Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – Детский сад № 86 «Колокольчик»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
«Животные жарких стран»
для подготовительной группы
(образовательная область «Коммуникация»)
с использованием мультимедийной презентации
Третьякова Мария Васильевна
воспитатель высшей категории
г. Якутск – 2023г.
Программное содержание:
Цель: развивать разносторонние представления детей об окружающей действительности; уточнение, закрепление и расширение знаний о животных жарких.
Обучающие задачи:
- систематизировать знания детей о диких животных жарких стран;
- формировать знания детей об образе жизни животных, их потомстве, среде обитания, особенностях внешнего вида;
Развивающие задачи:
- развивать лексико-грамматический строй речи, обогащать словарь детей;
- развитие умения сравнивать животных по существенным признакам;
- закрепление умения образовывать сложные слова путем сложения основ;
- повторение схемы составления рассказа-описания животного;
- развитие слогового анализа и синтеза;
- развитие общей и мелкой моторики, плавного длительного выдоха, внимания;
- развивать связную речь детей, умение отвечать на вопросы полным предложением;
Воспитательные задачи:
- Воспитание познавательного интереса к фауне жарких стран, бережного отношения к живой природе.
Предварительная работа: чтение сказок и рассказов о диких животных (Бианки, Пришвин). Загадывание загадок о животных, рассматривание картин, рассказывание по картинам с изображением животных, дидактические игры («Кто, где живёт?», «Чей домик?», «Чей детёныш?»), рассматривание презентаций «Животные наших лесов», «Дикие животные и их детёныши».
Материалы: ноутбук, проектор, экран, компьютерная презентация «Дикие животные жарких стран», магнитофон.
Оборудование: большая объемная снежинка, бумажные снежинки для детей (размером с детскую ладонь), проектор, презентация.
Ход занятия:
Вос-ль: Послушайте, ребята, одну удивительную историю. Жила-была маленькая Снежинка. (показ в слайде снежинки). Снежинка очень любила зиму, любила кружиться и танцевать в морозном воздухе. Но еще Снежинка умела мечтать. И мечтала она совсем не о зимних забавах. По ночам ей снились необыкновенные сны.
Что может, ребята, присниться Снежинке?
Она не расскажет – расскажут картинки.
(показ в слайде животных жарких стран) Составление детьми предложений о том, что снится Снежинке.
Вос-ль: Снежинка очень грустила, что не может увидеть наяву таких необыкновенных животных. Ведь в наших лесах не водятся страусы и фламинго. Кого еще нет в наших лесах?
Ответы детей:
- В наших лесах нет черепах и кенгуру (показ в слайде черепах и кенгуру)
- в наших лесах нет обезьян и жирафов (показ в слайде обезьян и жирафов)
- в наших лесах нет крокодилов и носорогов (показ в слайде крокодилов и носорогов)
Вос-ль: И вот однажды Снежинка решила совершить опасное путешествие- в жаркие страны. Почему оно было опасным для нее?
Дети: Потому что от жары она может растаять.
Вос-ль: Правильно, молодцы……Тогда Снежинка решила отправиться за помощью к Ветерку, который поможет ей добраться до Африки. А как может Ветерок помочь Снежинке?
Ответы детей.
Вос-ль: Представим, что мы Ветерок и подуем на снежинку.
( Дети дуют на них, соблюдая правила не раздувать щеки и не поднимать плечи)
Вос-ль: Пока Ветерок нес С. ,он рассказал ей о джунглях. А что он ей рассказал, ребята? Что такое джунгли? Какие растения растут в джунглях? (показ в слайде джунгли)
Ответ детей: Джунгли-это влажный и жаркий лес. В джунглях растут пальмы и лианы.
Вос-ль: Верно. Именно так и сказал Снежинке Ветерок…… Но вот Снежинка в джунглях. Она приземлилась на верхушку пальмы и увидела
….веселую длиннохвостую ….(обезьяну) (показ в слайде обезьяны)
Потом она заметила ….
…Чешуйчатого острозубого…(крокодила) (показ в слайде крокодила)
Затем она увидела…
…полосатого хищного…(тигра) (показ в слайде тигра)
Вос-ль: А что еще мы можем рассказать об Африке?
Дети: В Африке есть пустыни, покрытые песком, есть саваны, покрытые травой.
Вос-ль: А теперь скажите кто еще живет в Африке?
*двугорбый ….(верблюд) (показ в слайде верблюда)
*гривастый царственный….(лев) (показ в слайде льва)
*длинношеий пятнистый…(жираф) (показ в слайде жирафа)
*большеухие серые…(слоны) (показ в слайде слона)
*Толстокожий воинственный…(носорог) (показ в слайде носорога)
*полосатая…(зебра) (показ в слайде зебры)
Голос Снежинки: -Ух, какой он! -закричала Снежинка. -это, наверно, африканский гусь! Он такой же длинношеий!
Вос-ль: Ребята, разве это гусь? Давайте поможем С. разобраться! (показ в слайде жирафа и гуся)
Дети сравнивают гуся и жирафа:
И у жирафа, и гуся длинная шея. Но:
Гусь-это водоплавающая птица, а жираф-это сухопутное животное.
Гусь живет в наших краях, а жираф-в Африке.
Гусь покрыт перьями, а жираф нет.
У жирафа пятнистая шкура, а у гуся пятен нет.
Голос Снежинки: Ух, какой он! - закричала С.-это наверно, африканский кот! Он очень похож на кота!
Вос-ль: Ребята, докажем С. что это не кот?
Дети сравнивают льва и кота (аналогично). Отмечается сходство кота и льва. Вос-ль напоминает, что кот, тигр, пантера и леопард относятся к семейству « кошачьих».
Голос С.-Ух, какой он !- закричала С. – Это наверно, африканская лошадь! У лошади такая же грива и такие же копыта.
Сравнение лошади и зебры (показ в слайде лошади и зебры) Вос-ль хвалит детей за внимательность и говорит, что зебра и лошадь тоже одного семейства.
Вос-ль: Снежинке так понравились животные, что ей сразу же захотелось рассказать о них своей сестре Дождинке. Как ей рассказать? Каким способом? Ведь Африка очень далеко!
Дети: - Можно отправить письмо, телеграмму или позвонить по телефону.
Вос-ль: Правильно. Именно так и поступила Снежинка. Она отправила телеграмму. (Читаю телеграмму с экрана). Но некоторые слова в ней написаны неразборчиво. Давайте разбираться! (показ в слайде телеграммы)
Дети подбирают с помощью прохлопывания названия животных к схеме.
Вос-ль: Снежинка увидела много нового и слегка утомилась. Давайте вместе с нею сделаем веселую звериную зарядку!
Дети выполняют движения в соответствии с текстом песни.
« У жирафа пятна, пятна….».
Вос-ль: И тут Снежинка вспомнила про другую свою сестру – Пылинку. И решила ей позвонить рассказать что-нибудь интересное. Давайте представим, как Снежинка будет разговаривать с Пылинкой? Кто хочет первым рассказать о животном, которого сегодня увидела Снежинка?На экране показана схема, которая поможет Вам составить рассказ.
Например: Это жираф. Шкура покрыта коричневыми пятнами разной формы. Жираф – очень длинношее животное. На голове у жирафа рожки. Сзади-хвост, а на конце хвоста - маленькая кисточка. Жираф питается листьями с кустов и деревьев. Поэтому ему очень нужна длинная шея. У жирафа рождается маленький жирафёнок. Жираф живет в Африке.
Ответы 4-5 детей. Хвалю детей за интересные рассказы.
Вос-ль: А теперь вспомним, на какие вопросы ответила Снежинка, чтобы ее рассказ получился красивым и интересным? ( Дети вспоминают, задают вопросы).
Вос-ль спрашивает, что им особенно понравилось в занятии и почему. Прощаемся со Снежинкой.