СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД в старшей группе "В гостях у сказки "Лиса и журавль"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект НОД (непосредственно образовательной деятельности) в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие»  с использованием художественной литературы  на тему: В гостях у  сказки «Лиса и журавль».  

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД в старшей группе "В гостях у сказки "Лиса и журавль"»

АНО ДО «Планета детства «Лада»

д/с №186 «Вазовец»

г.о. Тольятти







Конспект НОД

(непосредственно образовательной деятельности)

в старшей группе № 23

по образовательной области «Речевое развитие»

с использованием художественной литературы

Тема: В гостях у сказки «Лиса и журавль».












Составил: Стенякина Ю.И.,

воспитатель высшей категории





Цель: формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Задачи:

ОО «Социально – коммуникативное развитие»:

  • развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, взаимодействовать в различных видах деятельности.

ОО «Развитие речи»:

  • способствовать развитию творческого потенциала: устного иллюстрирования отрывков из текста, додумывания эпизода сказки.

  • создавать условия для развития игровой воображаемой ситуации, включая принятие роли использовать в речи средства интонационной выразительности: регулировать громкость голоса, темп речи, интонацию.

ОО «Художественно- эстетическое развитие»:

  • развивать социальное экспериментирование, направленное на исследование различных жизненных ситуаций в группе, в семье и некоторых общественных местах, умение выделять схемы.

Оборудование:

Книга «Путешествие по Книжной стране», волшебная коробочка, иллюстрации к сказке «Лиса и журавль», текст сказки.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание иллюстраций с изображением лисы и журавля, беседа об их жизни в природе.

  2. Знакомство с новыми словами: званый пир, стряпала, не обессудь, потчевать, досада, не солоно хлебала, как аукнется, так и откликнется.

  3. Беседа с детьми о правилах дружбы.

  4. Разучивание мирилок.

Форма организации НОД: фронтальная

СОТ: ТРИЗ, интерактивные технологии (работа в группах, дерево знаний, интервью)

Методы и приёмы: элементы ТРИЗ: проблемные ситуации и вопросы, игровые задания, творческие задания.

Содержание:

Воспитатель обращает внимание детей на необычность Книги «Путешествие по книжной стране» (книга светится), расположенной на полке в книжном уголке.

В.: Ребята, посмотрите, с нашей книгой «Путешествие по книжной стране» происходит что-то необычное, она вся светится. И вы мне ничего не говорите. Как вы думаете, отчего она так засветилась?

Д.:Я думаю, что книга веселится… (хочет с нами поиграть, хочет что – то нам рассказать или показать и т.д.)

В.: А я думаю, что наша книга хочет сообщить нам о том, что в ней появилась новая страничка. Давайте посмотрим и полюбуемся ею.

Воспитатель открывает книгу и показывает детям новую страничку с иллюстрацией к сказке «Лиса и журавль».

В.: Это иллюстрация к р.н.с. «Лиса и журавль». Мы продолжаем путешествовать по книжной стране, и я хочу вам прочитать эту сказку.

Эта же иллюстрация вывешивается на мольберте. Воспитатель предлагает занять поудобнее свои места на стульчиках и послушать сказку.

Игра «Волшебная коробочка»

В.: Но прежде, чем начать читать сказку, давайте возьмём волшебную коробочку, в которую вы можете положить все, что вам может помешать внимательно слушать сказку (упрямство, лень, невнимательность и т. д.).

(Дети «складывают» в коробочку то, что может им помешать, имитируя соответствующее движения).

В.: Что положишь ты? (каждый ребёнок проговаривает, то, что он хочет положить в коробочку). А я хочу оставить громкий голос, чтобы не испугать сказку. Закроем нашу коробочку на ключик, чтобы ничего из неё не убежало.

Воспитатель читает сказку.

Лиса и журавль

Лиса с журавлем подружились. Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:
- Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу.
Пошел журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает:
- Покушай, голубчик-куманек, - сама стряпала.
Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал - ничего не попадает! А лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела. Кашу съела и говорит:
- Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем.
Журавль ей отвечает:
- Спасибо, кума, и на этом. Приходи ко мне в гости.
На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:
- Кушай, кумушка. Право, больше нечем потчевать.
Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и этак, и лизнет его, и понюхает-то - никак достать не может: не лезет голова в кувшин.
А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел.
- Ну, не обессудь, кума! Больше нечем угощать.
Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла - несолоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось.
С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.
В.: Удалось ли лисе угостить журавля?

Д.: Нет.

В.: Почему нет?

Д.: Потому что угощение не попадало журавлю в клюв из тарелки, ему было неудобно так есть и т.д.

В.: Почему лиса решила пригласить на званый пир и угостить журавля?

Д.: Потому что лиса и журавль были друзьями. А друзей принято приглашать в гости и угощать.

В.: Какой урок преподал журавль лисе?

Д.: Журавль пригласил лису к себе в гости на окрошку и предложил есть из кувшина с узким горлышком. Лиса никак не могла достать окрошку, потому что её голова не лезет в кувшин.

В.: Почему лиса перестала дружить с журавлем?

Д.: Потому что лиса обиделась на журавля, она думала, что наестся у журавля в гостях на целую неделю, а ушла голодная и т.д.

Воспитатель подводит детей к обсуждению нравственного урока.

В.: Чему нас эта сказка научила? Какой урок мы можем взять себе?

Дети проговаривают свои варианты ответов.

Д.: Быть добрыми друг к другу, дружбе, не обманывать своих друзей, помощи друг другу, всегда угощать и делиться с ними и т.д.

Воспитатель подводит итог и произносит нравственный урок.

В.: Злом отвечать на зло плохо.

Ребята, подумайте и скажите, как можно подружить лису и журавля? Как можно помириться с тем, с кем поссорился?

Дети придумывают свои варианты продолжения сказки.

В.: С кем бы вы хотели помириться из своих друзей после прочтения этой сказки?

Дети проговаривают свои варианты ответов

Интерактивная технология «Работа в парах»

В.: Ребята, я предлагаю вам выбрать себе пару, встать напротив друг друга и прочитать знакомые мирилки. При этом мы будем держать друг друга либо за руки или за пальчик мизинчик и т.д.

Дети встают напротив друг друга, и каждая пара произносит выученные ранее мирилки в стихах.

Пальчик за пальчик

Пальчик за пальчик
Крепко возьмем
Раньше дрались,
А теперь ни по чем.

 Не дерись

Не дерись, не дерись,
Ну-ка быстро помирись!

 Мирись, мирись

Мирись, мирись, мирись
И больше не дерись.
А если будешь драться,
То я буду кусаться.
А кусаться нам нельзя,
Потому что мы друзья!

Ссориться не будем

Ссориться не будем.
Будем мы дружить,
Клятву не забудем,
Пока мы будем жить!

 Хватит сердиться

Хватит нам уже сердиться,
Поскорей давай мириться:
- Ты мой друг!
- И я твой друг!
Мы обиды все забудем
И дружить, как прежде будем!

 Давайте все мириться

Давайте все мириться
Игрушками делиться.
А кто не станет мириться-
С тем не будем водиться!

Давай дружить

Чем ругаться и дразниться
Лучше нам с тобой мириться!
Очень скучно в ссоре жить,
Потому – давай дружить!

 Солнце

Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось,
Нужно просто стать добрей
И мириться нам скорей!



Интерактивная технология «Дерево знаний»

Игровое упражнение  «Объясни пословицу».

Детям предлагается объяснить пословицу на Дереве Знаний, вспомнить и назвать другие пословицы о дружбе, объяснить их смысл:

  • «Как аукнулось, так и откликнулось!»

  • «Не имей сто рублей, а имею сто друзей»

  • «Дружба - великая сила»

  • «Друг - твое зеркало» и др.


В.: Ребята, а теперь подойдите все ко мне, встаньте в круг и протяните мне свою одну ладошку для произнесения мирилки, которую знаю я.

«Тёплый лучик»

Солнце выйдет из-за тучек,
Нас согреет тёплый лучик.
А ругаться нам нельзя,
Потому что мы друзья.

В.: Вот какая большая пирамида дружбы у нас получилась. Наша группа – это большая семья, бывает и мы ссоримся, но при этом всегда остаёмся друзьями. Мы всегда готовы прийти на помощь. Я вам желаю никогда не ссориться, а если вдруг поссорились, то непременно найти выход и помириться.

Интерактивная технология «Интервью»

В.: Ребята, что интересного вы сегодня узнали для себя? Начните своё предложение со слов «Я сегодня узнал…» (ответы детей). Всего вам доброго!