СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект образовательной деятельности по духовно-нравственному развитию детей на тему «Посиделки в русской избе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект образовательной деятельности по духовно-нравственному развитию детей на тему «Посиделки в русской избе»»

















Конспект образовательной деятельности

по духовно-нравственному развитию детей

на тему «Посиделки в русской избе»








Подготовила воспитатель:

Иванова Светлана Владимировна





2018 год







Образовательная область: Познавательное развитие

Возрастная группа: старшая группа

Тема НОД «Посиделки в русской избе»

Цель: формирование у детей представлений о русской избе, быте и творчестве русского народа

Задачи:

1.Вырабатывать умения использования в речи знаний русского фольклора: загадок, прибауток, сказок.

2.Закрепить знания детей о назначении русской печи, прошлом ложки, развивать художественно-творческие способности детей.

3.Развивать интерес к хороводным играм, забавам.

4. Воспитывать интерес и уважение к народным традициям, истокам русской культуры, вызвать эмоциональный отклик.

Словарная работа: печь, печка, лоскутное одеяло, горница, посиделки.

Оборудование: Экран, проектор, театр ложек

Этап НОД

Организационный момент

- У нас сегодня гостей много, как же нам их поприветствовать?

- А я предлагаю по старому обычаю: поклоном, да словом добрым. «Здравствуйте, гости дорогие!»

- Догадались, о чём мы с вами сегодня будем говорить? (о прошлом русского народа, о его обычаях, традициях, быте).

- Ребята, а хотели бы вы отправиться в прошлое?

- Чтобы попасть в прошлое, мы с вами должны произнести считалку:

«Раз, два, три, четыре, пять

Хотим в прошлом побывать» (включаем слайд изба №1)

- Где мы оказались? (в избе)

- А кто знает, как в избе называлась самая красивая, большая комната? (горница)

- Проходите пожалуйста, в горнице для каждого из вас найдется теплое местечко и приветливое словечко.

- Давным-давно в деревнях устраивались посиделки. В зимние длинные вечера собирались люди в одной из изб, где обменивались новостями, пряли, вязали, вышивали, рисовали, пели песни, рассказывали прибаутки, сказки, посиделки не обходились без загадок.

- А вы любите отгадывать загадки?

- Давайте отгадаем загадку и узнаем, что же в избе было самым главным.

- А вот следующая загадка:

«Если я пуста бываю,

Про тебя я забываю,

Но когда несу еду,

Мимо рта я не пройду!» (ложка)

Следующая загадка музыкальная «Морщинистый Тит

Всю деревню веселит». (гармонь)

(слайд «Гармони»)

- и не одни посиделки не обходились без песен, хороводов под гармошку.

Хоровод «А я по лугу»

- В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева и расписывали узорами. В гости всегда ходили со своей ложкой, даже поговорку сложили: «Запасливый гость без ложки не ходит».

(слайд «Ложки»)

- Ложкой не только ели, на ложках можно было играть, показывать ложковый театр. Мы с вами тоже сделаем ложковый театр и сейчас с помощью ложек обыграем разные прибаутки, небылицы, которые рассказывали на посиделках. А говорили так:

«Небылицы в лицах сидят в теремах, щелкают орешки, да говорят насмешки. Хотите знать какие? А вот такие!

Рассказывание прибауток.

«Федул, что губы надул?»

«Иван, скажи моей лошади – тпру».

«Что везешь? – сено»

«Андрей, детка, о чём плачешь?»

«Собака, что лаешь?»

«Тит, иди молотить».

- И ни одни посиделки не обходились без игр.

Подвижная игра «Пирог»

Слушайте следующую загадку.

«Я люблю на ней лежать,

Только это не кровать,

А избы моей сердечко

Русская, большая...» (печка)

- А как называлась профессия человека, который клал печи? (печник)

- Давайте посмотри на слайде, какие были печи на Руси.

(слайд о печке)

- Ребята, а в каких сказках встречается русская печка?

Игра- драматизация сказки: «Волк и семеро козлят»

Ответы детей

Дети вместе с воспитателем произносят считалку

Вместе с воспитателем водят хоровод «А я по лугу»

Обыгрывание прибауток, небылиц с помощью ложкового театра

Дети играют в игру «Пирог»

Показывают игру-драматизацию «Волк и семеро козлят»

Постановка проблемы и «открытие» нового знания.

- Ребята, а как вы думаете, чем укрывались люди, которые спали на печи?

- Но в это время не каждый мог себе позволить купить одеяло и поэтому в старину укрывались лоскутным одеялом. Ткань была очень дорогой, поэтом, даже сильно изношенная одежда шла в ход. Хозяйка выбирала из износившейся одежды хорошие куски ткани, отрезала их и складывала в специальный сундучок. Когда накапливалось достаточное количество лоскутов, заботливая хозяйка разрезала их на равные геометрические формы, чаще всего квадрат, потом сшивала, делая единое пёстрое полотно. А из этого полотна, шилось новое одеяло. Такое одеяло называлось лоскутным, потому что шилось из лоскутков – кусочков ткани.

(слайд «Лоскутное одеяло»)

Дети знакомятся с образцами лоскутных одеял

Закрепление нового знания, повторение

- Давайте мы с вами тоже сделаем лоскутное одеяло.

Коллективная работа «Лоскутное одеяло».

- Так почему печка была самой главной в избе? Для чего нужна печка. Тепло и уютно, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, пироги, сушили продукты и одежду; на ней спали и дети и старики, зимой под печкой держали кур, и даже мылись в печи, она была источником света.

дети раскрашивают свой кусочек так, как он хочет, затем все работы скрепляются между собой

Рефлексия (итог НОД)

- Ну, вот и закончилось наше путешествие в прошлое, пора возвращаться в настоящее, а поможет нам считалка и 1,2,3,4,5 – возвращаемся в свое время опять.

-Милые мои, вам понравилось? А что больше всего запомнилось? Что бы хотелось повторить?

Возвращаются в детский сад





Дети делятся впечатлениями