Конспект непосредственной образовательной деятельности
в старшей группе на тему:
«Семейный альбом»»
Подготовила воспитатель высшей категории Рябова Л.В.
Программное содержание. Обогащать духовный мир детей. Воспитывать культуру общения. С помощью музыкального, поэтического, театрального и изобразительного искусства воспитывать у детей любовь и уважение ко всем членам семьи. Развивать общительность и коммуникабельность. Содействовать развитию у ребёнка памяти, логического мышления и творческого воображения с помощью игровой ситуации, театрализованных игр. Упражнять детей в умении рассказывать о своих впечатлениях связно, последовательно, грамотно, используя сложные предложения. Учить пользоваться прямой и косвенной речью. Совершенствовать диалогическую форму речи детей. Обогащать словарный запас детей, уточняя понятия родственных отношений.
Предварительная работа. Беседы воспитателя с детьми на темы: “Моя семья”, “Лучшие часы и минуты семейного досуга”, “Семейные будни”, “Забота о ближних”, “Семейные праздники”.Знакомство с народными традициями, семейным укладом жизни, пословицами и поговорками о семье. Разучивание стихотворений “Моя семья” Е.Гомоновой. Подготовка семейного альбома и рассказа о своей семье. Инсценирование стихов и шуток-малюток на тему “Моя семья”.
Материал и оборудование. Песни: “Моя семья” (муз. и сл. Е.Гомоновой). Гуашь, фоторамки. Музыкальный центр и аудиокассеты с записью, Семейные фотоальбомы детей группы.
Ход занятия
- Сегодня наше занятие мне хочется начать с игры, но игры необычной. Я вам предлагаю игру-разминку “Кто кем был?”.
- Скажите, ребята, кто кем был раньше?” (Показываю картинки).
- Как вы думаете, кем был раньше этот дедушка? (Взрослым мужчиной, папой.)
- Кем он был до этого? (Юношей, мальчиком.)
Значит, можно сказать, что дедушка раньше был мальчиком, ребенком.
- Догадайтесь, кто кем был.
(Курица была – цыпленком; помидор – семечком; стол – деревом; платье – хлопком, лошадь – жеребенком; хлеб – зерном; рыба – икринкой; доктор – ребенком; мама – девочкой.)
- Сегодня мы поговорим с вами о семье. Семья – это родные люди, живущие рядом с Вами, в вашей квартире. Семья – это мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, тетя,
Дядя, племянники. У каждой семьи есть фамилия. Назовите свою фамилию. (Ответы детей.)
Предложить объяснить происхождение фамилий, как раньше их давали людям.
- Скажите, как надо обращаться к взрослому человеку? (Называть по имени и отчеству.)
- Что же такое отчество? (Это имя папы, отца.) Когда вы вырастите, вас будут тоже называть по имени и отчеству.
- Ваня, как тебя будут называть? Почему? (Рассуждение детей, 2-3 чел.)
- Есть в доме любом семейный альбом,
Как в зеркале, мы отражаемся в нем.
Пускай, не всегда мы красивы,
Зато эти фото правдивы.
Хранится альбом в нашем доме,
И снимки хранятся в альбоме.
Их много – и старых и новых,
У нас у семейства………(фамилия семьи, чей альбом будут рассматривать.)
Рассматриваем семейные альбомы с фотографиями детей по очереди. Задаём детям вопросы.
- Кто на фотографии изображен? Кто он для тебя ?
- Кем приходится твоим маме и папе? Кем приходится этот человек для тебя? Как называют тебя бабушка и дедушка?
- Мама с папой кем будут друг для друга? А дедушка с бабушкой? Кем доводятся мама с папой для дедушки и бабушки?
- Кто в семье старший?
- Кто в семье младший?
- А как вас дома называют ласково?
Дидактическая игра “Назови ласково”.
- Сын - сыночек – сынуля.
- Дочь – доченька – дочурка.
- Дети - детки – детишки.
- Мама – и т. д.
- В каждой семье есть не только семейные фотографии ,но и много отдельных портретов, на которых изображены отдельные члены семьи , знакомые, друзья. (Показать фото.)
- Чем отличается семейная фотография от портрета? (На семейной фотографии сфотографированы несколько человек , а на портрете - один человек.)
- Семейные фотографии всегда берегут, их хранят в альбомах или вставляют в рамки.
(Показать рамки с фотографиями.) Я предлагаю вам оформить рамки для фотографий.
Пальчиковая гимнастика “Бабушкины ладошки” (Выполняется перед началом работы.)
- Ладушки, ладушки, где были ? У бабушки! (Хлопают в ладоши.)
А у бабушки ладони все в морщинки собраны. (Показывают руки ладонями вверх.)
А у бабушки ладони добрые – предобрые. (Поглаживают ладони друг о друга.)
Все работали ладони долгими годами. (Постукивают кулачками о ладони.)
Пахнут добрые ладони щами с пирогами! (Подносят ладони к лицу принюхиваются.)
По кудрям тебя погладят добрые ладони (Имитируют поглаживание.)
И с любой печалью сладят теплые ладони. (Подносят к лицу, складывают ладошки. Дуют на них.)
Ладушки, ладушки, где были ? У бабушки ! (Хлопают в ладоши.)
После окончания работы рассказать, кто сфотографирован в вашей рамке. (Рамки приготовлены заранее.)
Дети садятся за столы.
- Наша мастерская начинает свою работу! (Дети украшают заранее изготовленные рамки для фотографий.)
По окончании работы вместе детьми оформляем выставку. Предлагаю 2-3 детям рассказать о своих родных.