С чего начинается Родина?
(рисование по замыслу, сюжетное)
Цели: формирование чувства патриотизма путем осмысления понятий по теме «Родина»; выражение своих чувств через изобразительную деятельность.
Задачи: формировать чувство патриотизма путем осмысления таких понятий, как «родители», «родная природа», «родной город», «Родина»; учить находить прекрасное в работах великих русских художников; побуждать к выражению своих чувств через изобразительную деятельность; воспитывать любовь к малой родине и Отечеству.
Ресурсы: репродукции картин: К. Ф. Юон «Купола и ласточки», «Весенний солнечный день», И. И. Шишкин «Рожь», И. Э. Грабарь «Светлана», В. Д. Поленов «Заросший пруд», А. К. Саврасов «Грачи прилетели»; ребус (со словом родина), гуашь; кисти № 3, 4, стаканчики с водой, салфетки, мольберт, текст стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина?»; аудиомагнитофон; диск с записью мелодии для музыкального фона.
Содержание
организованной деятельности
1. Вводное слово.
Перед детьми на стенде галерея картин. Звучит музыка.
– Здравствуйте, ребята! Полюбуйтесь на выставку картин, которую я подготовила для вас. Подходите, рассматривайте, задавайте вопросы.
2. Беседа.
– Обратите внимание на панораму города. Константин Федорович Юон изобразил ее с высоты птичьего полета. Если бы мы были птицами, то увидели бы город так же: крыши, купола – крупным планом, а кусты, людей, животных – очень мелкими. А вот еще одна панорама города, только старинного. Живописец изобразил свою семью возле родного дома. Художник Грабарь написал портрет своей племянницы Светланы. А вот это – самое любимое место отдыха В. Д. Поленова, заросший пруд. Шишкину же очень нравилась проселочная дорога, идущая через поле золотой пшеницы.
– Рассмотрели? Садитесь на стульчики. Посидим рядком, поговорим ладком. А о чем поговорим, вы узнаете, разгадав ребус.
Перед детьми на мольберте прикреплены буквы.
– Здесь вы видите буквы. Давайте назовем их. (О, р, н, д, и, а.)
– Молодцы. А теперь постарайтесь составить из них слово. Самое сложное – угадать, с какой буквы начать. Кто разгадал, подождите немного – дайте возможность всем ребятам догадаться, какое слово зашифровано в ребусе. Что у вас получилось? (Родина.)
– Правильно! Молодцы! Сегодня мы поговорим о Родине. Скажите, какие картины из тех, что вы только что рассматривали, вам понравились и что на них изображено? (Ответы детей.)
– Да, художники написали портреты родных людей, панорамы городов, картины родной природы. А как всё это можно назвать одним словом? (Родина.)
Педагог читает стихотворение А. Матусовского «С чего начинается Родина?».
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре.
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.
С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
А может, она начинается
Со стука вагонных колес
И клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.
– С чего же начинается Родина для автора этого прекрасного стихотворения? (С друзей, с букваря, с маминой песни, со скамейки у ворот, с дороги, березки.)
– А с чего начинается Родина для вас? (С любимых игрушек, дома, родителей, сказок, детского садика.)
– Родина – это место, где ты родился, вырос, где живут твои друзья, твоя семья. Это твой город, твоя страна, природа, что окружает тебя.
– Кто знает, какое дерево является символом нашей страны? (Береза.)
– А как называется наша страна? (Россия.)
– В России проживает очень много людей, но их объединяет одна Родина. А как Родину можно еще назвать? (Отчизна, Отечество.)
– Прислушайтесь к этому слову: Родина. Оно близко к таким словам, как родня, родной, родимая. Кого мы так называем? (Маму, папу, дедушку, бабушку, братьев, сестер.)
– Мы произносим эти слова, и от них веет уютом, теплом и спокойствием. Родные люди нам дороги. Мы стремимся всегда быть рядом с ними, беречь их, меньше огорчать и больше радовать.
3. Практическая часть.
– Много хороших слов вы сказали про Родину. А сейчас попробуйте показать в своих рисунках, с чего она начинается для вас. Подумайте, что вы будете рисовать, с чего для каждого из вас начинается Родина.
Самостоятельная работа: дети рисуют красками.
4. Итог (рефлексия).
– Кто желает рассказать о том, что нарисовал? Я вижу, что ваши работы выполнены с любовью. Очень хорошо, когда люди любят свою Родину. От этого она становится богаче, сильнее, красивее. Я предлагаю устроить выставку ваших рисунков и назвать ее «С чего начинается Родина».