Конспект образовательной деятельности
по духовно-нравственному развитию детей
на тему «Посиделки в русской избе»
Подготовила воспитатель:
Иванова Светлана Владимировна
2018 год
Образовательная область: Познавательное развитие
Возрастная группа: старшая группа
Тема НОД «Посиделки в русской избе»
Цель: формирование у детей представлений о русской избе, быте и творчестве русского народа
Задачи:
1.Вырабатывать умения использования в речи знаний русского фольклора: загадок, прибауток, сказок.
2.Закрепить знания детей о назначении русской печи, прошлом ложки, развивать художественно-творческие способности детей.
3.Развивать интерес к хороводным играм, забавам.
4. Воспитывать интерес и уважение к народным традициям, истокам русской культуры, вызвать эмоциональный отклик.
Словарная работа: печь, печка, лоскутное одеяло, горница, посиделки.
Оборудование: Экран, проектор, театр ложек
Этап НОД
Организационный момент
- У нас сегодня гостей много, как же нам их поприветствовать?
- А я предлагаю по старому обычаю: поклоном, да словом добрым. «Здравствуйте, гости дорогие!»
- Догадались, о чём мы с вами сегодня будем говорить? (о прошлом русского народа, о его обычаях, традициях, быте).
- Ребята, а хотели бы вы отправиться в прошлое?
- Чтобы попасть в прошлое, мы с вами должны произнести считалку:
«Раз, два, три, четыре, пять
Хотим в прошлом побывать» (включаем слайд изба №1)
- Где мы оказались? (в избе)
- А кто знает, как в избе называлась самая красивая, большая комната? (горница)
- Проходите пожалуйста, в горнице для каждого из вас найдется теплое местечко и приветливое словечко.
- Давным-давно в деревнях устраивались посиделки. В зимние длинные вечера собирались люди в одной из изб, где обменивались новостями, пряли, вязали, вышивали, рисовали, пели песни, рассказывали прибаутки, сказки, посиделки не обходились без загадок.
- А вы любите отгадывать загадки?
- Давайте отгадаем загадку и узнаем, что же в избе было самым главным.
- А вот следующая загадка:
«Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю,
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду!» (ложка)
Следующая загадка музыкальная «Морщинистый Тит
Всю деревню веселит». (гармонь)
(слайд «Гармони»)
- и не одни посиделки не обходились без песен, хороводов под гармошку.
Хоровод «А я по лугу»
- В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева и расписывали узорами. В гости всегда ходили со своей ложкой, даже поговорку сложили: «Запасливый гость без ложки не ходит».
(слайд «Ложки»)
- Ложкой не только ели, на ложках можно было играть, показывать ложковый театр. Мы с вами тоже сделаем ложковый театр и сейчас с помощью ложек обыграем разные прибаутки, небылицы, которые рассказывали на посиделках. А говорили так:
«Небылицы в лицах сидят в теремах, щелкают орешки, да говорят насмешки. Хотите знать какие? А вот такие!
Рассказывание прибауток.
«Федул, что губы надул?»
«Иван, скажи моей лошади – тпру».
«Что везешь? – сено»
«Андрей, детка, о чём плачешь?»
«Собака, что лаешь?»
«Тит, иди молотить».
- И ни одни посиделки не обходились без игр.
Подвижная игра «Пирог»
Слушайте следующую загадку.
«Я люблю на ней лежать,
Только это не кровать,
А избы моей сердечко
Русская, большая...» (печка)
- А как называлась профессия человека, который клал печи? (печник)
- Давайте посмотри на слайде, какие были печи на Руси.
(слайд о печке)
- Ребята, а в каких сказках встречается русская печка?
Игра- драматизация сказки: «Волк и семеро козлят»
Ответы детей
Дети вместе с воспитателем произносят считалку
Вместе с воспитателем водят хоровод «А я по лугу»
Обыгрывание прибауток, небылиц с помощью ложкового театра
Дети играют в игру «Пирог»
Показывают игру-драматизацию «Волк и семеро козлят»
Постановка проблемы и «открытие» нового знания.
- Ребята, а как вы думаете, чем укрывались люди, которые спали на печи?
- Но в это время не каждый мог себе позволить купить одеяло и поэтому в старину укрывались лоскутным одеялом. Ткань была очень дорогой, поэтом, даже сильно изношенная одежда шла в ход. Хозяйка выбирала из износившейся одежды хорошие куски ткани, отрезала их и складывала в специальный сундучок. Когда накапливалось достаточное количество лоскутов, заботливая хозяйка разрезала их на равные геометрические формы, чаще всего квадрат, потом сшивала, делая единое пёстрое полотно. А из этого полотна, шилось новое одеяло. Такое одеяло называлось лоскутным, потому что шилось из лоскутков – кусочков ткани.
(слайд «Лоскутное одеяло»)
Дети знакомятся с образцами лоскутных одеял
Закрепление нового знания, повторение
- Давайте мы с вами тоже сделаем лоскутное одеяло.
Коллективная работа «Лоскутное одеяло».
- Так почему печка была самой главной в избе? Для чего нужна печка. Тепло и уютно, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, пироги, сушили продукты и одежду; на ней спали и дети и старики, зимой под печкой держали кур, и даже мылись в печи, она была источником света.
дети раскрашивают свой кусочек так, как он хочет, затем все работы скрепляются между собой
Рефлексия (итог НОД)
- Ну, вот и закончилось наше путешествие в прошлое, пора возвращаться в настоящее, а поможет нам считалка и 1,2,3,4,5 – возвращаемся в свое время опять.
-Милые мои, вам понравилось? А что больше всего запомнилось? Что бы хотелось повторить?
Возвращаются в детский сад
Дети делятся впечатлениями