СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД в средней группе «Природа Тамбовского края»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вместе с детьми делаю вывод, что природа родного разнообразна и её надо беречь, природа в нашей местности действительно чудесная.  Родной край – самое дорогое место для нас. Здесь мы родились и живем, здесь наши друзья.

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД в средней группе «Природа Тамбовского края»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 « Светлячок»















Конспект НОД в средней группе «Природа Тамбовского края»















Цель:

1 Развивать речь детей.

2 Формировать представление о взаимосвязях в природе.

Задачи:

Обучающие:

1. Сформировать у детей общее представление о лесе, о реке и ее обитателях.

2. Закрепить знание детей о видах деревьев, которые растут в нашем лесу.

3. Закрепить знание детей о многообразии животного мира, птиц, проживающих в лесах родного края.

4.Совершенствовать умение внимательно слушать, отвечать на вопросы воспитателя.

Воспитывающие:

1.Воспитывать любовь к природе.

2.Бережное отношение к природе и  ко всему живому.

Интеграция образовательных областей:

познание,

коммуникация

социализация,

чтение художественной литературы,

безопасность,

здоровье.

Предварительная работа:

-беседа о животном и растительном мире родного края , рассматривание альбома с иллюстрациями диких животных ,птиц, рыб; знакомство с информацией о пользе животных, птиц и растительности нашего края.

- наблюдение на прогулке;

- подбор дидактических игр;

- загадывание загадок.

Материалы к занятию:

Иллюстрации «Дикие животные нашего края», иллюстрации « Речная рыба нашего края», иллюстрации «Птицы нашего края», цветные шарики по количеству детей, аудиозапись « голоса птиц», «Речка быстрая» в исп. В.Толкуновой, слайды  с изображением речных и природных пейзажей, силуэтные изображения животных, картинки с изображением детенышей диких животных.

Ход занятия.

Словно крыша над землёю

Голубые небеса.

А под крышей голубою –

Горы, реки, и леса.

И дома, машины, лодки.

И поляны, и цветы, и конечно, я и ты.

Воспитатель:

Ребята, каждый из нас живёт в доме со стенами, потолком, полом - это наш обычный дом. Но как только мы выходим за порог, попадаем в другой дом. Этот дом - Природа.

Как вы думаете, можем ли мы прожить без природы? (ответы: нет, без воды, без солнца, без растений, животных).

А в группе у нас есть природа (да- растения воздух, солнечные лучи ).

От чего в доме бывает светло (лампы.) 

А что можно сравнить с лампой в природе? (солнце).

В природе идёт дождь ,а в наших домах? (душ).

В природе ветер? ( доме -вентилятор, кондиционер).

В доме пол? (в природе – земля, почва).

В доме ковёр? (в природе- трава).

В доме стены? (в природе- горы, деревья).

В домах потолок? (в природе- небо, космос).

Воспитатель:

Ребята, сегодня  хочу предложить вам отправиться на экскурсию в лес. Как вы думаете, на чём мы с вами можем отправиться в это путешествие ?

Дети: На автобусе, паровозе, велосипеде и. т. д

Воспитатель:

А я хочу предложить вам совершить путешествие с помощью воздушных шариков. Взяли в руки тот шарик, который вам больше нравится по цвету. Шарики волшебные  нас поднимут в небо, когда вы правильно отгадаете загадки.

Загадки:

Любит очень есть морковку,

Грызёт капусточку он ловко,

Белый серый и косой,

Кто он такой?

                                (Заяц)

Пышный хвост торчит с верхушки,

Что за странная зверюшка?

Щелкает орехи мелко.

Ну, конечно, это

                               (Белка)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка.

Пышный хвост-краса.

Кто это?          

                         (Лиса)

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

                            (Волк)

С ним тягаться трудно в беге,

Коли встретить довелось,

знайте, дети, это…

                                   (Лось).

Возле дуба острым рылом,

Деловито землю рыл он.

Видно грузди он искал.

Я пугать его не стал.

Не спугнул и мой Полкан,

Очень грозен был …

                               (Кабан).

Под соснами ,под елками

Лежит мешок с иголками. (Ёж).(слайды)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Все загадки отгадали.

Подскажите мне, о ком же все эти загадки?

Дети: О животных.

Воспитатель: А о каких животных?

Дети: Диких.

Воспитатель: А где живут дикие животные?

Дети: В лесу.

Правильно все эти дикие животные обитают в наших лесах.(Воспитатель показывает картинки с изображением диких животных).

А теперь шарики готовы. Раз, два, три- полетели.

Под музыку дети имитируют полёт в небо.

 (Звучит  куплет песни «Речка  быстрая»).

Воспитатель:

Ребята, смотрите, что это за водоем? Это- река наша, Савала (слайды).

Её длина 285 км. Исток реки расположен в Тамбовской области, впадает в реку Хопёр. Протекает по овражистой местности. Русло извилистое, течение спокойное. В реке водится много рыбы, из которой преобладает щука, окунь, плотва, красноперка, карась, лещ, сазан.

Крупнейшие притоки Бурначка, Осиновка, Елань. Питание в основном снеговое.

По берегам реки раскинулся искусственно созданный Савальский лес, площадью более 7000 га.

Давайте с вами посмотрим,  какие рыбы обитают в  нашей реке? (картинки с изображением рыб).

Ребята мы с вами познакомились  с рекой  Савалой, которая протекает в нашем городе Жердевка. А теперь мы с вами отправимся дальше –полетели!

Посмотрите, вот он лес, полон сказок и чудес (слайды)

Давайте здесь остановимся.

Дидактическая игра «Деревья».

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, как много деревьев в лесу. Назовите те деревья, которые вы знаете.

Дети: Дуб, сосны, ёлки, берёзы, осины, ольха.

Воспитатель показывает картинки , на которых изображены деревья. Дети рассматривают и называют те деревья, которые знают. Воспитатель предлагает составить небольшой рассказ о том, как деревья меняются в разное время года.

Дидактическая игра «От какого дерева листочек» (воспитатель использует картинки с разными листочками).

Дети используют слова:  берёзовый, тополиный, ивовый, еловые и  сосновые иголки)

Воспитатель:

Можно ли ломать веточки? Почему?

Какое дерево очищает воздух? (тополь)

Какое дерево нам помогает легко дышать? (ель, сосна)

Воспитатель: правильно, деревья нужны не только животным, но и они помогают людям.(слайды)

Воспитатель:  А как живётся зверям в лесу? Вы знаете, что у каждого животного есть  свое жилище?

Дидактическая игра «Кто, где живёт? (карточки с картинками).

Танец- имитация. «Детишки – зверюшки».

Дети по музыку танцуют и изображают разных животных.

Дидактическая игра «Назови , кто спрятался»

Воспитатель: Уже темнеет. Вот- вот ночь наступит. Никого не стало видно. Одни лишь силуэты. На ватмане контуры диких животных, которые наложены друг на друга. Отгадайте, какие животные уснули на полянке? Дети называют животных.

Дидактическая игра «Назови детёныша».

Взошла луна. Животные вышли на полянку и перепутали своих детёнышей. Давайте назовём их.

У лисы- лисёнок

У волчицы – волчонок.

У зайчихи- зайчонок.

У медведя- медвежонок и.т.д.

Физкультминутка “Звериная зарядка”:

Раз – присядка.( Присесть).

Два – прыжок.( Подпрыгнуть).

Это заячья зарядка. (“Ушки на макушке” – зайчики).

А лисята как проснутся,( Потереть кулачком глаза).

Любят долго потянуться,( Потянуться).

Обязательно зевнуть, (Повороты туловища).

Рыжим хвостиком вильнуть.( Движения бедрами вправо-влево).

А волчата спинку выгнуть (Наклон вперед).

И легонечко подпрыгнуть.( Прыжок вверх).

Ну а Мишка косолапый,( Согнуть руки в локтях).

Широко расставив лапы,( Ноги на ширине плеч).

То двумя, то всеми вместе( Переступание с ноги на ногу).

Долго топчется на месте.

А кому зарядки мало – (Руки развести в стороны.)

Начинает все сначала.

Воспитатель: Ребята ,а вы знаете ,что лес является домом не только для зверей, но и для птиц.  А для чего нужны птицы?

Дети: Уничтожают вредных насекомых.

 Воспитатель: Ребята, а каких птицнашего края вы знаете?

Птиц, которые селятся в лесах и на водоемах Тамбовской области?

Дети: чибис, дятел, галка, сорока, дрозд, воробей, синица,цапля и др.

Воспитатель:

Как тихо вокруг нас стало

Шуметь природа устала

Ребята и те присмирели

Слышны только птичьи трели

Кто песню споёт,

Нужно вам отгадать –

По голосу птичку эту узнать.

(Звучат голоса птиц в аудиозаписи)

Воспитатель: Раз вы знаете так много птиц, то наверняка справитесь со следующим заданием. Я буду называть птиц. Как только вы услышите, что я ошиблась, то есть назвала не птиц, а что-то другое вы сразу должны поправить меня (громко хлопать).

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи (дети хлопают)

Что не правильно?

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны, галки, макароны (дети хлопают)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Комары, чибисы (дети хлопают)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, стрижи,

Галки и чибисы!(слайды)

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Ребята ,а как нужно себя вести в лесу?

Дети перечисляют правила поведения  в лесу.

Гимнастика для глаз:

Сова.

В лесу темно.

Все спят давно.

Только совушка-сова,

большая голова,

На суку сидит,

во все стороны глядит.

Вправо, влево, вверх и вниз,

Звери, птицы, эх, держись!

осмотрела все кругом –

за добычею бегом!

Воспитатель:

Какие вы молодцы и деревья назвали, и птиц знаете. А что еще растёт в наших лесах? Правильно, много цветов. Вот здесь лежат разрезные картинки, собрав их, узнаете, какие цветы растут на опушках и полянках  нашего леса.

Воспитатель:

Ребята, вам понравилось наше путешествие?

По окончании работы воспитатель предлагает детям полюбоваться красотой природы города Жердевка в разные времена года (слайды).

Рефлексия

Вместе с детьми делаю вывод, что природа родного разнообразна и её надо беречь, природа в нашей местности действительно чудесная.  Родной край – самое дорогое место для нас. Здесь мы родились и живем, здесь наши друзья.

Используемая литература:

1.Чтение энциклопедической литературы о диких животных, птицах  Москва Росмэн 2009,

2.Википедия : география Тамбовской области. г. Жердевка.

3.Программа С. Н. Николаевой «Юный эколог»