Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе ДОУ на тему «Осень поздняя пришла, снег и холод принесла».
Провела воспитатель: Чивилева В.А.
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осени (осенние месяцы, периоды и осенние явления).
Задачи:
Образовательные:
Закрепить знания о различных периодах осени;
Учить выразительно читать стихи, заучивать с помощью мнемотаблицы.
Активизировать словарь по данной теме, пополнить активный словарь прилагательными.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес детей, их внимание и память.
Развивать речь детей.
Активизировать мыслительную деятельность детей: упражнять в умении сравнивать, доказывать свою точку зрения, делать выводы.
Развивать умение отвечать четко, давать полные ответы.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательное отношение, сочувствие, желание помочь в трудную минуту.
Воспитывать умение трудиться в коллективе.
Воспитывать у детей бережное отношение к собственному здоровью.
Деятельность детей: познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, игровая, продуктивная, двигательная.
Материал: картинки – иллюстрации разных периодов осени, других времен года, отрывок из произведения Чайковского «Осень», мнемосхема (из отдельных фрагментов, придуманных совместно с детьми), стихотворения Плещеева «Осень наступила…», папка с файлами для изготовления книги.
Предварительная работа:
Наблюдение за осенней погодой во время прогулок.
Разучивание стихов об осени.
Беседы о приметах осени.
Загадывание загадок об осени.
Чтение коротких рассказов о различных периодах осени, пение песен, подвижные и дидактические игры по теме.
Ход занятия:
Звучит мелодия из сборника «Времена года. Ноябрь» П.И.Чайковского
Дети входят в группу.
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с ними и пожелаем хорошего настроения, доброго утра всем – и гостям, и самим себе.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
– Доброе утро!
– Доброе утро
Солнцу и птицам!
– Доброе утро
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым , доверчивым!
И доброе утро длится до вечера!
Дети слушают приветствие педагога, желают доброго утра друг другу и присутствующим взрослым.
Вводная часть
Воспитатель предлагает детям пройти на ковер, загадывает загадку:
Прошла по лугам, по лесам, по полям,
Припасы она приготовила нам.
Упрятала их в погреба, в закрома.
Сказала: «За мною нагрянет зима».
-Какое время года загадано?
Воспитатель: Музыка, которая сейчас звучит, тоже осенняя, она из сборника П.И.Чайковского «Времена года. Ноябрь». Послушайте внимательно, можете закрыть глаза… Какой характер у этой музыки? Что вы можете сказать о ней?
Дети отгадывают загадку, обосновывая свой выбор времени года.
Дети слушают музыку, рассказывают свои впечатления о ней.
Беседа
Воспитатель: (Предлагает детям сесть на ковер) Ребята, эта музыка напомнила мне мое детство. И я хочу рассказать вам об одном эпизоде.
Когда я была еще такой, как вы сейчас, мне подарили книгу с картинками и стихами. Рисунки в книге были разные. На одном было нарисовано чистое, голубое небо. Светило яркое солнышко, стояла тёплая безветренная погода. Трава еще зелёная, но на некоторых деревьях листва уже пожелтела.
А под картинкой подписано «Осень».
На втором рисунке деревья уже стояли жёлтые, а с некоторых из них даже облетела листва. Небо пасмурное, дует ветер, идёт дождь. Птицы улетают на юг.
И под картинкой снова написано «Осень».
А на третьей картинке деревья стоят вообще голые, с них облетела вся листва. Низкие серые тучи висят над землёй. Дует холодный пронизывающий ветер. У берега озера появилась тонкая кромка льда. Трава засохла и пожелтела. С неба сыплет первый снег.
И опять написано «Осень».
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему картинки такие разные, а на всех них написано осень?
Дети слушают рассказ, делают вывод, что там были картинки о разных периодах осени: ранняя осень, середина осени и поздняя осень.
Мотивация на дальнейшую деятельность
Воспитатель: К сожалению, ребята, книга эта не сохранилась, мне очень жаль. Мне так хочется, чтобы у меня была такая книга…Но, наверное, никто не сможет мне помочь. Вернуть ее невозможно, а новой такой нет.
-Может быть вы, ребята, знаете, как мне помочь?
-Ой, как здорово, что вы можете сделать ее сами!
Дети высказывают предположения, где можно было бы взять книгу: купить, нарисовать, сделать самим.
Речевая деятельность
Воспитатель: Вы знаете много стихов об осени, этом чудесном времени года, их тоже можно разместить в книге, ведь в моей книги тоже были стихи.
-Кто хочет прочесть стихотворение?
-Я предлагаю вам заучить наизусть еще одно стихотворение поэта Плещеева «Осень наступила». Мне очень хотелось бы, чтобы оно тоже появилось в нашей книге. Для подсказки мы с вами используем символы-приметы осени, которые мы с вами нарисовали ранее, и составим стихотворение из них.
(Мнемотаблица)
Этапы работы над стихотворением:
1. Педагог выразительно читает стихотворение.
2. Сообщает, что это стихотворение будут учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
3. Задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая уяснить основную мысль.
4. Выясняет, какие слова непонятны, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
5. Читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Дети читают стихи, заучивают наизусть с помощью мнемотаблицы.
Физкультминутка
Воспитатель: Ребята, как мы уже с вами выяснили, сейчас у нас поздняя осень. А вы любите гулять в это время года? А что нужно делать, чтобы не простудиться на прогулке?
Правильно, тепло одеваться и обуваться. Предлагаю вам поиграть в игру «Все наденем для тепла».
-Я называю вам предметы одежды, а вы, если эта одежда подходит для прогулки осенью, шагаете, если нет – стоите на месте.
-Шапка, юбка, куртка, шорты, пальто, сандалии, валенки, шуба, бейсболка, кеды, теплые штаны, футболка.
Дети выполняют движения в соответствии с правилами игры, классифицируют предметы одежды по сезонам.
Планирование деятельности по выполнению учебной задачи
Исследовательская деятельность
Воспитатель: Ну, что ж, а теперь – за работу!
-Что вам нужно, ребята, для создания книги?
-Вы знаете, из чего состоит книга?
-Есть ли у вас вопросы и предложения по ее созданию?
-С чего вы планируете начать свою работу?
-Нужна ли вам моя помощь?
-Как вы думаете, к кому вы можете обратиться за помощью, подсказкой при нахождении нужного текста стихотворения?
-У меня приготовлены различные иллюстрации времен года. Посмотрите, может быть, какие-то из них подойдут для нашей книги.
Дети самостоятельно подбирают иллюстрации и стихи для книги, разделившись на мини-группы по желанию. Отбирают иллюстрации осенней тематики.
Практическая часть
Воспитатель: Ну и осталось только собрать нашу книгу в одно целое. Вот обложка с вложенными файлами, вот ваши картинки, стихи.
-Приступайте!
Воспитатель: Закончили? Молодцы! Какая замечательная книга у вас получилась! Что вы будете делать с этой книгой? Подарите мне? Спасибо большое! Я очень рада, что мое желание иметь книгу, как в детстве, осуществилось. Я хочу оставить эту книгу на некоторое время в нашем книжном центре, чтобы каждый мог рассматривать ее, может быть, даже почитать.
Дети собирают книгу в соответствии с выбранным материалом. По необходимости обращаются за помощью друг к другу, воспитателю. Размещают книгу в книжном центре «Лукоморье».
Упражнение на релаксацию
Воспитатель: Устали? Давайте немного отдохнем. Проходите на наш ковер. Я включу вам еще раз музыку П.И.Чайковского, а вы пока отдыхаете, можете вспомнить все, чем сегодня занимались.
-Можно посидеть на ковре, даже прилечь, кому хочется.
-А теперь я приглашаю вас в наш круг.
Дети отдыхают, слушая музыку в удобном для каждого положении. По просьбе воспитателя рассаживаются по кругу.
Рефлексия
-Чем вы сегодня занимались?
-Что у тебя получилось лучше всего?
-Кто помог тебе сегодня?
-Что у тебя не получилось и почему?
-Что ты сделаешь, чтобы в следующий раз получилось?
-Что было самым трудным?
-Что было самым интересным?
-Что ещё не получается?
-Кого бы ты хотел поблагодарить за работу на занятии? и т. д.
Дети отвечают на заданные вопросы, делают самоанализ работы.