Конспект НОД в средней группе «Знакомство со снегом и его свойствами».
Цель: формировать представления о сезонных изменениях в природе и о снеге, о его физических свойствах.
Задачи:
-Мотивировать детей к проведению простейших опытов, наблюдению и установлению причинно- следственых связей (снег белый, под действием тепла превращается в воду, непрозрачный, из снега можно лепить, снег можно покрасить, при надавливании он скрипит).
- Продолжать формировать умение использовать речь для выражения своих мыслей.
-Развивать художественно- эстетическое восприятие.
- Формировать умение соблюдать безопасное поведение во время исследовательской деятельности.
Предварительная работа:
1.Чтение художественной литературы, где рассказывается о снеге
2. Дидактические игры на формирование КГН: «Что лишнее?», «Помоги кукле Тане собраться на прогулку»
3. Беседа о формировании здорового образа жизни: «Как нужно одеваться зимой, «Правила поведения зимой»
4.Оформление альбома «Зимушка- зима», «Зимние забавы»
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: вата, поддон для снега, снег, разведенная гуашь, чёрный картон, цветная картинка.
Раздаточный материал: листы цветного картона и чёрного картона, бумажные полотенца, влажные салфетки,
Ход занятия.
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга
- Сегодня мы с вами поговорим…, а в прочем… отгадайте сами.
Воспитатель загадывает загадку,
Загадка
Наконец зима настала,
И уже похолодало.
Чистый, белый как пушок,
На земле лежит … снежок
- Правильно, ребята! А у меня тоже есть снежок. Давайте с ним поиграем
Основная часть
Дидактическая игра с мячом малой подвижности «Скажи какой?»
- Ребята, встаньте, пожалуйста, в кружок, а я встану в центр круга и каждому из вас по очереди буду передавать наш снежок, а вы будете называть каким он бывает, и возвращаете снежок его мне и говорите снег, бывает…. (Дети называют Снег бывает: белый, холодный, пушистый, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий и т.д.)
Дидактическая игра с мячом малой подвижности «Что сделать?»
- А теперь передавайте снежок друг другу и называйте, что с ним можно делать
(Дети называют: играть, капать, лепить, бросать, собирать……)
- Молодцы! Здорово поиграли.
Экспериментально-поисково-исследовательская деятельность
- А теперь я предлагаю поэкспериментировать со снегом. Проходите, пожалуйста, к столу. Посмотрите, здесь в поддоне лежит снег. Сегодня мы с вами проведём опыты и узнаем о снеге
Опыт №1. «Определение цвета».
Воспитатель кладёт снег на черный картон.
- Какого цвета снег? (Ответы детей; белый)
-Вывод: верно белый!
Опыт №2. «Снег можно покрасить».
- Посмотрите у меня здесь на маленькой тарелочке, снег белого цвета, но если я добавлю сюда немного синей краски, то снег станет синего цвета.
-Какой можно сделать вывод: снег можно покрасить!
Опыт №3. «Воздействие температуры».
- Возьми немножко снега в ручки. Скажите, пожалуйста, какой он на ощупь (Ответы детей: холодный мокрый…)
- Подержите его в ладошке и посмотрите, что произойдет со снегом. Что с ними случилось?
(Ответы детей: Он растаял)
- Вывод: Правильно, ручки у нас теплые и под действием тепла снег превратились в воду. Значит, снег образуются из воды
Опыт №4 «Определение сыпучий или нет»
- Посмотрите, если взять горсть снега и посыпать его, то, что с ним происходит? Попробуйте сами!
Как можно назвать это свойство снега? Какой он (Ответ детей: сыпучий)
- А еще послушайте внимательно, если я его сильно придавлю рукой, то, что происходит? Давайте все вместе придавим наш снежок.
(Ответы детей: он скрипит, издает звук)
Вывод: при надавливании снег скрипит, значит, он какой (Ответы детей. Скрипучий)
Опыт №5. «Из снега можно лепить».
- Ребята, посмотрите: если я возьму в руки снег и покатаю его в ладонях, или сильно сожму в руке, то у меня получится комочек, а теперь и вы так сделайте Как мы называем комочек из снега?
(Ответы детей: снежок)
- Правильно. Какой можно сделать вывод? (ответы детей)
- Все правильно из снега можно лепить, делать разные фигуры.
Опыт №6. «Прозрачность снега».
- Теперь я этот комочек из снега положу его на цветную картинку. Видно картинку из-под снега (Ответ детей: нет).
- Так какой значит он, если не видно (Ответ детей – непрозрачный)
- Верно! Вывод: снег – непрозрачный
- Ребята, а теперь аккуратно вытрем руки сначала влажной салфеткой, а потом насухо бумажными полотенцами.
«Обобщающий вывод по опытам»
- Ребята, давайте теперь объединим все, что мы узнали о снеге.
(Ответы детей: Снег бывает – белый, под действием тепла превращается в воду, сыпучий, непрозрачный, из снега можно лепить, если его надавить – он скрипит и его можно покрасить)
- Молодцы! Вот как много мы узнали, а теперь давайте немного отдохнем
Динамическая пауза
(Воспитатель включает музыку, читает стихотворение, показывает движения, дети повторяют движения)
«Ну-ка, детки, покружитесь
И в снежинки превратитесь!»
«Раз, два, три, четыре, пять –
Будем весело плясать
- Замечательно танцевали, проходите на стульчики. А теперь внимательно слушайте и вспоминайте правила поведения зимой
Ситуативная беседа по ЗОЖ «Правила поведения на прогулке зимой»
- Ребята, почему нельзя есть снег и сосульки (Ответы детей)
Как вы думаете, если одежда промокла во время игры, нужно продолжать играть, или лучше сразу уйти домой. Как вы так думаете почему? (Ответы детей)
- А почему нельзя кататься с горки вблизи проезжей части? (Ответы детей)
- Как вы считаете можно стоять под сосульками? (Ответы детей)
-Почему? (Ответы детей)
- Зачем нужно обходить скользкие места? (Ответы детей)
- Все верно ответили, хорошо запомнили правила поведения на улице зимой.
Дидактическая игра «Что лишнее?»
Воспитатель предметы зимней одежды.
- Как мы одеваемся зимой? Помогите одеться Кате! Какие вещи будут нужны Кате?
Заключительная часть
Воспитатель: - Ребята, как много мы сегодня увидели и узнали, ( снег – белый, под действием тепла превращается в воду, сыпучий, непрозрачный, липучий, скрипит. Вспомнили правила поведения зимой, играли, танцевали.
Молодцы, ребята! Мне с вами было интересно! И на память о нашей встрече, я хочу подарить вам картинку с изображением снеговика.