МБДОУ «Детский сад №3 «Соловушка» Конспект образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности для детей (4-5 лет) Тема: «Рукавички для Маши» Разработала воспитатель: Баринова Лилия Викторовна Стаж работы: 3года 6мес. Рыльск 2020 г |
Программные задачи.
Образовательные:
знакомство детей с рукотворным миром (варежки, перчатки), используя малые фольклорные формы.
обогащать словарь ребенка;
обогащать сенсорную культуру, закреплять знания в названии цветов, геометрических фигур.
отвечать на вопросы предложениями из 3-4 слов.
уточнить представления детей о назначении рукавиц, перчаток, материалов для их изготовления;
учить организовывать и планировать свою работу, подбирать контрастное цветосочетание;
закреплять понятие лево, право, счет пар ;
Развивающие:
развивать слуховое и зрительное внимание, память, эмоциональное воображение, произвольность и регуляцию поведения;
развивать речь и речевую выразительность в театрализованной игре, диалогическую речь в различных ситуациях общения;
развивать у детей диалогическую речь в различных ситуациях общения;
развивать творческое воображение, чувства цвета, формы, композиции;
инициировать декоративное оформление варежек, обратить внимание на зависимость узора от формы изделия;
совершенствовать технические умения, навыки работы с бумагой и клеем.
Воспитательные:
воспитывать у детей интерес к театрально-игровой деятельности, желание выступать, согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру);
совершенствовать коммуникативные навыки;
создать для детей атмосферу дружбы и добра в ходе театрализовано-игровой и досуговой деятельности, эмоционально-позитивное настроение;
воспитывать интерес к познанию окружающего мира, эстетическое отношение к бытовой культуре, бережное отношение к вещам как результату труда взрослых;
воспитывать самостоятельностью, уверенность, инициативность;
воспитывать трудолюбие.
Предварительная работа:
- чтение сказки В. Оболенского «Сказка про Варежки», русской народной сказки «Рукавичка», рассказа Ж.Витензона «Варежка» ;
- разучивание стихов и загадок по теме «Варежки»;
- проведение занятий по окружающему миру, развитию речи, лепке, рисованию, аппликации на тему «Варежки».
Словарная работа: варежка, перчатка, надевать, одевать. (шерстяная, тёплая, мягкая). Нитки, клубок ниток, клубки, клубочки, смотать нитки в клубок, размотать, вязать, связанные, спицы, крючок.
Оборудование: видеопроектор, письмо от почтальона, корзина с разноцветными клубками шерстяных ниток, несколько пар варежек разного цвета, размера и узора; пара перчаток; вырезанные из цветного картона заготовки в форме варежки; геометрические формы (круг, квадрат, треугольник) на каждого ребёнка, маски кошек, пирог.
Интеграция образовательных областей:
социально – коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно - эстетическое развитие;
физическое развитие.
Ход образовательной деятельности:
(Дети входят в группу под музыку … «Прялица…»,я сижу в платке около прялки имитирую пряжу нитки и пою песню
Позолоченная прялица
Мы прядем, а нитка тянется
Мы прядем, а нитка тянется
Нам работа эта нравится…)
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь с гостями!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Давайте подарим гостям и друг другу тепло своих сердец. Приложите ладони к сердцу, а теперь вытяните руки и подуйте на ладошки, поделитесь своим теплом и добротой. Посмотрите, ваши лица засияли. Я, надеюсь, что такое хорошее настроение сохранится у вас в течение всего дня.
- Ребята, я когда пряла приходил почтальон и принес письмо. Вы хотите узнать, что там внутри?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте посмотрим!
Воспитатель: Ой, здесь какой-то диск! Это наверно не простое письмо, а видео письмо. От кого оно, давайте узнаем?
Воспитатель: Ребята, да это котята, почему они плачут?
Воспитатель: Ребята, поможем котятам найти перчатки?
Дети: Да!
Воспитатель: Ответьте на вопрос, из чего вяжут варежки и перчатки?
Дети: Перчатки и варежки вяжут из ниток.
Воспитатель: Что это я вам принесла, как вы думаете?
Дети: Это клубки ниток.
Воспитатель: Правильно! Возьмите каждый себе по клубку, тот который вам понравился.
- Какого цвета у тебя клубок?
Дети: У меня клубок красного цвета.
Дети: У меня клубок жёлтого цвета.
Дети: У меня клубок синего цвета.
Дети: У меня клубок зеленого цвета.
Воспитатель: Ребята скажите, а какая форма у клубков?
Дети: Клубки имеют круглую форму.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, а на что похожи ваши клубки?
Дети: Мой клубок похож на мяч.
Дети: А мой клубочек похож на яркое солнышко.
Дети: Мой похож на апельсин.
Дети: Мой клубок похож на зеленое яблоко.
Воспитатель: А все ли клубки одинаковые?
Дети: Нет. Клубки разные.
Воспитатель: Станьте парами и сравните свои клубки, одинаковые они или нет. Докажите.
Дети: Клубки не одинаковые, они разные по цвету, размеру. Синий клубок меньше красного, а красный больше синего.
Дети: У нас клубки тоже разные по цвету и размеру. Желтый больше зеленого, а зеленый меньше желтого.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете что в клубок смотано?
Дети: В клубок смотаны нитки.
Воспитатель: Правильно, нитки, но не простые, а шерстяные. Их можно размотать и смотать. Давайте мы с вами попробуем намотать на клубок нитку. Молодцы! Как ловко у вас получилось. Давайте положим наши клубочки обратно в корзину. (По нитке и до клубка доходят)
А теперь я вас приглашаю в наш мини- музей « Волшебная ниточка». (дети проходят в мини – музей и останавливаются).
Воспитатель: Ребята, а что можно связать из шерстяной нитки?
Дети: Из шерстяной нитки можно связать варежки, свитер, шапку, шарф, носки, игрушки.
Воспитатель: Посмотрите, сколько у нас различных вещей в нашем мини- музее. А вы знаете, чем связаны все эти вещи?
Дети: Это предметы связаны спицами.
Дети: Еще вяжут крючком.
Воспитатель: А теперь все внимательно послушайте загадку и отгадайте ее:
Чтоб не мерзнуть, пять ребят
В печке, вязанной сидят…
Что это?
Дети: Это варежки.
Воспитатель: А почему именно варежки?
Дети: Потому, что варежки имеют один домик для ручек.
Воспитатель: А зачем нам нужны варежки?
Дети: Чтоб не мерзли руки зимой.
Воспитатель: Правильно, чтобы ручки защитить нужно варежки носить.
Проводится дидактическая игра «Найди пару».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, под елочкой кто-то разбросал ваши варежки, но дело всё в том, что они все перепутались. Ребята, помогите мне собрать варежки по парам.1,2,3,4,5,- будем дружно пары подбирать.
Воспитатель: Как быстро и правильно вы справились с заданием! А как вы подбирали варежки?
Дети: Мы подбирали поцвету.
Дети: По размеру.
Воспитатель: А какого размера у вас варежки?
Дети: У нас маленьние.
Дети: У нас большие.
Воспитатель: Давайте с вами потрогаем варежки, скажите, какая она?
Дети: У меня варежка мягкая,
Дети: Моя варежка тёплая,
Дети: У меня варежка шерстяная,
Дети: Моя варежка пушистая
Воспитатель: А теперь сложим варежки в корзину и посчитаем пары ? (дети считают пары: одна, две, три, четыре, пять, шесть) Сколько пар варежек у нас получилось? Как вы хорошо умеете считать! Мне очень понравилось!
Воспитатель:( Плач куклы) Ребята, ой кто- то плачет! Давайте посмотрим кто это? Да это же кукла Маша! Маша, почему ты плачешь? Иди ко мне на ручки и скажи, что случилось? Сегодня ночью выпал снег. Выглянула Маша в окошко: на улице белым- бело! Белые дорожки, белые дома, деревья тоже белые. «-Настоящая зима- пришла!» Собралась Маша на улицу. Одела мама Маше? (показываю на шубку, шапку)
Дети: Шубку, шапку
Воспитатель: обула на ножки- новые…
Дети: Сапожки…
Воспитатель: Ой, а где же варежки? Как вы думаете?
Дети: Маша, наверно, потеряла.
Дети: Мама забыла надеть.
Воспитатель: Вот беда, нет у нашей Маши варежек!
Воспитатель: Я хочу вам предложить, сделать для нашей куклы варежки. Так как вы ещё маленькие и вязать не умеете, мы с вами сделаем варежки из бумаги и украсим их. У каждого на столе есть варежки и геометрические фигуры. Каждый выбирает ту фигуру, которая вам нравится.
Воспитатель: А теперь давайте подготовим наши пальчики к работе!
Снег зимой летает,
(опускаем руки ладонями в низ шевеля пальчиками),
Тихо отдыхает
(руки внизу перед собой разводим со стороны в сторону)
Я его жалею и в ладонях грею.
(«лепим снежок» и дуем на ладони).
А теперь можете приступать к работе.
Проводится аппликация «Укрась варежку».
(Звучит классическая музыка.
По окончанию аппликации работы прикрепляют на мольберт.)
Воспитатель: Ребята, какие геометрические фигуры мы использовали?
Дети: Мы использовали треугольник, квадрат, круг.
Воспитатель (от лица куклы): Ребята, какие они у вас красивые, нарядные, яркие получились, Маше очень понравились, она говорит вам всем ,спасибо ,за ваши варежки, за вашу заботу. Проводим Машу на прогулку. -Маша ты можешь погулять в нашем лесу. Ребята помните, на прогулку нужно ходить только со взрослыми. Маша всем вам говорит до свидания!(Садим куклу в санки под елочку)
Воспитатель: Мы славно с вами потрудились! А теперь послушайте внимательно загадку:
Пять пальчиков, пять чуланчиков
У каждого пальчика, свой чуланчик.
Что это?
Дети: Это перчатки.
Воспитатель: Правильно! Это перчатки! Для чего нам нужны перчатки?
Дети: Перчатки нам нужны, чтобы не мерзли пальчики.
Воспитатель: Чем отличаются перчатки от варежек?
Дети: В перчатках у каждого пальчика есть свой домик, а у варежки только один домик.
Воспитатель: А в чем их сходство?
Дети: А похожи они тем, что в варежках, и в перчатках руки не мёрзнут.
Воспитатель: Ребята, я знаю одну историю про маму-кошку и её котят. А что с ними, произошло, мы сейчас с вами и узнаем.
Инсценировка «Потеряли перчатки».
(Исполняется музыкальное вступление.)
Воспитатель: Потеряли котятки на дороге перчатки
и в слезах прибежали домой.
Котята: (подбегают к кошке маме и поют)
Мама, мама, прости!
Мы не можем найти,
Мы не можем найти
Перчатки!
Мама, мама, прости,
Мы не можем найти,
Мы не можем, найти
Перчатки!
( Кошка-мама поёт )
Кошка: Потеряли перчатки?
Вот плохие котятки!
Я вам нынче не дам пирога!
Мур -мур, не дам, пирога
Мур-мур, не дам, пирога
Я вам нынче не дам пирога!
(Котята убегают, жалобно мяукая: «Мяу! Мяу! Мяу!»)
Ведущий: Побежали котятки, отыскали перчатки
И, смеясь, прибежали домой!
(возвращаются и, приплясывая, показывают кошке-маме лапки в перчатках).
Котята: Мама, мама, не злись,
Потому что нашлись,
Потому что нашлись
Перчатки!
Мяу-мяу, не злись,
Потому что нашлись,
Потому что нашлись
Перчатки!
Кошка-мама: (гладит котят)
Отыскали перчатки?
Вот спасибо, котятки!
Я за это вам дам пирога!
Мур-мур, вам дам пирога,
Мур-мур, вам дам пирога,
Я за это вам дам пирога!
(Все танцуют в хороводе)
Воспитатель: В каждой истории хороший конец, и у нашей истории всё закончилось хорошо.
Воспитатель подводит итог: Ребята, что вы нового узнали?
Дети: Мы познакомились с шерстяной ниткой, узнали, что из неё вяжут, помогли изготовить варежки куклам.
Воспитатель: Правильно! Молодцы! А за то, что мы хорошо с вами потрудились сейчас мама –кошка будет угощать и котяток, и всех ребяток пирогом.
Спасибо всем за внимание!
АНАЛИЗ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ГРУППЕ ОБЩЕРАЗВИВЫАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ (4-5ЛЕТ)
На занятии мною были поставлены три группы задач:
Образовательные:
знакомство детей с рукотворным миром (варежки, перчатки), используя малые фольклорные формы.
обогащать словарь ребенка,сенсорную культуру, закреплять знания в названии цветов, геометрических фигур.
отвечать на вопросы предложениями из 3-4 слов.
уточнить представления детей о назначении рукавиц, перчаток, материалов для их изготовления;
учить организовывать и планировать свою работу, подбирать контрастное цветосочетание;
закреплять понятие лево, право, счет пар ;
Развивающие:
развивать слуховое и зрительное внимание, память, эмоциональное воображение, произвольность и регуляцию поведения;
развивать речь и речевую выразительность;
развивать у детей диалогическую речь в театрализованной деятельности;
развивать творческое воображение, чувства цвета, формы, композиции;
инициировать декоративное оформление варежек, обратить внимание на зависимость узора от формы изделия;
совершенствовать технические умения, навыки работы с бумагой и клеем.
Воспитательные:
воспитывать у детей интерес к театрально-игровой деятельности, желание выступать, согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру);
совершенствовать коммуникативные навыки;
создать для детей атмосферу дружбы и добра в ходе театрализовано-игровой и досуговой деятельности, эмоционально-позитивное настроение;
воспитывать интерес к познанию окружающего мира, эстетическое отношение к бытовой культуре, бережное отношение к вещам как результату труда взрослых;
воспитывать самостоятельностью, уверенность, инициативность,воспитывать трудолюбие.
Оборудование: видеопроектор, письмо от почтальона, корзина с разноцветными клубками шерстяных ниток, несколько пар варежек разного цвета, размера и узора; пара перчаток; вырезанные из цветного картона заготовки в форме варежки; геометрические формы (круг, квадрат, треугольник) на каждого ребёнка, маски кошек, пирог.
Первая часть. Вначале НОД провела психогимнастику, она способствовала созданию психологической комфортности. Настроила детей на активную работу, позитивный контакт друг с другом.
Вторая часть. ( Ввела детей в игровую ситуацию, ознакомила с темой НОД).Использовала сюрпризный момент- почтальон принес конверт. Была мотивация- помочь котятам отыскать перчатки. Это вызвало у детей интерес, создала игровую мотивацию к содержанию НОД.
Провела дыхательную гимнастику , физкультминутку « Снег зимой летает…», что способствовало развитию интегративного качества «физически развитый».
Третья часть .(Совместная деятельность).
Создала проблемную ситуацию (посмотрев видео письмо дети должны были помочь котятам отыскать перчатки)
Создала вторую проблемную ситуацию (кто-то разбросал варежки и их надо было собрать по парам)
Созданные проблемные ситуации давали возможность детям самостоятельно мыслить, рассуждать, делать выводы, развивать интегративные качества: любознательный, активный, эмоционально отзывчивый , способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы).
Провела эксперимент: дети должны были потрогать варежку и охарактеризовать ее .
Целью эксперимента было: сформировать представление детей о том, что варежка связана из шерстяной нитки.
Четвертая часть (заключительная).
В заключительной части подвели итог НОД. Побуждала детей к самоанализу .Был сюрпризный момент(пирог от мама – кошки).Закрепила положительные результаты НОД словесным поощрением.
В ходе всей НОД совершенствовала грамматический строй речи, развивала связную речь, работала над звуковой культурой речи, обогащала словарь детей новыми словами. Добивалась ответа полными предложениями.
Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностями и был рационален для решения поставленных задач, учитывая их возрастные особенности. Детям было интересно. Они были активны, любознательны, внимательны, наблюдательны, доброжелательны, чувствовали себя комфортно. Все это подтверждают результаты деятельности.
Данная структура НОД вполне оправдана, так как каждая ее часть направлена на решение определенных педагогических задач. Содержание НОД соответствовало поставленным задачам .
Я использовала следующие методы:
Словесный (вопросы к детям, уточнение, поощрение);
Наглядно- демонстрационный
Практический (украшение варежек)
Игровой (письмо, кукла Маша, физминутка);
Методы контроля (анализ выполненных заданий, оценка результатов деятельности);
Проблемно- поисковый метод (помочь котятам отыскать перчатки)
Опытно- экспериментальный (эксперимент: определить на ощупь варежку)
Вся НОД была построена на интеграции образовательных областей.
В процессе НОД я применяла следующие технологии:
игровая технология
информационно- коммуникативные технологии
технология развивающего обучения (были созданы проблемы и условия их решения; старалась, чтобы дети сами делали выводы).
здоровьесберегающая технология (помогает предотвратить усталость, утомляемость детей, снять эмоциональное напряжение; физминутка, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика).
поисково- исследовательская технология(формирует у воспитанников предпосылки поисковой деятельности, умение самостоятельно мыслить, выдвигать гипотезы).
Интерактивная технология- (диалоговое обучение, все дети вовлечены в процесс познания (задавала вопросы, старалась, чтобы дети отвечали полными ответами).
социально- личностная технология –( настраивает детей на активную работу, позитивный контакт друг с другом.)
проблемное обучение ( помощь котятам, кукле Маше).
Я считаю, что выбранная мной форма организации непосредственно образовательной деятельности была достаточно эффективной. На протяжении всей НОД была возможность у каждого ребенка делать выводы, что способствовало развитию интегративных качеств, речи. Все структурные части взаимосвязаны, они разнообразны, но подчинены единой цели НОД.В течение всей образовательной деятельности решала задача в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Соблюдала нормы педагогической этики и такта. Считаю, что поставленные в непосредственно образовательной деятельности задачи были выполнены. Я своей цели достигла. Мне понравилось мое занятие. «Пусть у ручек будет домик…»