СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект окрытого урока по композиции станковой на тему: "Однофигурная сюжетная композиция в интерьере"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлен развернутый план-конспект урока по учебному предмету композиция станковая для учащихся 3-х классов по дополнительной предпрофессиональной программе "Живопись".

Просмотр содержимого документа
«Конспект окрытого урока по композиции станковой на тему: "Однофигурная сюжетная композиция в интерьере"»

МАУ ДО Винзилинская ДШИ «Мечта»

Открытый урок

дополнительной предпрофессиональной программы

«Живопись» по предмету:

Композиция станковая 3 год обучения

Тема:

«Однофигурная сюжетная композиции в интерьере»


Преподаватель: Милованкина Наталья Сергеевна



Дата и время проведения: 12.12.2024 г., 09.20-10.00

Цель урока: создание форэскиза однофигурной сюжетной композиции в интерьере.

Обучающая:

      • Изучение различий между портретом и однофигурной сюжетной композицией;

Развивающая: Развитие художественно-творческих способностей учащихся, на основе приобретённых им знаний на примерах произведений великих мастеров.

Воспитательная: Воспитание эмоционально-образного отклика на понимание учащимися художественного произведения, через форэскиз;

Задача урока:

  • Продолжить формировать систему знаний, нацеленных на поэтапную работу при выполнении сюжетной копозиции.



План урока:

1. Организационная часть(проверка готовности к уроку) 1мин

2.Постановка цели урока (сообщение темы).1мин

3. Теоретическая часть (сообщение нового материала) 10 мин

4.Практическая деятельность (форэскиз) 20 мин

9.Итог урока 2мин

10.Рефлексия 1мин











































































Ход урока:

1. Организационная часть (проверка готовности к уроку).

2. Постановка цели урока

Тема нашего урока сегодня: «Однрофигурная сюжетная композиция в интерьере».

Целью нашего урока создание форэскиза однофигурной сюжетной композиции в интерьере, используя способ линейного рисунка с введением тона.

3. Теоретическая часть
  • Как вы думаете, чем отличается однофигурная композиция от портрета?

  • Давайте проверим.



Портрет — жанр изобразительного искусства. Мастера портрета стремятся передать не только внешний облик человека, но и его характер и настроение.

Портрет, как и каждое художественное высказывание, реализует себя через композиционную форму.

Слайд 1. Основным приемом композиционного построения портрета выступает такая композиция, где в фокусе внимания зрителя оказывается лицо модели. Показать пример

















В. Серов

«Вера Александровна Репина», 1882г.



Слайд 2. Компоновка портрета, основанная на треугольнике, наиболее распространена. Так, во многих портретах голова человека служит вершиной треугольника, а плечи – основанием.

В. Серов

«Ляля Симонович, двоюродная сестра художника»



По формату различают портреты: головные (когда изображена только голова по плечи), погрудные, поясные, поколенные и во весь рост.



Слайд 3. Портрет в полный рост должен иметь с одной стороны больше заднего плана, чем с другой, а также больше пространства над фигурой, чем под ней.



В. Серов «Мария Федоровна Якунчикова»



В портретах редки случаи совпадения центра внимания (это всегда лицо изображенного) и точки картины, где пересекаются линии золотого сечения по вертикали и горизонтали.

Почти во всех портретах центр внимания (лицо портретируемого) смещен вверх и в сторону к краю картины. Такое композиционное построение продиктовано желанием художника не только изобразить, показать внешние черты человека, но и подчеркнуть его духовную сущность.



Слайд 4. Теперь давайте посмотрим, что такое однофигурная композиция.

В отличие от портретных композиций, однофигурные сюжетные комплзиции построены на связи фигуры с событием, действием, со средой действия и с предметами, определяющими действие. Связи со средой в однофигурной композиции – главные связи. В однофигурной композиции центр притягивает внимание, он очевиден. Все соотносится с фигурой человека.

Слайд 5. Часто фигура в центре занимает почти все место.

П. Григорьев-Савушкин «Крановщица»



Сделаем вывод: в отличие от портретных композиций однофигурные композиции построены на связи фигуры с событием, действием, со средой действия и с предметами, определяющими действие. Портрет же завязан на внешнем облике человека, его характере и настроении.



4. Практическая работа.

Мы всегда начинаем работу над постановкой (натюрмортом) по рисунку или живописи, или работу над станковой или формальной композицией именно с фор-эскиза.

- Кто может рассказать что такое «Форэскиз»?

"Фор-эскиз" - это композиционный набросок будущего натюрморта, его "уменьшенная копия".

- Какие задачи решает форэскиз?

Фор-эскиз решает множество задач:

▪ поиск композиции - (желательно делать несколько фор-эскизов с одной постановки с разных ракурсов, для поиска более интересного композиционного решения.);

▪ поиск пластического пятна (понятие композиция и пластическое пятно очень тесно между собой связаны, одно понятие вытекает из другого) в следующем посте раскроем тему пластического пятна!

▪ поиск верных пропорций предметов, их масштабное соотношение;

▪ поиск тональных отношений;

▪ быстрый перенос композиции с фор-эскиза на формат.



Первый этап работы над форэскизом:

Перед вами примеры готовых эскизов и форэскизов выпускников 8 класса. Первый этап форэскизов линейный, второй этап эскизов тональный, третий этап эскизы в ограниченной палитре цветов. Затем работа переносится на формат А3, и композиционный эскиз более выполняется уже более подробно, по выбранной цветовой схеме.

Сегодня нам с вами нужно выполнить первый этап работы – используя способ линейного рисунка с введением тона сделать один форэскиз однофигурной сюжетной композиции в интерьере. Тематика композиции может быть самой разнообразной. Ваш персонаж может читать книгу, разглядывать пейзаж за окном, рисовать, завязывать обувь, прибирать в комнате – все что угодно, что создавало бы действие и связь с окружающей его средой.

Можно приступать к работе.

5. Итог урока

Итак, ребята. Мы завершаем первую часть практического задания – работу над форэскизом. И я прошу вас закрепить свои работы на доску, чтобы было видно, что у нас получилось. Как вы думаете, все ли условия выполнения однофигурной сюжетной композиции вы выполнили в своих эскизах? Если вы в чем-то сомневаетесь – скажите об этом и мы рассмотрим и проанализируем ваш эскиз.



6. Рефлексия.

Экспресс просмотр форэскизов с совместным обсуждением полученных результатов.



Нужно понимать, что для полноценного поиска композиции одного форэскиза может оказаться недостаточно и для работы над итоговой картиной понадобятся более расширенные поиски. Но сегодня мы с вами сделали первый шаг для выполнения большой работы и уже за это вы большие молодцы. Обязательно нужно, чтобы каждый вас похвалил сам себя за проделанную работу. Время, затраченное на нее прошло с пользой и теперь вы даже понимаете, каким будет следующий этап и как вы сегодня облегчили себе дальнейший труд. Всем спасибо за работу



Интернет-ресурс:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Портрет#:~:text=В%20изобразительном%20 искусстве%20портрет%20—,при%20этом%20его%20идейнохудожественная%20интерпретация

  2. https://studfile.net/preview/9225588/page:27/Портрет и однофигурная сюжетная картина

  3. https://helpiks.org/7-77153.html?ysclid=lp0q6er4k1987567733