Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Журавушка»
Конспект образовательной деятельности
детей подготовительной группы по теме «Невидимка воздух»
Подготовила:
Полкова Т.Н, воспитатель
г. Черногорск, 2022 г.
Конспект образовательной деятельности
детей подготовительной группы по теме «Невидимка воздух»
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности «Невидимка воздух».
Задачи:
- Развивать умения присваивать полученную в простой форме информацию.
- Создать условия для
обогащения представлений детей о воздухе, его свойствах (бесцветный, имеет вес, не имеет запаха, легче воды, движется); о роли в жизни живых существ;
для проявления интереса детей к познавательной деятельности и экспериментированию;
для развития навыков взаимодействия со сверстниками, умения договариваться и обсуждать совместные действия;
- Стимулировать речевую активность посредством высказывания детьми своих мыслей, умозаключений и предположений.
Материалы и оборудование: весы подвесные, 2 одинаковых воздушных шара, стакан с водой на каждого ребенка, трубочки для коктейля, пустой стакан на каждого ребенка, прозрачная емкость с водой, веера по количеству детей, целлофановые пакеты и острые палочки на каждого, мыльные пузыри, карточки-обозначения свойств воздуха.
Предварительная работа: беседа «Живая и неживая природа; рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдение на прогулке за ветром.
Ход образовательной деятельности:
Вводная часть (организационный и мотивационный момент)
Педагог:
-Ребята, сегодня к нам в группу почтальон доставил бандероль . Интересно, откуда она пришла, мы сейчас это узнаем. (Воспитатель читает на бандероли «Страна Пытливых умов»).
-Ой, да здесь ещё и открытка с загадкой:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать,
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас.
(Воздух)
– Что это?
Дети:
- Воздух
Педагог:
- Предлагаю открыть бандероль ,что же там интересно находится?
- Смотрите, внутри пусто.
-Ребята, что же всё-таки находится бандероли? Как вы думаете?
Дети: Воздух.
Педагог:
– Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе.
- Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха. Эта удивительная оболочка называется – атмосфера. Воздух – это то, чем мы дышим. Мы с вами дышим постоянно, даже во сне, не замечая этого. Животные и растения тоже дышат, им необходим воздух, как людям. Куда бы мы ни пошли, куда бы мы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух.
– А кто из вас, ребята, видел воздух? Я тоже его не вижу, но я знаю, что он здесь есть. И сейчас вместе с вами в этом убедимся. Для этого я приглашаю вас в мини-лабораторию, где мы и приступим к своим опытам, как настоящие ученые-исследователи. (Дети переходят за столы)
Педагог:
- По вашему мнению, каким обязан быть ученый? (внимательным, умным). В лаборатории необходимо соблюдать правила: не шуметь, слушать внимательно собеседника.
Основная часть
Опыт 1 «Как поймать воздух»
Педагог:
-Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите? (ответы детей)
-Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Дети:
-Мы его не видим, но чувствуем.
Педагог:
Молодцы! Вы сами сделали правильный вывод, что воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. (Воздух не имеет цвета. Он прозрачный.)
Опыт 2 «Что в стакане?»
Педагог:
-У меня в руках стакан. Как вы думаете, он пустой?
Дети:
-Да.
Педагог:
-Вот мы сейчас проверим.
- На дно стакана надо положить салфетку, и основательно ее придавить. Перевернув стакан вверх дном, удерживая прямо,не наклоняем и опускаем в ёмкость с водой, до дна ёмкости. Потом стакан надо достать из воды. Ребята, скажите, намокла ли салфетка? Что же произошло с салфеткой. Почему салфетка не намокла? Почему вода не попала в стакан? Какой можно сделать вывод?
Дети:
- салфетка не намокла, так как в стакане находился воздух, он не пропускал воду в стакан.
Педагог:
-Правильно! А теперь попробуем опустить наш стакан в воду, но держать его будем наклонно. Что появилось в воде?
Дети:
- Пузырьки воздуха.
Педагог:
- Да, это воздух выходит из стакана, а его место занимает вода. Интересно наблюдать, как воздух, попадая в воду, быстро поднимается пузырьками наверх. Ребята, я знаю еще один интересный опыт с воздухом.
Опыт 3 «Воздух легче воды»
Педагог:
-Перед вами стаканы с водой и трубочки для коктейля. Возьмите каждый по трубочке и подуйте через нее в стакан с водой. Что выходит из воды с пузырьками?
Дети:
-Воздух.
Педагог:
-Откуда он берется?
Дети:
-Мы вдыхаем его носом, а выдыхаем ртом в трубочку.
Педагог:
-А почему пузырьки поднимаются на поверхность? Потому что воздух легче воды. Какой сделаем вывод?
Дети:
«Воздух легче воды»
Педагог:
-Ребята, у меня для вас есть небольшой сюрприз (Достает мыльные пузыри) Что это? Что находится внутри мыльных пузырей? Давайте немножко поиграем. (Сначала одни дети будут надувать, а другие ловить, а потом наоборот.)
Если дунуть посильней,
Будет много пузырей!
Раз, два, три, четыре, пять,
Ни за что их не поймать.
Педагог:
-Наигрались? А теперь пройдем в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия! Как вы думаете, воздух имеет вес?
Дети:
-Нет.
Педагог:
-Хотите проверить?
Опыт 4 «Имеет ли воздух вес?»
(Педагог берет в руки воздушный шар)
Педагог:
-Что у меня в руках? Почему он так называется? (ответы детей) Молодцы! Нам понадобятся весы и 2 одинаковых воздушных шара. Эти весы можно сделать самим из веревочки и палочки. С двух сторон подвешиваем шары. Сейчас весы уравновешенны. Возьмем острую палочку и проткнем один из шаров. Что произошло?
Дети:
-Шар с воздухом опустился вниз, а лопнувший шар поднялся вверх.
Педагог:
-Какой можно сделать вывод?
Дети:
-«Воздух имеет вес»
Педагог:
-Имеет ли воздух запах? Как вы думаете, ребята?
-Попробуйте втянуть воздух носом. Пахнет?
Дети:
-Нет.
Педагог:
-А почему на кухне пахнет пирожками, а на лугу цветами? Я попробую вам объяснить. Воздух не имеет запаха, но двигаясь, может доносить запах до нас.
Закройте глаза, зажмите нос. Я пронесу мимо вас предмет, а вы попробуйте узнать его по запаху. Удалось? (нет, нос был закрыт)
Откройте нос. А теперь? Запах распространяется по воздуху, поэтому мы его чувствуем, когда вдыхаем воздух. Какой можно сделать вывод?
«Воздух не имеет запаха, но он может переносить запахи когда движется.»
Педагог:
-Ребята, а что такое ветер? Ветер- это и есть движение воздуха. Мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть? На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка)
А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как?
Опыт 5 «Движение воздуха»
Педагог:
-Возьмем в руки веер и помашем перед лицом. Что вы почувствовали? (Воздух, холодок). Итак делаем следующий вывод: «Воздух может двигаться»
-Ребята, сегодня мы много говорили о воздухе, его свойствах, и повторим самое главное, что воздух необходим всему живому. Без него мы не проживем и 5 минут. Попробуйте, закройте рот и зажмите нос двумя пальцами. Не дышите. Почему вы убрали руки и открыли рот? Чего вам не хватило? Хорошо вам было без воздуха?
Дети:
- Нет! Нам было плохо! Мы не можем без него дышать!
Заключительная часть
Педагог:
- Ребята, наше исследование в научной лаборатории завершилось.
Что вы сегодня узнали о воздухе?
Воздух – часть природы. Он везде вокруг нас, мы им дышим.
Воздух невидим, прозрачен.
Воздух может двигаться.
Воздух легче воды
Воздух имеет вес
Воздух не имеет запаха, но он может переносить запахи когда движется.
Воздух необходим всем нам. Без него нет жизни.
Какой из опытов вам больше всего понравился, о каком свойстве воздуха он нам рассказал?
Мы с вами сегодня узнали о свойствах воздуха, проводя опыты и эксперименты с воздухом. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажите своим друзьям и родителям. Спасибо вам ребята , с вами было очень приятно и интересно общаться, вы сегодня были активными.