СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект образовательной деятельности по теме: "Пасха в гости к нам пришла!".

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект образовательной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Конспект образовательной деятельности по теме: "Пасха в гости к нам пришла!".»







МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ «ШКОЛА № 86 ИМЕНИ Ю.А.ГАГАРИНА»

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ВЕСТА»









Конспект образовательной деятельности по речевому развитию

«Светлая Пасха» для детей старшего дошкольного возраста



Составили:

Воспитатели

Егорова И.В.

Аитова Э.Ф.











г.о. Тольятти, 2022 г.


Цель: приобщать дошкольников к традициям празднования христианского праздника «Пасха. Светлое Христово Воскресенье».

Задачи:

Познавательное развитие:

1. Расширять представление детей о весенних признаках и праздниках.

2. Продолжать развивать у детей умение устанавливать связи между явлениями живой природы.

3. Способствовать развитию у детей интереса к празднику Пасхи.

4. Формировать у детей умение соблюдать традиции связанные с Пасхой.

Речевое развитие:

1. Активизировать речь детей по теме «Светлая Пасха», развивать у детей умение давать развернутые ответы.

2. Формировать у детей умение практически образовывать существительные в единственном и множительном числе.

3. Продолжать учить детей слушать и слышать друг друга, не перебивать.

4. Развивать умение детей понимать смысл загадок, находить отгадки.

Художественно-эстетическое развитие:

1. Активизировать у детей чувственное восприятие художественного слова, способствовать образному восприятию стихов, загадок, Библейских сказаний, воспитывать интерес к художественному слову.

2. Развивать творческие способности и эстетический вкус детей.

Социально-коммуникативное развитие:

1. Формировать у детей представление о традициях связанных с праздником Пасхи.

2. Создавать условия для участия детей в играх, пении песен, общении друг с другом.

3. Воспитывать патриотические чувства к традициям русского народа.

Физическое развитие:

1. Развивать двигательные умения и навыки детей, координацию речи с движением, мелкую моторику пальцев.

2. Снять физическое напряжение во время образовательной деятельности.


Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением весеннего пейзажа и библейских сюжетов, связанных с праздником Пасхи, деревянные расписные яйца и ложки. Картинки с изображением куриных яиц, сливочного масла, муки, орехов, изюма, молока, пасхальных куличей. Картина «Пасхальный натюрморт», пасхальный кулич.










Деятельность педагога

Деятельность детей

Развивающая предметно-пространственная среда

Ожидаемые результаты

1

Воспитатель приглашает детей в группу, украшенную для праздника Пасхи и иллюстрациями из Библии, с изображением весны.

-Здравствуйте, мои дорогие ребята, очень рада видеть вас сегодня! Как вы думаете, какое время года у нас наступило?

-Молодцы, ребята, правильно – Весна! Как вы узнали, что пришла весна?

-Какие весенние праздники вы знаете?

-Представляете ребята, как весенний ветерок ко мне пришло поэтическое вдохновение, и специально для вас я сочинила стихотворение про один из любимых своих праздников. Послушайте стихотворение внимательно, и попробуйте понять о каком празднике идет речь.

«Пасха в гости к нам пришла»

Пасха в гости к нам пришла.

Пасха праздник принесла.

Сделав теплую погоду,

Разноцветную природу!

Сама готовлю я кулич

Чтоб гостей мне угостить.

Крашу яйца яркой краской,

Так встречают праздник – Пасху!

В гости жду друзей, родных.

Чтобы за стол всех пригласить.

Пасха – чудо из чудес!

Скажем все – Христос воскрес!

Воспитатель обращается к детям

-Ребята, как вы думаете, о каком празднике я написала стихотворение? Какой светлый праздник мы скоро будем отмечать?

-Правильно, мы будем встречать Светлую Пасху.

Внимательно послушайте историю этого праздника.

Дети входят в группу, внимательно слушают воспитателя.

Отвечают на вопросы воспитателя.

-Наступила весна.

-На улице стало тепло, солнце светит ярко, прилетели птицы с юга, появилась первая зеленая травка и др.




Дети внимательно слушают стихотворение воспитателя.










-В стихотворении говориться о Пасхе.

Иллюстрации с изображением весеннего пейзажа и библейских сюжетов, связанных с праздником Пасхи.

Сформирован интерес к предстоящей деятельности.

Расширено представление детей о весенних признаках и праздниках.

Развито у детей умение устанавливать связи между явлениями живой природы.

Развит у детей интерес к празднику Пасхи.

Сформировано у детей умение соблюдать традиции связанные с Пасхой.


2

Воспитатель вносит картинки с изображением иллюстраций с библейскими сюжетами.

Пасха – самый главный праздник церковного года, день воскрешения Иисуса Христа, когда люди освобождаются от всего дурного. Это праздник надежды на будущее, радость, победа Добра над Злом. Бог так возлюбил людей, что пришёл в мир для их спасения. Он принял на себя все плохие поступки (грехи) людей. Но злые люди не хотели, чтобы Христос спас людей. Они схватили Его и убили. Но Христос победил смерть, он воскрес из мёртвых. Поэтому все люди радуются в этот день и поздравляют друг друга словами: «Христос Воскрес!» А им отвечают «Воистину Воскрес!». Празднуют Пасху и многие неверующие, ведь она – начало весны и пробуждения природы.

Именно в этот день людям можно было войти в церковную звонницу и прикоснуться к волшебным звонам, не только взрослым, но и детям – это бывает один раз в году. Это можете сделать и вы. Но подняться в звонницу можно тогда, когда вы будете точно знать, что вы хотите попросить. Это такая просьба, которая может кому-то помочь. Не пустяшная, а очень важная: о выздоровлении, спасении и тому подобном. Попросите самое заветное, но про себя, в полной тишине. На пасху, ранним утром, люди выходили на улицу посмотреть как «играет солнце» и по нему они предсказывали, какой будет урожай.

С праздником Пасхи связаны даже некоторые приметы:

«На Пасху небо ясное и солнце «играет» - к хорошему урожаю».

«На Святой дождь – добрая рожь».

«На Святой гром – к урожаю».

Если на второй день Пасхи будет ясная погода – лето будет дождливое, если пасмурная – лето будет сухое.

Всю неделю, предшествующую Пасхе, называют Страстной. Особо выделяют последние дни Страстной недели – Чистый Четверг (день очищения от грехов), Страстная Пятница (упоминание о распятии и смерти Иисуса Христа), Великая Суббота (день печали), и Светлое Воскресение Христово – праздник жизни и победы над смертью. Начиная с Чистого Четверга мы начинаем готовиться к встрече Пасхи – сначала убирать дом, а потом красим яйца и печем куличи.

С праздником Пасхи связаны некоторые традиции:

Беседа с детьми «Как появилась традиция красить яйца на Пасху?»

Воспитатель обращается к детям:

-Ребята, а вы знаете, что Пасха это день всеобщего равенства, любви и милосердия. Люди приветствовали друг друга словами «Христос воскрес», в ответ звучало «Воистину воскрес», трижды целовались, дарили друг другу красные яйца. Этот обычай очень давний; Христос дал нам жизнь, а яйцо это знак жизни. Мы ведь знаем, что из яйца выходит живое существо.

- Кто, вылупляется из яйца?

На Пасху готовят специальную обрядовую еду. Как вы думаете, что это за еда? Она включает в себя пасху из творога, куличи и крашеные яйца.

Праздник праздников грядет.

В храм святить народ несет.

Яйца, пасхи сырные,

Куличи имбирные.

Главный символ праздника - красное яйцо.

Яйцо – это маленькое чудо, это символ жизни. Обычай красить яйца - уходит корнями в древность. Раньше считалось красное яйцо – символ солнца, нового дела, новой жизни. Яиц надо было изготовить много – для подарков родным и близким, для игр.

А почему именно красное яйцо является символом Пасхи?

- Красный цвет – это цвет радости. И ещё это цвет крови, которой Христос освятил жизнь.

-Вот с тех пор люди стали приветствовать друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни. Послушайте, как в старину красили яйца. Первоначально яйца окрашивались только в красный цвет, позже их стали окрашивать во всевозможные цвета, рисовали на них пейзажи, записывали даже свои мысли. Также в старину яйца окрашивали с помощью ярких лоскутков и ниток, которые линяли. Яйцо смачивали водой, и обкладывали лоскутками и нитками, заворачивали в белую тряпочку и крепко заматывали ниткой, затем варили. Красили яйца в четверг перед праздником, всей семьёй. Бытовало поверье, что яйца, сваренные в крутую в чистый четверг, предохраняют от болезней, если их есть на Пасху, а скорлупу от яиц зарыть в землю на пастбище где пасли скот, это надежно защищало домашних животных от сглаза и всяких несчастий.

-Но самое главное, что вы должны запомнить, Пасха – день всеобщего равенства, любви и милосердия. Не обижайте младших, будьте внимательны и послушны старшим, щедры к бедным, добры к нашим четвероногим и крылатым друзьям. Пусть в ваших душах царит любовь и милосердие

Воспитатель предлагает детям выполнить физминутку.

Физкультминутка.

1, 2, 3, 4, 5 –

Надо нам присесть и встать.

Руки развести пошире.

Наклониться – 3, 4.

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Так мы делаем зарядку.

Воспитатель обращается к детям:

-А теперь ребятки, отгадайте пасхальные загадки:

1) Крепкий круглый пузырек

Цветом бел внутри желток

Курочки его несут

Расскажите как зовут (яйцо)

2) Мы на хлеб его намажем,

И добавим к разным кашам.

И кулич не испортит точно

Бело – желтые кусочки (масло)

3) Из меня пекут ватрушки

И оладья и блины

В торты, пироги и плюшки

Положить меня должны (мука)

4) Он на веточке созрел

Фрукт красив и загорел

Любят белки грызть его

Прятать на зиму в дупло (орех)

5) Виноградину сушили

На солнышке положили

Она от зноя истомилась

А во что же превратилась (изюм)

6) От него – здоровье, сила

И румянец щек всегда.

Белое, а не белила,

Жидкое, а не вода (молоко).

-Вы уже догадались, почему загадала вам именно эти загадки. Правильно, ведь яйца, молоко, мука, орехи, изюм – это основные ингредиенты, с помощью которых пекутся пасхальные куличи.

Дети внимательно слушают рассказ об истории возникновения Пасхи, обращают внимание на иллюстрации из Библии.



















Дети внимательно слушают рассказ об истории возникновения Пасхи, обращают внимание на иллюстрации из Библии.






Дети внимательно слушают рассказ воспитателя о появлении традиции красить яйца на Пасху.





-Из яйца вылупляется птенец.


- На Пасху пекут куличи, делают пасху из творога, красят яйца.







- Красный цвет очень яркий и красивый.




Дети внимательно слушают рассказ о пасхальном яйце.















Дети выполняют упражнения.

Приседают и встают.

Наклоняются.

На месте подпрыгивают.

Ставят ногу на носок, а потом на пятку.

Дети отгадывают пасхальные загадки.




-Яйцо.


-Сливочное масло.



-Мука.




-Орех.




-Изюм.



-Молоко.




-Из этих продуктов, пекут пасхальные куличи.

Иллюстрации с изображением праздника Пасхи; деревянные расписные яйца. Картинки с изображением куриных яиц,

сливочного масла, муки, орехов, изюма, молока, Пасхальных куличей. Картина «Пасхальный натюрморт».


Снято физическое и умственное напряжение.

Активизирована речь детей по теме «Светлая Пасха», развито умение давать развернутые ответы.

Сформировано у детей умение практически образовывать существительные в единственном и множительном числе.

Развито у детей умение слушать и слышать друг друга, не перебивать.

Развито умение детей понимать смысл загадок, находить отгадки.


3

Воспитатель обращается к детям:

-Ребята, о каком празднике мы с вами сегодня говорили?

-Какие традиции связаны с Пасхой?

-Самое главное Пасха – это праздник радости. И конечно в этот день встречаются близкие и родные люди, чтобы друг друга поздравить и восславить Иисуса Христа. Предлагаю вам научиться, как же это правильно делать. Предлагаю вам встать парами. Вы будете по очереди произносить слова: «Христос воскрес!», «Воистину воскрес!».

-Молодцы ребята, теперь вы готовы отмечать Пасху!

Предлагаю вам поиграть в игры, в которые когда то играли ваши мамы, папы и даже бабушки и дедушки в пасхальный праздник.

Игра «Перенеси яйцо в ложке».

Дети берут деревянные яйца и ложки и переносят их из одной корзинки в другую. Кто первым и без падений перенесет яйца, тот побеждает в этой игре.

Игра  «Катись яичко».

Дети встают по кругу и передают друг другу яйцо со словами

«Ты катись, катись яичко,

Быстро, быстро по рукам,

У кого сейчас яичко-

Тот сейчас станцует нам».

После этих слов, тот ребенок, у которого оказалось яичко в руках - танцует под русскую народную мелодию.

Игра «Холодно - тепло».

Дети прячут пасхальный кулич или яйцо. Выбирают считалкой ведущего, который должен найти спрятанное детьми яйцо. Ребята подсказывают ведущему, направляя его словами «холодно» или «тепло». Если ведущий близко приближается к куличу, то дети могут говорить «горячо», определяя то, что объект находится рядом. Если ведущий удаляется от спрятанного объекта, можно сказать «морозно», предупреждая, о максимальном удалении от спрятанного кулича.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

-Праздник Пасха.

-Пекут куличи, делают пасхи из творога, красят яйца.

-При встрече поздравляют друг друга словами «Христос воскрес!», «Воистину воскрес!».










Дети вовлекаются в игры, предложенные воспитателем.

Деревянные расписные яйца и ложки, пасхальный кулич.

Развито у детей умение слушать и слышать друг друга, не перебивать.

Активизировано у детей чувственное восприятие художественного слова, способствовать образному восприятию стихов, загадок, Библейских сказаний, воспитывать интерес к художественному слову.

Развиты творческие способности и эстетический вкус детей.

Сформированы у детей представление о традициях связанных с праздником Пасхи.

Созданы условия для участия детей в играх, пении песен, общении друг с другом.

Воспитаны патриотические чувства к традициям русского народа.

Развиты двигательные умения и навыки детей, координацию речи с движением, мелкую моторику пальцев.

Подведены итоги образовательной деятельности.



Литература:

1. «Библия для детей» – издательство «Паломникъ» 2007 г.

2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа.

3. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная группа.

3. «Пасхальный подарок» книжка - раскраска, издательство «Смирение» 2014 г.

Электронные ресурсы:

1. «Родная тропинка». Rodnaya-tropinka.ru

2. http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/pasha-v-detskom-sadu

3. http://eliseyka.ru/kak-rasskazat-detyam-o-pasxe/