Конспект образовательной ситуации
по познавательному развитию дошкольников
в средней группе МБДОУ «Детский сад №4»
Алексеевой Е.Ю.
Образовательные области: познавательная, социально-коммуникативная.
Тема занятия: Прогулка. Наблюдение за погодой, изучение свойств снега.
Цель: расширять представления детей о явлениях неживой природы, в холодное время года.
Задачи:
- формировать умение рассуждать, сравнивать,
- познакомить со свойствами снега,
- развивать наблюдательность,
- активизировать память, внимание, речь.
Речевое развитие:
- активизация словаря: время года, время суток, ясная погода, пасмурная погода, снег белый, блестящий, холодный, пушистый, снег таит.
- обогащение словаря: разучивание считалки
Предварительная работа с детьми: рассматривание альбома «Времена года»; просмотр слайдов учебно-тематической мультимедиа презентации о сезонных изменениях; разучивание стихотворений о зиме, разучивание подвижных игр.
Оборудование: маска лисы, лопатки для снега, ведерки, мячи для метания, кольца, формы для снега, ледянки, снеголепы, атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
Организационный момент:
Проводиться в раздевалке во время одевания детей. Воспитатель обращает внимание на необходимость теплой одежды, закрепляет с детьми названия одежды, обуви, головных уборов. Дети выходят на улицу. Проведение инструктажа.
Цель: повторить правила поведения на участке во время прогулки, в холодное время года
Ход прогулки:
-Ребята (воспитатель поворачивается к детям). Посмотрите на небо. Какая сегодня погода? (ясная, солнечная; пасмурная, хмурая) Почему погода называется солнечной(пасмурной)? (светит солнце, нет или мало туч, облаков) Ветреная или тихая погода? (тихая, ветер не дует)
- Ребята, какое сейчас время года? (зима). А, как вы узнали что зима? (на улице холодно, лежит снег)
- А вы любите зиму? (Высказывания детей)
- А что вам больше всего нравиться зимой? (Ответы детей)
- Давайте вдохнем зимний, свежий, морозный воздух через нос, а выдохнем через рот, как будто сдуваем маленькую снежинку с варежки.
Белый снег пушистый
В воздухе кружиться
И на землю тихо
Падает, ложиться.
- Носиком делаем вдох, выдох через рот (2 раза).
-Молодцы!
- Посмотрите сколько снега. Расскажите какой он (белый, блестит, холодный)
- Давайте мы с вами проверим, а правда ли снег холодный. Снимите одну варежку и возьмите немного снега в руки? Какой сне на ощупь? (холодный, пушистый, лёгкий) А теперь сожмите ладонь. Спрятали снег в ладошке. Расправьте пальцы. Что случилось со снегом? (снег растаял) Снег таит от тепла. Ладони у нас тёплые и поэтому снег растаял. Превратился в воду.
- Одевайте варежки. Подойдите ко мне кому нужно помочь. Чтобы согреться предлагаю вам поиграть в игру «Лисица и птички»
Цель игры: упражнять в беге врассыпную, выполнять действия в соответствии со словами текста.
Лисица прячется в домике. Птички вылетают из домика на слова
Вылетайте птички,
Птички невелички.
Снегири, синички,
Летайте, летайте!
Ягоды и зёрнышки
Со снега подбирайте!
Дети – птички летают, взмахивают руками. После слов:
Ой, лиса бежит, беда,
Улетайте по домам!
Водящий – лиса выбегает и догоняет птичек, которые улетают в домики. Кого поймали, лиса уводит к себе в домик.
- Ребята, посчитаемся кто будет лисой.
Считалка:
Раз, два, три, четыре, пять
Вышла лисонька гулять.
Раз, два, три. Раз, два, три,
А лисичка будешь ты.
Выбирается водящий.
-Молодцы.
Трудовая деятельность:
- Ребята, посмотрите, какие постройки есть у нас на участке? (ответы детей)
- Ребята, а давайте мы с вами построим крепость? (да) Для этого у нас есть снег, лопаты и разноцветные мешки. Мы будем засыпать снег в мешки и делать из них кирпичи для нашей крепости. Давайте я буду держать мешки, а насыпайте туда снег.(продолжать работу до конца или пока интерес детей не проподёт)
-Молодцы. Посмотрите, ребята, какая замечательная крепость у нас получилась (получаеться).
- Потрудились мы на славу. Сейчас немного отдохнём. Поиграем в игру «Снег кружиться»
Подвижная игра «Снег кружится» Цель: изображать, как падает снег, согласовывая действия с другими детьми, не наталкиваться друг на друга.Ход игры: дети берутся за руки и образуют хоровод. Во время движения по кругу воспитатель произносит текст, побуждая детей сопровождать слова соответствующими движениями:
Выросли сугробы посреди двора. останавливаются и медленно кружатся
Стала от снежинок улица светлее,
Только одеваться нужно нам теплее.
Просто невозможно зиму не любить,
Скоро будем мы из снега
что-нибудь лепить.
дети останавливаются, показывают, как они надевают шубки, движениями обувают сапоги, затем топают ногами,
прихлопывают руками, подпрыгивают,
чтобы согреться на морозе.
- Молодцы!
Самостоятельные игры детей с выносными игрушками.
Индивидуальная работа с детьми по физическому развитию:
- подпрыгивать на двух ногах на месте (Ваня Ш., Дима К.),
- подпрыгивать на двух ногах с продвижением вперед (Настя В., Егор Г.),
- перебрасывание снежка через какое-либо препятствие (Даша Н., Костя Е.).
- Какие вы стали румяные, веселые. Пришло время возвращаться в группу.
Нужно собрать все игрушки, лопатки на свои места, обтряхнуть одежду от снега. Вставайте в круг, поиграем и почистим одежу от снега.
Хороводная игра «Шёл король по лесу», дети повторяют движения согласно словам.
Дети и воспитатель возвращаются в группу.