
Строго говорит: «Коровка!
Так кричать здесь не годится.
Очень за тебя неловко!»
«Через поле, луг и двор.
Или через улицу.
Не ведем мы разговор!» ‑
Продолжает курица.
А Буренка ей: «Му-му!
Поняла я что, к чему!
Вон идет навстречу кошка.
Перейдем через дорожку,
Будет кошка очень близко, ‑
Мы ей скажем: «Здравствуй, Киска!»
Воспитатель:Что не правильно сделала корова? А как надо произносить эти слова?
Дети:
Глядя в глаза.
Дружелюбно и приветливо.
Негромко, но четко и ясно.
Воспитатель:Но вежливые слова, это не только слова приветствия. Есть очень важное слово, его говорят тогда, когда благодарят за что-то. Что это за слово?
Дети:«Спасибо!»
Воспитатель:Послушайте, пожалуйста, стихотворение:
Мы все припомнить не смогли бы,
Ведь это было столько раз:
За что мы говорим «Спасибо»?
За все, что делают для нас.
В каких случаях мы говорим спасибо?
Физминутка
Воспитатель:Здравствуй, здравствуй солнышко, (киваем головой)
Приходи поскорей. (сгибание рук к себе)
Чтобы наши ноженьки (имитация бега на месте)
Бежали по- быстрей.
Покажи, пожалуйста (руки на поясе, повороты в стороны)
Лучики тепла. (поднять руки вверх и опустить)
Принеси на лучиках (присесть, соединить ладони лодочкой)
Вежливые слова. (встать, ладони развернуть кверху).
А какое слово мы произносим в ответ на «спасибо» и тогда, когда обращаемся с просьбой?
Дети:Это слово «Пожалуйста!»
Воспитатель:Давайте с Вами, ребята, сыграем в игру «Пожалуйста!».
Вы должны выполнять названные мною движения в том случае, если я скажу слово «Пожалуйста!». (Попрыгайте как зайчики, пожалуйста, покажите как зайчики грызут морковку; как котята показывают коготки, пожалуйста, моют лапки, лакают молоко; козлятки бодаются, скачут; птички клюют зернышки; гуси шипят и т.д.)
Воспитатель:А еще волшебное слово «Пожалуйста!»мы добавляем к словам «Извините, простите!», если, вдруг, кого-то обидели.
Папа разбил драгоценную вазу –
Бабушка с мамой нахмурились сразу.
Но папа нашелся:
Взглянул им в глаза
И робко и тихо
«Простите!» сказал
И мама молчит,
Улыбается даже.
‑ Мы купим другую,
Есть лучше в продаже…
«Простите!», казалось бы,
Что в нем такого?
А вот ведь какое
Чудесное слово!»
Но самое главное: чтобы это чудесное слово, как и другие волшебные слова, не потеряло свою волшебную силу, надо помнить о том, что слово не должно расходиться с делом.
А еще мы в своей речи используем слова прощания. Послушайте стихотворение и скажите, что это за слово.
Когда мы увидимся снова?
Никто не ответит заранее.
Сказать остается два слова.
И мы говорим: «До свидания».
Какие слова мы произносим, когда прощаемся?
Дети:
До свидания!
Всего доброго!
Всего хорошего!
Спокойной ночи!
Воспитатель: Ребята, а какого человека можно назвать вежливым и воспитанным?Вежливый человек - это тот, кто относится к людям уважительно и ведёт себя спокойно, говорит негромким голосом, не кричит, не вредничает, а если ему что-то не нравится, старается терпеливо объяснить.
Кто-нибудь из вас может сказать про себя, что он вежливый? (ответы детей)
Поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Если вежливо хлопаем 2 раза, невежливо – 1 раз.
– Поздороваться при встрече.
– Толкнуть, но не извиниться.
– Перебивать во время разговора.
– Уметь соблюдать на занятии тишину.
– Уметь выслушать друга.
– Пропустить вперед девочек.
– Сказать, уходя из детского сада, домой «До свидания»
– Громко разговаривать.
– Помочь поднять упавшую вещь.
– Обозвать обидным словом соседа.
–Сказать в столовой: «Приятного аппетита».
- Слушаться и помогать старшим.
- После еды говорить спасибо.
Воспитатель: Ну что, Карлсон, теперь ты понял, что вежливые слова это вовсе не ерунда, а очень важные и нужные для человека.
Карлсон: Спасибо, вам , ребята , вы меня многому научили , теперь я точно буду самым вежливым и воспитанным мужчиной в самом расцвете сил. А можно я буду иногда прилетать к вам в гости?
Дети:Ну конечно можно, прилетай.
Карлсон: До свидания, ребята! До новых встреч! (звук моторчика ,Карлсон улетает)
Воспитатель: Ну что же, ребята, я надеюсь вы тоже сегодня чему то научились и всегда будете вежливыми и воспитанными.