СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД в старшей группе ДОУ по краеведению "Путешествие по Приморской тайге"

Нажмите, чтобы узнать подробности

содержит конспект НОД по краеведению в таршей группе на тему "Путешествие по Приморской тайге"

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД в старшей группе ДОУ по краеведению "Путешествие по Приморской тайге"»

Тема занятия: «Путешествие по Уссурийской тайге»

Цель:

  • Развитие и поддержание у детей устойчивого интереса к получению знаний вообще и знаний о связях в окружающем мире в частности.

  • Формирование чувства гордости и любви к родному краю.

  • Формирование навыков наблюдения за объектами живой и неживой природы.

  • Формирование у детей чувства восхищения природой во всех её проявлениях.

  • Формирование у детей потребности общения с природой и навыков поведения в ней.

Ход занятия

  1. Вступительная беседа

(В начале беседы звучит песня на слова и музыку В. Малышко «Песня о родном крае»). Дети входят в зал.

В: Сегодня у нас в группе много гостей, давайте поздороваемся. Ребята, подарите друг другу хорошее настроение, повернитесь и улыбнитесь. Молодцы!

— Дети, а как вы думаете, что такое Родина?

Что это слово значит для вас? (ответы детей)

— Да, вы хорошо и правильно говорили, что Родина для вас — это место, где вы живете, где живут ваши родители, друзья, где ваш детский сад, ваше село, край.


Теперь послушаем стихотворения в исполнении ребят.

Ребенок 1: Над сопками солнце встает величаво,

Умывшись крутой океанской волной.

Здесь нового дня и исток, и начало.

К нам первым рассветы стучаться в окно.

Ребенок 2: Ползет туман по перекатам,

То в рощу прячется, то в щель,

Такой густой и горьковатый,

Как из черемухи кисель.

Ребенок 3: Но солнце, на верхушках елок,

Повисло, разгоняя мглу.

И, словно к матери ребенок,

Березка тянется к теплу.

— Ребята, в этом стихотворении рассказывается о нашем замечательном крае, в котором мы с вами живём.

— А как называется наш край? (Приморский). Слайд (карта).

Рассматриваем карту Приморского края.

В: Мы живем в сказочном крае – Приморье. Мы первыми встречаем восход солнца, жители нашего края могут восхищаться тайгой, ее необозримыми просторами и редкими обитателями, незабываемым запахам деревьев и трав, хрустально чистыми реками, озерами, в которых обитает до 100 видов рыб, многочисленными хребтами и сопками, которые создают необычайный по красоте пейзаж. Почти все горы Приморского края относятся к одной горной цепи Сихотэ-Алинь. На территории края расположено шесть заповедников. С востока и юго-востока берега края омывает Японское море, по видовому многообразию рыб это море занимает первое место среди морей России. Какое счастье родиться в Приморском крае! 

В: Как вы думаете, почему наш край назвали Приморский? (ответы детей) 

В: Какое море омывает наш край? (Японское море)

В: Как называется наш приморский лес? (ответы детей).

В: Посмотрите, как красива и богата наша приморская тайга. (слайд )
Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по нашей приморской тайге, но прежде давайте вспомним правила поведения в лесу.

1)Не бросать мусор в лесу!!!
2) Не оставлять непотушенный костер!!!
3) Не баловаться спичками!!!
4) Не топтать грибы, цветы, муравейники!!!
5) Не рушить птичьи гнёзда!!!
6) Не ломать ветки деревьев!!!
7) Не срывать растения!!!

Молодцы, ребята!!! А теперь встанем в круг и произнесем волшебные слова: «Раз, два – повернись и в лесу очутись!»

Открыть плакат с изображением сгоревшего леса на сопке…

- Ребята, посмотрите, что случилось с лесом? Куда пропали деревья, животные и птицы? Правильно, ребята. Из – за неосторожного обращения с огнем в тайге произошел пожар. Погибли все деревья… убежали животные и улетели птицы…

Что же делать?! Давайте посадим здесь деревья? Для этого нужно вспомнить, какие деревья растут в приморской тайге.

Посмотрите на экран. Какое дерево изображено? (Кедр). Слайд.

Величественный кедр принадлежит к роду семейства Сосновых. Это однодомные, вечнозеленые деревья высотой до 45 метров, с широкопирамидальной раскидистой кроной. Являются долгожителями и растут до 400–500 лет. Темно-серая кора на молодых деревцах гладкая, на старых – с трещинами и чешуйками. Хвоя игловидная, смолистая, жесткая и колючая. Цвет ее у разных видов меняется от темно-зеленого до сине-зеленого и серебристо-серого. Иголки собраны в пучки. Цветы кедра, если можно так назвать колоски, длиной до 5 см с многочисленными мелкими тычинками и пыльниками. Цветет кедр осенью. Шишки растут на ветках по одной, расположены вертикально, как свечи. Созревают на второй или третий год и рассыпаются за зиму, разбрасывая по ветру семена. Попав в благоприятные условия, они прорастают через 20 дней.
Ребята, выберите среди картинок изображения кедра и прикрепите на плакат.

Посмотрите на экран. Какое дерево изображено? (Липа). Слайд.

Наверное, все знают, как выглядит липа. Это замечательное дерево растет в садах, парках, на аллеях. И привлекает ароматно-медовыми цветами. Липа — достаточно высокое дерево с крепким стволом, иногда до пяти метров в диаметре. Среди других деревьев липа выделяется густой кроной. Липа имеет красивые листочки сердцевидной формы. В летнее время они становятся липкими и затягивают в свои сети различных насекомых. Отсюда собственно и само название дерева. А какие душистые цветы в липы. Их душистый аромат не оставляет равнодушными сердца. В соцветии, как правило, около одиннадцати цветочков и листочек продолговатой формы. Впоследствии они превращаются в маленькие засушенные плоды шаровидной формы. В общем липа цветет со второй части июня и почти весь июль. Многие знают, что липа — это не просто дерево, но и лечебный компонент. Она помогает при диабете, расстройствах желудка, а также предупреждает простуду, ангину, бронхит и многое-многое другое. А мед, собранный с липы считается самым вкусным и целебным. Говорят, что одно липовое дерево способно дать больше меда, чем целое поле гречихи. Поэтому еще с давних времен люди полюбили липовый мед, а цветочки засушивали для ароматного чая. Итак, липа и прекрасна, и полезная во всех смыслах.

Ребята, выберите среди картинок изображения липы и прикрепите на плакат.

Посмотрите на экран. Какое дерево изображено? (Бархат) Слайд.

Бархат амурский - гигантское целебное дерево. Кора, цветки, плоды и листья используются в народной медицине еще с давних времен. Бархат обладает особенностью – если прикоснуться к его листве или плодам, растение начнет издавать неприятный аромат. Бархат амурский является красивым лиственным деревом, которое принадлежит к семейству Рутовые, достигающее в высоту до 30 метров. Ствол растения может иметь диаметр до 1 метра. Листья продолговатые, появляются в конце весны.

Цветки маленькие, собраны в небольшие соцветия. Распускаются в конце июня, опыляются насекомыми. Зацветает растение только с 18-го года жизни. В начале осени уже вызревают семена феллодендрона. Они крупные, имеют круглую форму и черный окрас (немного напоминают черный жемчуг). Ягоды после созревания вскоре опадают, но некоторые могут до прихода морозов оставаться в гроздьях. По вкусу плоды горькие, запах смолистый. Плодоносит бархат каждый год.

Ствол покрывает светло-серого цвета кора, бархатистая на ощупь (похожа на пробку, откуда и произошло второе название растения). У молодых деревьев кора может быть с серебряным отливом.


Ребята, выберите среди картинок изображения бархата и прикрепите на плакат.

Посмотрите на экран. Какое дерево изображено? (Ель). Слайд.

Стволы у некоторых елей достигают 2 м в диаметре, а высота деревьев - 40-50 м. Живёт ель до 500 лет. Образует стройную пирамиду кроны с приподнятыми на концах ветвями. Ствол крупный, прямой, покрыт красновато-коричневой чешуйчатой корой. Хвоинки колючие, четырёхгранные, острые. Шишки у ели узкие и длинные. В конце зимы они открываются и оттуда вылетают семена. Крылатые семена подхватывает ветер и уносит далеко от родного дерева. Из семян вырастают молодые нежные ёлочки. В открытом поле они могут замёрзнуть. А под защитой взрослых деревьев мороз им не страшен.

Ребята, выберите среди картинок изображения ели и прикрепите на плакат.

Посмотрите на экран. Какое дерево изображено? (Дуб). Слайд.

Дуб — величественное дерево. Вероятно, много лет назад какая-то белочка потеряла в этом месте желудь. А теперь его мощные руки тянутся к солнышку. Зеленые листочки переливаются в лучах теплого света. А толстый ствол крепко держит веточки и уже никакой ветер им не страшен. Любят дуб лесные жители, за то, что оберегает, что дарит жилье и вкусные угощения в виде желудей. Плод дуба имеет довольно интересную форму в виде капельки с коричневым шляпой. Ничего не боится могучий великан: ни вредителей, ни лесорубов. Всегда найдет в себе силы возродиться даже с пня. Но стоит помнить, что деревья — это наш кислород. Поэтому пренебрегать нашей матушкой природой крайне глупо.

Ребята, выберите среди картинок изображения дуба и прикрепите на плакат.


Вот какой замечательный лес у нас получился.

В: Леса Приморья состоят из многих пород деревьев, как лиственных, так и хвойных.
В: А можем ли мы с вами жить без деревьев? Для чего нам они нужны? (ответы детей)

Устали? Давайте поиграем…


Физкультминутка

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

В: Ребята, я загадок много знаю и сейчас вам одну загадаю:
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Шагает тихо,
Но если зарычит,
Весь лес замолчит. (слайд тигр)
В: Тигр – это очень красивое животное. У него длинные когти, большие и крепкие зубы Его называют хозяином тайги, это самая крупная кошка на Земле Он не боится воды, великолепно плавает. Он может переплыть даже такую широкую реку, как Амур.
Он хорошо лазает по скалам, быстро бегает, высоко прыгает. Тигра можно смело назвать разносторонним спортсменом.
В: Отгадайте загадку о еще одной лесной кошке, живущей в наших лесах. 
Меньше тигра, больше кошки,
На ушках – кисти похожие на рожки. (слайд рысь)
В: А чтобы узнать, какой родственник тигра обитает на юге Приморья, послушайте еще одну загадку.
Я меньше тигра, но больше рыси.
У меня, как у тигра, острые зубы и когти большие.
Но вместо полос – темные пятна на шкуре моей
Отгадай, кто же я, поскорей. (слайд леопард) 
В: Леопард – самая редкая кошка в мире.
В: Все эти кошки занесены в Красную книгу. А почему? (ответы детей)
В: Ребята, а каких еще краснокнижных зверей можно встретить в наших Приморских лесах? (ответы детей). Слайд (Белогрудый медведь, пятнистый олень)
В: Наш край богат животным миром. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь отгадать. (В процессе разгадывания загадок дети «селят» в лес названных животных)

Летом сер, зимою бел,
По характеру несмел.
По полянкам скачет ловко,
Любит сочную морковку. (Заяц)

У меня роскошный хвост,
А характер мой непрост —
Я коварна и хитра.
Глубоко моя нора. (Лиса)

Я оранжевый зверек,
Шубка тёплая, как грелка,
Хвостик мягкий, как пушок,
Я — старательная …
(Белка)

Серый я, живу в лесу,
Знаю рыжую лису.
Песню грустную тяну,
Громко вою на луну (Волк)

Из берлоги слышен храп —
Спит хозяин, косолап.
Всю округу замело,
Но ему во сне тепло. (Медведь)

В: Молодцы, и с этим заданием вы справились. Посмотрите, какой чудесный лес у нас получился.

В: Приморский край - удивительный край, в котором сформирован поистине уникальный животный и растительный мир.

В: Многие из растений нашего края занесены в Красную книгу. В книгу заносятся животные и растения, которых на земле осталось мало. Они могут исчезнуть совсем.

В: Ребята, а как вы думаете, почему такую книгу назвали Красной и окрасили обложку в красный цвет? (ответы детей) (слайд обложка Красной книги)
В: Правильно, красный цвет обозначает опасность.
В: Природа нашего края преподносит много подарков для человека, а какой подарок мы можем сделать природе? (ответы детей)


Р: Мы любим лес в любое время года.
Мы слышим речек медленную речь.
Все это называется природой.
Давайте же всегда ее беречь.

Р: В лугах ромашки солнечного света,
Такие, что светлей на свете жить.
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить.

Р: Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубиться на заре тумана дым.
Все это называется природа!
Давайте же сердце ей отдадим.


В: Природу нужно беречь и любить. А как нужно себя вести, чтобы не навредить природе? (ответы детей)

1) Не бросать мусор в лесу!!!
2) Не оставлять непотушенный костер!!!
3) Не баловаться спичками!!!
4) Не топтать грибы, цветы, муравейники!!!
5) Не рушить птичьи гнёзда!!!
6) Не ломать ветки деревьев!!!
7) Не срывать растения!!!

В: Я знаю, вы очень воспитанные дети и обязательно будете соблюдать все эти правила.


В: Я родилась в Приморье,
Где сопки, море и тайга. 
Люблю тебя, мое Приморье,
Останусь жить здесь навсегда.

В: Пора нам возвращаться в детский сад, ребята! Давайте произнесем волшебные слова: «Раз, два, три повернись – в детском саду очутись!»

Наше занятие закончено. Я говорю всем большое спасибо.