Конспект образовательной деятельности по моделированию
с элементами аппликации по теме «Солнечные лучики»
для детей раннего дошкольного возраста
(познавательно-исследовательская деятельность
с детьми раннего возраста)
Актуальность
Прежде чем давать знания,
надо научить думать,
воспринимать, наблюдать.
В. Сухомлинский.
Ребенок дошкольного возраста узнает окружающий мир посредством ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразней исследовательская деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Образовательные области: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Интеграция видов деятельности: предметная деятельность; экспериментирование с материалами; общение с взрослым; совместные игры со сверстниками под руководством взрослого; восприятие смысла стихов, музыки; двигательная активность.
Вид образовательной деятельности: интегрированный
Форма образовательной деятельности: групповая (индивидуально-коллективная)
Цель: Формирование у детей элементарных представлений о доступном явлении природы – солнце, его особенностях
Задачи:
Образовательные:
Формировать представления о доступных явлениях природы;
Формировать представления о сезонных явлениях весной (потеплело, пригревает солнце, тает снег, бегут ручьи);
Формировать начала воображения, образного мышления, побуждая детей к экспериментированию с материалами – бумагой, имеющей разные свойства (мнется, рвется, сминается между ладонями; к конструированию совместно с педагогом панно, помогая видеть в разорванных и скатанных бумажках образ художественного характера (жёлтые лучи);
Формировать умение различать желтый цвет, правильно называть его; форму – круг.
Развивающие:
Развивать зрительное восприятие; координированные движения обеих рук и мелкую моторику;
Развивать умение откликаться на вопросы и предложения взрослого, инициативно высказываться;
Развивать желание слушать короткие художественные произведения;
Развивать интерес к играм-действиям под звучащее слово.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к выполнению нескольких игровых действий (с помощью взрослого);
Воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу.
Здоровьесберегающие:
Планировать объём материала с учетов возрастных особенностей детей;
Чередовать статические и динамические задания;
Способствовать созданию благоприятного психологического климата
Планируемый результат:
- Имеет элементарные представления о природных явлениях весной.
- Может поделиться информацией.
- Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу.
- Проявляет интерес к сюжетному конструированию с использованием бумаги, имеющей разные свойства.
- Различает жёлтый цвет, форму - круг.
- Проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные литературно – художественные произведения (потешки, стихотворения, песенки).
- Общается в диалоге со взрослым.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций и картинок с изображением весенних пейзажей;
Чтение художественной литературы;
Дидактические игры с прищепками («Солнышко» и др.);
Наблюдение на прогулке за солнцем, таянием сосулек, снега, игры на развитие тактильных ощущений, температурных различий («Погреем ладошки, подставив их солнышку, в тени рукам холодно»);
Подвижные игры: «Солнышко и дождик»;
Рисование «Светит солнышко в окошко…»
Обогащение и активизация словаря: весна, ручьи, журчат, бегут, солнце, греет, тёплое, сосульки, тают, капают и пр.
Приёмы и методы работы:
Словесные: рассказ, объяснение способов выполнения работы, помощь, напоминание, указание, поощрение, художественное слово;
Наглядные: показ и рассматривание способов выполнения действия;
Практические: игра, совместное выполнение действий, самостоятельное выполнение действий, повтор детьми слов и фраз за воспитателем, пальчиковая гимнастика.
Материалы и оборудование: лист ватмана с нарисованным на нем желтым кругом – «солнышко», бумажные салфетки желтого цвета, клей, тарелочки, салфетки, воздушный шар, зонт, музыкальная композиция.
Технологическая карта
Содержание игрового экспериментирования
№ | Этап игры-занятия Структурные компоненты деятельности | Ход деятельности |
Деятельность педагога | Деятельность детей | Ожидаемые результаты |
1 | Вводная часть Организационный момент Время: 1 мин. | Воспитатель рассаживает детей на стульчики, стоящие полукругом. Воспитатель: Ребята, наступила весна, тает снег, сосульки, бегут ручьи, светит солнышко. Вспомнили? Мы с вами наблюдали на прогулке за солнышком! | Дети садятся на стулья, слушают воспитателя. Ответы детей. | Дети проявляют интерес, стремление к взаимодействию. |
2 | Проблемная ситуация, постановка и принятие детьми цели игры-занятия Время: 3 мин. | Сюрпризный момент: «Солнышко лучистое в гости к нам пришло» Воспитатель привлекает внимание детей на стук в дверь: Ребята, вы слышите, кто-то стучится к нам в дверь. Давайте посмотрим. Вносится макет солнышка. Воспитатель: Посмотрите ребята, кто к нам пришёл? Воспитатель: Правильно, Солнышко. Посмотрите солнышко круглое и желтое. Послушайте потешку про солнышко: Солнышко-ведрышко, Выгляни в окошечко! Солнышко, нарядись, Красное, покажись! Воспитатель: Ребята, давайте с поздороваемся с Солнышком. Воспитатель: Посмотри, Солнышко, какие мы добрые, вежливые, весёлые ребята! А ты почему грустишь и куда же ты пропало? Солнышко: Здравствуйте, ребята. Со мной приключилась беда, я потеряло свои лучики и поэтому заболело. Постановка цели: Воспитатель: Ребята, давайте поможем солнышку, сделаем ему лучики и тогда оно опять будет улыбаться. Согласны? | Дети рассматривают макет солнышка. Откликаются на вопрос взрослого. Выделяют, с помощью взрослого, характерные особенности (круглое, желтое) Дети откликаются на просьбу взрослого: здороваются. Ответы детей. | Дети активно включаются в общение со взрослым всеми доступными им средствами; отвечают на простые вопросы. Различают желтый цвет, форму круга. Слушают доступные по содержанию художественные произведения. Умеют здороваться (по напоминанию взрослого). Эмоционально откликаются на игру, предложенную взрослым, принимают игровую задачу. Общаются в диалоге со взрослым. |
3 | Основная часть Конструирование из бумаги «Открытие» детьми новых знаний, способов действий, поддерживание инициативы. Время: 3 мин. | Воспитатель: Посмотрите ребята, я нашла один потерянный солнышком лучик. Давайте его рассмотрим: лучик у солнышка длинный, желтый, из бумаги. Сейчас мы с вами сядем за столики, где я приготовила все необходимое и сделаем лучики из бумажных салфеток. Показ и объяснение способов выполнения работы: Потрогайте, какие салфетки мягкие, нежные, они ещё легко рвутся. Вот так (показывает приём разрывания на полоски). А теперь попробуйте вы! Молодцы! А теперь, ребята, возьмем по одной полоске, положим ее на одну ладошку, вот так (показывает, помогает), а другой ладошкой накроем и начнем ее скручивать, катая руками. Индивидуальные указания: Воспитатель помогает докрутить, двигая ладошки детей своими руками, поощряет их в ходе работы. | Дети подходят к столу с приготовленными материалами. Рассматривают бумажные салфетки, ощупывают. Дети наблюдают за действиями взрослого, слушают объяснение, выполняют самостоятельно действия Дети при необходимости обращаются за помощью к воспитателю. | Формируются обобщенные способы обследования формы предметов – ощупывание, рассматривание и пр. Формируются элементарные представления о свойствах бумаги. Играют рядом с другими детьми, не мешая; подражают действиям сверстника. Действия руки контролируют зрением. |
4 | Заключительная часть Систематизация знаний. Время: 1,5 мин. | Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие красивые лучики у нас получились. Сейчас мы пойдем и вылечим наше Солнышко, приклеив лучик. Воспитатель помогает каждому ребенку намазать клеем лучик и наклеить свой лучик на макет. Анализ детских работ Воспитатель: Ребята, посмотрите, Солнышко наше выздоровело и радуется каждому лучику. Всех оно согревает! Давайте подставим ладошки солнышку, погреим их! | Ответы детей. Дети подражают действиям взрослого. Дети рассматривают свою работу. | Общаются в диалоге со взрослым, отвечают на простые вопросы. Эмоционально откликаются на игру, предложенную взрослым |
5 | Рефлексия Время: 2 мин. | Воспитатель: Ребята, давайте улыбнемся Солнышку! С таким солнышком у нас в группе стало весело и празднично! Воспитатель предлагает поиграть в малоподвижную игру «Солнышко, солнышко!» Воспитатель читает художественное произведение и выполняет действия вместе с детьми: Солнышко, солнышко, Золотое донышко! Гори, гори ясно, чтобы не погасло! Побежал в саду ручей, Прилетели сто грачей, А сугробы тают, тают, А цветочки подрастают. | Дети выполняют игровые действия по показу взрослого: Хлопание в ладоши, Сгибание и разгибание пальцев рук, Показывание волны, Взмахи руками, Опускание рук вниз, Поднимание рук вверх. | Сопровождают речью игровые действия. |
Вывод:
Благодаря проведённой работе по познавательно-исследовательской деятельности
большинство детей имеют элементарные представления о природном объекте солнце. Дети различают и называют форму, цвет. У детей пополнился словарный запас за счёт использования глаголов и прилагательных: греет, светит, сияет, жёлтое, круглое, тёплое и т. д.