Тема образовательной деятельности (далее ОД): «Прогулка в весенний лес»
Возрастная группа: 5- 6 лет.
Тип ОД: Фронтальное
Вид ОД: интегрированное.
Цель: Развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности.
Задачи:
1 Развивающие:
Развивать интерес к музыкальным инструментам;
Развивать способность к образным и свободным импровизациям, тембровый слух, воображение;
Развивать умение создавать шумовые композиции, игра-импровизация на нестандартных музыкальных инструментах;
Помочь детям ощутить радость творчества.
2 Образовательные:
Привлечь внимание детей к особой красоте звучания весенней природы; расширять представления о весне и её признаках;
Совершенствовать вокальные, игровые и танцевальные навыки;
Закрепление нотной записи:
Расширять знания о «музыкальном языке», пополнять художествен-
ный словарь в процессе восприятия музыки.
3 Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность, активность;
Воспитывать бережное отношение к живой природе.
Создание среды для организации и проведения ОД: музыкальный центр,
телевизор,ноутбук,музыкальные инструменты,портрет П.И.Чайковского.
Виды детской деятельности: Игровая, коммуникативная, творческая, музыкально-художественная, чтение художественной литературы.
Предварительная работа:
Разучивание музыкально-коммуникативной игры «Добрый день!»;
знакомство с песней Е.Шаламоновой «Веселые нотки».
Ход образовательной деятельности
001. Веселая песенка-начало
Под звучание колокольчика дети заходят в музыкальный зал.
М.Р: Колокольчик нам поет, всех на музыку зовет!
Проходите вот сюда. Все на месте?
Дети: Да-да-да!
М.Р: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в гости к нашему старинному другу, Лесовичку, в музыкальный весенний лес!
Светлее небо, тает снег
Я расскажу вам о весне:
Если речка голубая
Пробудилась ото сна
И бежит в полях, сверкая,-
Значит к нам пришла?... Весна
Если снег везде растаял,
И трава в лесу видна,
И поет пичужек стая-
Значит к нам пришла?... Весна
М.р: И правда, уже весна на дворе, и сегодня мы с вами послушаем пение птиц, журчание ручейков, увидим пробуждение подснежников! Давайте прислушаемся, здесь точно должны петь птички! Странно?! Ничего не слышно? И Лесовичка нигде нет. Где же он? Давайте его позовем.
Плача выходит Лесовичок.
М.р: Здравствуй, Лесовичок, что случилось, почему это ты плачешь?
Лесовик: Как же мне не плакать-то! Вы пришли ко мне в гости, я так вас ждал, я так вас ждал! так готовился!
М.р: И что же случилось?
Лесовик: Не будет теперь, весны!
М.р: Как не будет?
Лесовик: А так, ни весны, ни пения птиц не услышите, ни журчание ручейков, ни чего-о-о…. Ой, ой, ой (рыдает)
М.р: Да что же в конце концов произошло, ты нам скажешь, может мы тебе чем - ни будь, поможем?
Лесовик: Всё дело в том, что в мой лесной волшебный компьютер пролезла гусеница – вирус, и съела все мои музыкальные нотки-и-и… Ой, не могу-у-у……
М.р: Ни чего себе, задачка! И что прямо все нотки съела?
Лесовик: Говорю же все! И до, и си, и мою любимую фасоль!!! И сидит вон наверху, и говорит, пока, мол, мои задания не выполните, ни видать вам ни ноток, ни весны!
Всё можете уходить обратно, до свидания, весны не будет!
М.р: Подожди, подожди, может быть мы с ребятами поможем тебе вернуть твои нотки? Правда, ребята? Поможем?!
Лесовик: Правда?! Ой, спасибо! Вы настоящие друзья!
М.р: А начнем мы с того что порадуем тебя весёлой песенкой про утро, и настроение у тебя сразу улучшится.
002. Добрый день.
Утро начинается.
Добрый день. (3 хлопка)
Люди просыпаются. (трем щечки)
Добрый день. (3 хлопка)
Солнце улыбается. (наклоны головы с улыбкой)
Добрый день. (3 хлопка)
Новый день рождается. (руки к верху)
Добрый день. (3 хлопка)
2. Скажем мы друг другу. (поворачиваются друг к другу)
Добрый день. (3 хлопка)
Всем друзьям, подругам. (жмут руки)
Добрый день. (3 хлопка)
И гостям пришедшим (показывают)
Добрый день. (машут гостям)
Всем кто с нами вместе
Добрый день.
М.р: Ну и где же наши задания?
Лесовик: (Достает жёлуди с дуба, желуди из киндер сюрпризов, внутри листочки с заданиями).
Итак, первое задание! (1)
Первый жёлудь открываем,
И задание выполняем.
Чтобы нотку До спасти,
ты галопом поскачи!
Лесовичок: Ребятки, встаем в кружочек, внимательно слушаем музыку, под первое проведение музыки, нужно сначала, двигаться галопом, под второе проведение музыки приставным шагом, подскоками. (галоп, приставной, подскоки).
003. М. Глинка - Полька ре минор (аудио)
Лесовичок: Молодцы ребятки!
М.р: А посмотрите, у нас первая нотка появилась!
На нотном стане появляется нотка До
Лесовичок: Ура!!! Это нотка До! Давайте же быстрее посмотрим
Второй жёлудь открываем
И задание выполняем. (2)
Звук короткий, длинный звук,
Как тут разобраться?
Чтобы нотку «Ре» спасти,
Нужно постараться!
М.Р: Ну, это ты мы знаем, правда, ребята?! Длинный звук у нас как называется? А короткий? Маленький цветочек? Большой цветочек и т.д.
Второе задание на экране
Ти-Та (развитие ритма)
004. Ти-та (видео)
М.р: Ребята, посмотрите, вторая нотка у нас спасена!
Лесовичок: Ура, я знал, что вы мне поможете! Спасибо вам ребята! Скорее нужно еще одно задание выполнить!
Третий жёлудь открываем (3)
И задание выполняем.
Инструмент назови
И получишь нотку «ми».
М.р: Ребята, так это проще простого!!! Правда!?
Лесовичок: Не так всё просто,
М.р: Это почему же, ведь ребята очень хорошо знают музыкальные инструменты!
Лесов: Дело в том, что очень нехорошая гусеница – вирус, все наши инструменты разрезала на мелкие кусочки! Теперь их никак не собрать!
Лесовичок: Ой, ой, ой, всё пропало! Как же без ми? Без «Ми» никакой Мишка весной не проснётся!
М.р: Не переживай так, Лесовичок, мы с ребятами, попытаемся и с этой проблемой справиться!
Третье задание:
Игра - Пазлы «Собери инструмент»
(Картинки инструментов разрезаются на 4-5 частей.
Нужно правильно собрать.)
Лесовичок: Замечательно, какие вы большие молодцы! Но это только часть задания, второе задание на экране, вы должны дружно хором отвечать, что за инструмент звучит на экране!
Задание на экране
«Музыкальная угадай-ка»
005. Музыкальная угадай-ка (видео)
Лесовичок: Ура!!! «Ми» вернулась!!!
А вот еще одно задание! Для вас, ребята! (срезает желудь) (4)
У оркестра свой пароль,
Любим кушать мы фасоль!
Инструменты разбирайте,
И фасольку выручайте!
М.р: Ха-ха, ребята. Так это наше любимое занятие, в оркестре играть, правда?!
Лесовичок достает мешок с инструментами, а из мешка
высыпается мусор на пол.
(Расчески, стаканчики, фантики)
М.р: Лесовичок, чего это ты тут устроил? Мусоришь, что это такое? Как тебе не стыдно?
Лесовичок: Простите меня, я мешок с инструментами и мешок мусора перепутал. Я ходил, прибирался в весеннем лесу, а люди после зимы столько мусора оставили!
М.р: Ребята, как нужно вести себя в лесу? (ответы детей) А поможем Лесовичку прибрать мусор?
Лесовичок: А чем это не инструменты?! На расческах тоже можно играть, послушайте какой звук! И на фантиках тоже можно играть, и на коробочках!
Игра на нестандартных инструментах.
Пока дети играют (фоном музыка русская народная), на стулья раскладываются инструменты.
006. Оркестр (аудио)
Лесовичок: Как здорово! Спасибо большое! Нотки-то сразу две выручаем, так что задания тоже два! Всё-таки, придется за инструментами бежать и оркестр собирать!
М.Р: Так всё уже на месте!!!
Задание на экране
007. Полька Анна (видео)
Лесовичок: Вот и нотки мои любимые вкусные появились! Спасибо, спасибо огромное, без вашей помощи бы ничего не вышло! Осталась нотка Ля и нотка Си!
Следующее задание:
Чтобы спасти вам нотку ля,
Спойте песенку друзья!
М.Р: Песенку! Да легко! Правда, ребята! А где мы сегодня с вами находимся? Правильно в лесу…. а когда кричат в лесу, что мы слышим в ответ? …. Эхо, конечно!
М.Р: Эхо-это явление, когда сказанное слово, песенка слышится еще раз
как-будто кто-то повторяет их.
Распевка «Эхо»
Исполнение песни «Веселые нотки»
М.р: А вот и нотка ля!
Лесовичок: Осталась последняя нотка Си
Нотка «Си» для нас важна,
Очень-очень нам нужна!
Быстро ушки навостри,
Про что музыка, скажи.
М.р: Лесовичок, наши ребята очень талантливы, но для выполнения творческого задания нужно вдохновение. Быть может у тебя есть какая-нибудь музыка, которая поможет нам проникнуться весенним настроением?
Лесовичок: Конечно есть! А слушать мы сегодня будем самую весеннюю музыку! Великого русского композитора ….
Дети: П.И. Чайковского.
008. Чайковский - Времена года - Май (видео)
М.Р: Какая замечательная музыка, правда, ребята? Какая она по характеру? Какое настроение навеяло вам это произведение?
Много чудес происходят в весеннем лесу, но самое главное из них, пробуждение жизни! Бегут ручейки, поют птички, совсем скоро расцветут разноцветные цветы. Давайте мы с вами поможем пробуждению леса с помощью необычных красок.
Детям раздаются разноцветные платки, звучит легкая музыка, во время танца начинают петь птицы, распускаться цветы.
На экране звучит музыка цветов
009. Музыка цветов (видео)
М.р: Посмотрите, Лесовичок, как празднично и красочно стало в лесу, и даже сердитая гусеница не осталась равнодушной и вернула нам нотку «Си».
Лесовичок: Ах, спасибо, ребята, вы настоящие друзья и даже немного волшебники, ведь без вас мне бы никак не удалось так быстро пробудить сказочный лес ото сна.
М.р: Но это еще не всё, Лесовичок! Мы с ребятами не сможем уйти без подарка! Но чтобы узнать наш подарок, ты должен угадать загадку:
На большой цветной ковер, села эскадрилья,
То раскроет, то закроет расписные крылья.
Правильно, бабочки! Ребята, давайте подарим Лесовичку бабочек, чтобы его весенний лес выглядел еще красивее и наряднее.
Звучит музыка, дети дарят бабочек.
Пока дети дарят фоном песенка про бабочку
010. Бабочка чудесная
Лесовичок: Спасибо, мои друзья!
М.р: К сожалению, нам с ребятами пора возвращаться в наш детский сад! До свидания!
Музыкальное До-сви-да-ни-я
Лесовичок уходит.
М.р: 1, 2, 3 снова в саду мы!
- Ребята, где мы сегодня с вами побывали? (волшебный лес)
- Что случилось в лесу? (гусеница съела нотки)
- сколько ноток мы спасли? (7)
- Давайте все их назовем
- А какое музыкальное произведение мы слушали?
- Кто композитор?
- Понравилось вам наше путешествие?
- Давайте вернемся в группу и расскажем о нем остальным ребятам! До свидания!
-Во время планирования занятия учитывались возможности, особенности детей.
-Использование разных видов музыкальной деятельности, их чередование.
-Индивидуальная работа с детьми в процессе занятия.
Деятельность детей на занятии:
*Заинтересованность, сохранение интереса детей на протяжении занятия.
*Проявление инициативы и самостоятельности в различных видах музыкальной деятельности.
-кто и как часто выступал,
-причины молчания остальных.
*Дети умеют ли эмоционально откликаться на музыку, но еще затрудняются в ответах, высказываниях.
* на занятии использовалось вокальное упражнения на развитие музыкального слуха (их эффективность)?
* у детей имеются ли у детей навыки музицирования на детских музыкальных инструментах. дети умеют играть индивидуально и в ансамбле. Какое место в занятии было отведено этому виду музыкальной деятельности?
*взаимодействие с воспитателями
Подводится итог: поставленная цель была достигнута, выполнены все задачи,
*что не получилось и как тогда выйти из ситуации.
12