СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД "СОЛЬ. Привычная и удивительная"

Нажмите, чтобы узнать подробности

КОНСПЕКТ на тему «Привычная и удивительная соль»

Ребята, подойдите поближе. Посмотрите, кто- то к нам стучится…

(на экране картинка гнома )

Голос: Привет, ребята! Я Гном Гномыч! Я пришёл к вам из недр земли и принёс  волшебное вещество, а что это такое, я не знаю! Помогите мне, пожалуйста!

Ребята, давайте поможем Гном Гномычу разобраться!

Чтобы узнать, о чём пойдёт речь, предлагаю вам отгадать загадку:

Без неё, ребята, повар.

Просто как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадёт – испытаешь боль.

Вы, конечно догадались.

Ну, конечно – это… (соль!)

Высыпаю соль в емкость и задаю вопрос: «Для чего нужна соль? Где люди

используют соль?»

Ответы детей: Соль необходима для жизни и здоровья человека, её

используют для приготовления пищи.

- А вы хотите узнать, как люди стали добывать соль и где ее применяют?

Дети садятся.

Демонстрирую презентацию « Добыча соли, ее применение».

-Соль - незаменимый продукт питания, о котором мы мало знаем. Сегодня

мы с вами постараемся больше узнать о соли.

Получение соли глубокой древности люди ели не приправленную ничем

пищу, затем научились сжигать в костре некоторые растения, а золу

использовали в качестве приправы.

-Прошло очень много времени и люди научились получать соль из морской

воды. В условиях сухого и жаркого климата морская вода испарялась, а соль

кристаллизовалась.

- Раньше это делали вручную, это был физически тяжелый труд

- Сейчас в наше время соль добывают с помощью специальных комбайнов

- Хлеб олицетворяет силу и здоровье, а соль – богатство! Хлеб и соль

стали символами гостеприимства и радушия русского народа. По

старинному обычаю при встрече дорогих гостей торжественно подносят

хлеб и обязательно соль.

-Соль – пищевой продукт. Ребята, как вы думайте, где применяется соль?

(ответы детей)

-Соль просто необходима для жизни человека и животных, ее не только

употребляют в пищу, но и применяют в медицине. С ее помощью люди лечат

различные заболевания.

-Существуют огромные соляные пещеры, куда ходят люди дышать соленым

воздухом, чтобы вылечить органы дыхания. Посмотрите, как красиво в этой

пещере, она вся сверкает и переливается.

- На улице посыпают солью лёд. Зачем это делают (Ответы детей)

-Применяют для очищения посуды.

-Соль используется для подкормки животных. Оказывается, животным тоже

нужна соль.

- Какие пословицы и поговорки вы знаете о соли?

Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

Без соли и хлеба не естся, без соли и стол кривой.

Без соли, без хлеба худа беседа.

Пуд соли вместе съесть.

Соль рассыпал – к ссоре.

Молодцы!

Мы много узнали о значении соли, а теперь я вам предлагаю отправиться в лабораторию и посмотреть какими свойствами обладает соль.

- Сначала предлагаю поиграть!

Очень опыты мы любим! Шеей вправо, влево крутим.

Соль полезна для еды - Если правда топай ты!

Соль промывает рот - Делай вправо поворот!

Также нос и снова рот - Делай влево поворот!

Медицина здесь уместна. Мы попрыгаем на месте!

Чтобы сильным и здоровым стать. А затем весь мир обнять.

- Вы хотите стать настоящими учеными - исследователями, я предлагаю

сначала превратиться в «учёных». (дети одевают халаты и шапочки)

Я хочу напомнить вам правила, которые надо соблюдать в лаборатории.

Но в лаборатории нужно соблюдать правила, давайте сформулируем их вместе….

1. Соблюдайте тишину в лаборатории!

2. Не толкайте соседа во время работы!

3. Сначала посмотри, а потом повтори!

4. Выполнил, на место положи!

5. Будь осторожен!

- Запомнили правила?

Ребята, посмотрите, у меня есть чудесные мешочки. Для каждого из вас я

приготовила мешочек с солью! Но все не так просто! На вид все мешочки

одинаковые. Но в корзинке есть не только мешочки с солью, но и другие

мешочки! Каждому из вас предстоит найти на ощупь мешочек с солью! Дети

находят, выбирая из предложенных мешочков, ощупывая руками,

соль. Объясняют свой выбор.

- Возьмем свои мешочки. Я приглашаю вас пройти в лабораторию и провести

опыты с солью, как настоящие ученые-исследователи.

Садитесь за столы поудобнее.

- Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории.

Все расселись по местам?

никому не тесно?

По секрету скажу вам:

"Будет интересно!”

Опыт № 1: «Из чего состоит соль».

 

Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим

.Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)

Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.

- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.

.Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)

Понюхайте. Соль имеет запах?

«Соль сыпучая, без запаха»

Подуйте тихонько на соль через трубочку.

Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов

 

Опыт №2 «Соль хрустит»

-Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли.

Посмотрите внимательно на соль и скажите, какого она цвета? (Белая.)

Надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?

Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похожие при ходьбе по снегу

в морозный день.

Вывод: Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании

ложкой на соль, её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

 

Опыт № 3. «Соль растворяется в воде»

- Ребята, как вы думаете, растворяется ли соль в воде? Сейчас мы это узнаем.

Отодвиньте тарелки, возьмите стакан с водой, давайте насыплем в него

ложку соли и размешаем.

Что вы видите? Куда же делась соль? (Она растворилась.)

-А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась?

Ответы детей – попробовать на вкус.

- Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?

Вывод: Соль растворяется в воде;

 

Опыт № 4. «Плавающее яйцо».

- Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже

солёная? (Нет, в речке вода пресная).

- Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это

проверить?

- Поможет нам в этом обычное яйцо. Возьмем яйцо и опустим его в стакан с

солёной водой. Что вы видите? (Яйцо не тонет).

- А теперь возьмем другое яйцо и опустите его в стакан с водой, который

остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (Яйцо

утонуло).

Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде

тонет. Значит, в солёной воде легче плавать).

Предлагаю поиграть в игру «Соленый-несоленый»

Дети приседают, услышав продукт, который можно солить (банан, капуста,

конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок,

апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо)

Ребята, мы с вами много узнали о свойствах соли.

Оказывается соль можно использовать в творчестве и ей рисовать, предлагаю вам пройти в творческую мастерскую и   сделать с помощью  соли красивые открытки и подарим их Гном Гномычу.  Проходите, садитесь за столы. Перед вами листочки с рисунками и соль. Сначала клеем прорисовываем картинку по контуру. Как только вы закончите рисовать, сразу же хорошенько «посолите» весь лист. Вы увидите, какое чудо сотворит соль с вашим рисунком. Приступайте к работе. Дайте высохнуть

рисунку.

Пока картины сохнут, давайте поиграем в игру «Что мы нового узнали о соли».

- Кто приходил к нам в гости? Какая проблема была у Гном Гномыча? Мы помогли ему? Что нового вы узнали о соли?

Стряхните лишнюю соль в тарелочки. Посмотрите, какие красивые открытки у вас получились. Молодцы!

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД "СОЛЬ. Привычная и удивительная"»

КОНСПЕКТ на тему «Привычная и удивительная соль»

Ребята, подойдите поближе. Посмотрите, кто- то к нам стучится…

(на экране картинка гнома )

Голос: Привет, ребята! Я Гном Гномыч! Я пришёл к вам из недр земли и принёс волшебное вещество, а что это такое, я не знаю! Помогите мне, пожалуйста!

Ребята, давайте поможем Гном Гномычу разобраться!

Чтобы узнать, о чём пойдёт речь, предлагаю вам отгадать загадку:

Без неё, ребята, повар.

Просто как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадёт – испытаешь боль.

Вы, конечно догадались.

Ну, конечно – это… (соль!)

Высыпаю соль в емкость и задаю вопрос: «Для чего нужна соль? Где люди

используют соль?»

Ответы детей: Соль необходима для жизни и здоровья человека, её

используют для приготовления пищи.

- А вы хотите узнать, как люди стали добывать соль и где ее применяют?

Дети садятся.

Демонстрирую презентацию « Добыча соли, ее применение».

-Соль - незаменимый продукт питания, о котором мы мало знаем. Сегодня

мы с вами постараемся больше узнать о соли.

Получение соли глубокой древности люди ели не приправленную ничем

пищу, затем научились сжигать в костре некоторые растения, а золу

использовали в качестве приправы.

-Прошло очень много времени и люди научились получать соль из морской

воды. В условиях сухого и жаркого климата морская вода испарялась, а соль

кристаллизовалась.

- Раньше это делали вручную, это был физически тяжелый труд

- Сейчас в наше время соль добывают с помощью специальных комбайнов

- Хлеб олицетворяет силу и здоровье, а соль – богатство! Хлеб и соль

стали символами гостеприимства и радушия русского народа. По

старинному обычаю при встрече дорогих гостей торжественно подносят

хлеб и обязательно соль.

-Соль – пищевой продукт. Ребята, как вы думайте, где применяется соль?

(ответы детей)

-Соль просто необходима для жизни человека и животных, ее не только

употребляют в пищу, но и применяют в медицине. С ее помощью люди лечат

различные заболевания.

-Существуют огромные соляные пещеры, куда ходят люди дышать соленым

воздухом, чтобы вылечить органы дыхания. Посмотрите, как красиво в этой

пещере, она вся сверкает и переливается.

- На улице посыпают солью лёд. Зачем это делают (Ответы детей)

-Применяют для очищения посуды.

-Соль используется для подкормки животных. Оказывается, животным тоже

нужна соль.

- Какие пословицы и поговорки вы знаете о соли?

Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

Без соли и хлеба не естся, без соли и стол кривой.

Без соли, без хлеба худа беседа.

Пуд соли вместе съесть.

Соль рассыпал – к ссоре.

Молодцы!

Мы много узнали о значении соли, а теперь я вам предлагаю отправиться в лабораторию и посмотреть какими свойствами обладает соль.

- Сначала предлагаю поиграть!

Очень опыты мы любим! Шеей вправо, влево крутим.

Соль полезна для еды - Если правда топай ты!

Соль промывает рот - Делай вправо поворот!

Также нос и снова рот - Делай влево поворот!

Медицина здесь уместна. Мы попрыгаем на месте!

Чтобы сильным и здоровым стать. А затем весь мир обнять.

- Вы хотите стать настоящими учеными - исследователями, я предлагаю

сначала превратиться в «учёных». (дети одевают халаты и шапочки)

Я хочу напомнить вам правила, которые надо соблюдать в лаборатории.

Но в лаборатории нужно соблюдать правила, давайте сформулируем их вместе….

1. Соблюдайте тишину в лаборатории!

2. Не толкайте соседа во время работы!

3. Сначала посмотри, а потом повтори!

4. Выполнил, на место положи!

5. Будь осторожен!

- Запомнили правила?

Ребята, посмотрите, у меня есть чудесные мешочки. Для каждого из вас я

приготовила мешочек с солью! Но все не так просто! На вид все мешочки

одинаковые. Но в корзинке есть не только мешочки с солью, но и другие

мешочки! Каждому из вас предстоит найти на ощупь мешочек с солью! Дети

находят, выбирая из предложенных мешочков, ощупывая руками,

соль. Объясняют свой выбор.

- Возьмем свои мешочки. Я приглашаю вас пройти в лабораторию и провести

опыты с солью, как настоящие ученые-исследователи.

Садитесь за столы поудобнее.

- Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории.

Все расселись по местам?

никому не тесно?

По секрету скажу вам:

"Будет интересно!”

Опыт № 1: «Из чего состоит соль».


Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим

.Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)

Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.

- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.

.Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)

Понюхайте. Соль имеет запах?

«Соль сыпучая, без запаха»

Подуйте тихонько на соль через трубочку.

Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов



Опыт №2 «Соль хрустит»

-Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли.

Посмотрите внимательно на соль и скажите, какого она цвета? (Белая.)

Надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?

Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похожие при ходьбе по снегу

в морозный день.

Вывод: Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании

ложкой на соль, её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.



Опыт № 3. «Соль растворяется в воде»

- Ребята, как вы думаете, растворяется ли соль в воде? Сейчас мы это узнаем.

Отодвиньте тарелки, возьмите стакан с водой, давайте насыплем в него

ложку соли и размешаем.

Что вы видите? Куда же делась соль? (Она растворилась.)

-А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась?

Ответы детей – попробовать на вкус.

- Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?

Вывод: Соль растворяется в воде;



Опыт № 4. «Плавающее яйцо».

- Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже

солёная? (Нет, в речке вода пресная).

- Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это

проверить?

- Поможет нам в этом обычное яйцо. Возьмем яйцо и опустим его в стакан с

солёной водой. Что вы видите? (Яйцо не тонет).

- А теперь возьмем другое яйцо и опустите его в стакан с водой, который

остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (Яйцо

утонуло).

Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде

тонет. Значит, в солёной воде легче плавать).

Предлагаю поиграть в игру «Соленый-несоленый»

Дети приседают, услышав продукт, который можно солить (банан, капуста,

конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок,

апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо)

Ребята, мы с вами много узнали о свойствах соли.

Оказывается соль можно использовать в творчестве и ей рисовать, предлагаю вам пройти в творческую мастерскую и сделать с помощью соли красивые открытки и подарим их Гном Гномычу. Проходите, садитесь за столы. Перед вами листочки с рисунками и соль. Сначала клеем прорисовываем картинку по контуру. Как только вы закончите рисовать, сразу же хорошенько «посолите» весь лист. Вы увидите, какое чудо сотворит соль с вашим рисунком. Приступайте к работе. Дайте высохнуть

рисунку.

Пока картины сохнут, давайте поиграем в игру «Что мы нового узнали о соли».

- Кто приходил к нам в гости? Какая проблема была у Гном Гномыча? Мы помогли ему? Что нового вы узнали о соли?

Стряхните лишнюю соль в тарелочки. Посмотрите, какие красивые открытки у вас получились. Молодцы!