Конспект НОД «Познание» - познавательно - исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность (конструирование)
Тема: « Волшебница вода»
Старшая группа
Воспитатель: Иванова Е.А.
Программное содержание:
Развивать и обобщать знания детей о значении воды для живых существ; о круговороте воды в природе; о свойствах воды.
Задачи:
Через практическую деятельность (эксперимент – опыт) помочь детям осознать необходимость заботы о чистоте воды (в частности в реках). Подвести к пониманию, что в природе все взаимосвязано.
Развивать познавательный кругозор детей, смекалку, настойчивость.
Активизация словаря.
Предметы: вода, ручей, океан, река, берег, море, круговорот, испарение, пресная, стоячая, проточная, соленая.
Действия: бежит, журчит, льётся, течёт, вытекает, замерзает.
Признаки: чистая, свежая, холодная, хрустальная, без вкуса, запаха, прозрачная, твёрдая (лед).
Образовательная область «Познание» (конструирование):
а) учить детей выполнять последовательность действий;
б) продолжать отрабатывать технику сгибания листа бумаги прямоугольной формы пополам
в) развивать глазомер и точные движения пальцев.
Развитие психических функций:
а) стимулировать развитие памяти путем запоминания ранее изученных приемов и способов конструирования из бумаги и использование их при самостоятельной деятельности;
б) способствовать концентрации внимания, сосредотачиваясь на процессе изготовления поделки;
Воспитательная задача:
а) учить проявлять самостоятельность при конструировании поделки;
б) развивать аккуратность в работе.
Предварительная работа: проведение эксперимента с закрашенной водой, беседы о свойствах воды и круговороте воды в природе, загадывание загадок, беседы о бережном отношении к природе, изготовление знаков об охране водоемов.
Структура занятия:
Минута вхождения в день;
Загадка (для закрепления, уточнения свойств воды);
Беседа « Для чего нужна вода?»;
Краткое обсуждение «Круговорот воды в природе»;
Физминутка
Игровая мотивация с проблемной задачей;
Практическая деятельность детей через опыт – эксперимент по очистке грязной воды;
Пальчиковая гимнастика;
Конструирование кораблика;
Итог занятия: мнения детей о том, что полезного они узнали.
Ход занятия
Дети встают полукругом, берутся за руки и приветствуют друг друга:
С добрым утром! С новым днём!
С новым солнцем за окном. Утро доброе встречай.
День хороший начинай!
В: Послушайте мою загадку:
« Это вещество прозрачное, у него нет запаха, оно умеет течь, переливаться, легко принимает форму того предмета, в котором находится. Одни предметы в этом веществе растворяются, другие – нет. О каком веществе идет речь?»
Через отгадку идет закрепление свойств воды.
На столе блюдечко с испарившейся подкрашенной водой.
В: Ребята, мы вчера с вами оставляли блюдце с водой. Куда исчезла вода?
Ответы детей.
В: Где быстрее вода испаряется?
Ответы детей.
В: какой вывод можно сделать?
Д: вода путешествует.
В: показывает схему: «Круговорот воды в природе» (идет её краткий анализ.)
В: Где человек использует воду?
Д: готовит еду, моется, пьёт, стирает, убирается, поливает огород, и др.
В: кому нужна вода?
Д: Всем живым существам (животным, растениям, насекомым, людям, птицам, и др.)
В: где в природе есть вода?
Д: в реке, в ручье, в озере, в море, в болоте, в луже.
В: Как может меняться вода?
Д: Замерзать, таять
В: может вода быть густой?
Д: да, если в неё добавит крахмал
Физ.минутка
Рыбки плавали, плескались в чистой тёпленькой воде
То сожмутся, разожмутся, то зароются в песке.
Интеграционная игра «Поможем озерцу»
Воспитатель вносит в группу грязную воду в стаканчиках, заранее набранную из озерца.
Предложение очистить воду.
Опыт - эксперимент:
Дети работают подгруппами (через воронку с помощью фильтра сливают грязную воду в пустой стакан). После опыта идет сравнение воды до очистки и после.
Но этой воды мало. Как же помочь озеру? (версии детей о том, как человек может исправить свою ошибку).
Воспитатель показывает водоохранные знаки и предлагает установить их на берегу озерца.
- Вы можете дома с родителями придумать свои водоохранные знаки и принести их нам показать.
Пальчиковая гимнастика «Капли дождя»
В: - Ребята, скажите, чтобы вы хотели видеть на наших озёрах, болотах, речках? (предполагаемые ответы детей: птиц, чистоту, насекомых, лодочки…)
Воспитатель предлагает пройти за столы и сконструировать свои лодки из бумаги.
Педагог помогает детям в конструктивной деятельности.
Детям предлагается раскрасить лодочки.