Конспект ООД по ОО
«Познавательное развитие: ознакомление с окружающим миром»
Тема: «Что я знаю о профессии моих родителей?»
Цель: формирование представления детей о труде сыровара, коневода и пчеловода – традиционных профессиях Республики Башкортостан.
Задачи:
Образовательные:
познакомить детей с профессиями людей, прославившими нашу Родину, с их особенностями и значением для общества;
формировать представления детей о промышленном производстве сыров;
обобщить знания детей о образе жизни лошадей; дать представление о традиционном башкирском напитке «кумыс»;
систематизировать элементарные знания детей о жизни пчел; расширить представление детей о разнообразии меда, о его полезных свойствах;
Развивающие:
расширять и активизировать словарный запас по теме за счет новых терминов;
развивание умение детей совместно действовать при решении игровых задач;
развивать общую и мелкую моторику, наблюдательность, память, мышление, связную речь; способствовать развитию зрительного и слухового восприятия и внимания.
Воспитательные:
воспитывать положительную мотивацию к обучению, уважение к труду взрослых, любовь к животным и насекомым;
Форма обучения: сюрпризный момент, рассказ воспитателя и детей, дидактические игры, просмотр видеоролика, опытно-экспериментальная деятельность (дегустация), физкультминутка.
Средства обучения: коробка, внутри которой «сырная закваска», дымарь и подкова; детские костюмы («сыродел», «коневод», «пчеловод») видеоматериал по теме «Производство сыра», пазл «Последовательность производства сыра»; башкирские коврики, национальная посуда, аудиозапись «табун лошадей», иллюстрации «Лошади», «Сабантуй», музыкальное сопровождение для физкультминутки, кумыс; аудиозапись «пчелиный рой», макет «Пасека», мед (в сотах и в чашечках), ложечки для дегустации; схематичное изображение карты Башкортостана, небольшие карточки с изображением лошади, бочонка с медом, кусочка сыра, людей профессий «пчеловод», «коневод», «сыродел», смайликом «Я думаю» и др.; ноутбук, проектор, музыкальная колонка.
Предварительная работа: беседы с детьми о профессии родителей, о национальной культуре РБ, рассматривание иллюстраций по теме, составление небольших рассказов «Кем я буду, когда вырасту?», чтение художественной литературы, рассматривание инструментов разных профессий; дидактические игры, знакомство с сельскохозяйственными профессиями; подготовка видеофильма «Производство сыра», изготовление макета пасеки, костюмов, беседа с родителями о согласии/несогласии на дегустацию
Количество детей: до 15 человек.
Ход ООД:
Организационный момент.
Дети и воспитатель стоят в кругу.
Воспитатель: Доброе утро, ребята! У меня сегодня такое хорошее настроение! Я хочу поделиться им с вами, передать свою улыбку вам по кругу (педагог улыбается рядом стоящему ребенку, этот ребенок улыбается своему соседу и т.д.) Отлично! Теперь у всех хорошее настроение! Ребята, посмотрите, какую коробку нам доставили в детский сад. Заглянем в нее? Вам интересно, что в коробке? (ответы детей). Мне очень интересно! (Воспитатель достает содержимое коробки, дети рассматривают, рассуждают, что же это и кому это может принадлежать)
Воспитатель: Знаете, ребята, тут совсем недалеко, я слышала, проводится необычное мероприятие, называется оно «Ярмарка профессий». Давайте отправимся на ярмарку, чтобы узнать, кому принадлежат эти предметы.
Основная часть.
Ознакомление с профессией «сыродел».
Дети с воспитателем подходят к первой зоне. Их встречает ребенок в костюме мастера сыродела. Детям предлагается присесть на стульчики.
Воспитатель: Здравствуйте! Как у вас тут интересно! Расскажите нам, пожалуйста, кто вы и чем вы занимаетесь?
Ребенок (в костюме сыродела): Я помощник мастера-сыродела. Моя мама работает на молочном комбинате нашего города, она делает сыр.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, из чего делают сыр?
Дети: Из молока!
Воспитатель: Правильно, ребята! Прежде чем попасть к нам на стол, сыру нужно пройти долгий путь. Как вы думаете, откуда этот путь начинается? (ответы детей). Этот путь начинается с луга, где коровы кушают сочную зеленую травку. После хорошо проведенного дня на летнем лугу, коровы отправляются на ферму, где их доят, то есть корова дает много свежего вкусного и полезного молока. Напомните мне, пожалуйста, ребята, как называется профессия человека, который ухаживает за коровами, кормит их и доит?
Дети: Доярка!
Воспитатель: Молодцы, правильно сказали! А что происходит с молоком дальше? (ответы детей) Молоко везут в молоковозе на завод по производству сыров. А что происходит с молоком на заводе мы узнаем, посмотрев видео, которое нам подготовили помощник и мастер сыродел.
Просмотр видеофильма «Секреты производства сыра»
Воспитатель: Как познавательно! Давайте, ребята, вспомним, что делают с молоком на заводе. (ответы детей). Профессия «сыродел» – очень ответственная. Сыродел должен быть аккуратным, терпеливым, он обязан строго соблюдать гигиенические нормы, обладать хорошей памятью. Наш город Белебей и вся Республика Башкортостан славится людьми этой профессии и сыром, который они производят, на всю страну!
А теперь я предлагаю вам немного поиграть. Прошу вас разбиться на команды по цвету резиночек на ваших руках. Каждой команде я предлагаю собрать картинку из деталей и, если все получится правильно, мы с вами проследим путь превращений сыра от зеленого луга до нашего стола.
Воспитатель: Молодцы, ребята! У всех получилось! (задает вопросы по схеме нескольким детям). Ребята, давайте заглянем в коробку, может быть мы уже сможем разгадать тайну какого-нибудь предмета из коробки. Но, прежде чем уйти, давайте поблагодарим помощника сыродела, ведь мы узнали, как молоко превращается в сыр (Благодарят, прощаются и подходят к мольберту).
Ребята, с какой профессией мы познакомились?
Дети: Сыродел!
Воспитатель: Умнички! (прикрепляет на мольберт карточку с изображением сыродела).
Воспитатель: Чем он занимается?
Дети: Делает сыр (вывешивает соответствующую карточку)
Воспитатель: Напомните, пожалуйста, из чего делают сыр?
Дети: Из молока! (воспитатель прикрепляет карточку с изображением молока на мольберт около сыродела)
Воспитатель: Давайте заглянем в коробку, может быть тут есть предмет, необходимый сыроделу (заглядывают в коробку, выясняют, что это – закваска). Для чего нужна закваска?
Дети: Чтобы молоко превратилось в сыр!
Воспитатель: Правильно! Я прикреплю карточку с изображением закваски рядом с сыроделом. А что нужно делать, чтобы молоко с закваской загустело?
Дети: Нужно постоянно мешать!
Воспитатель: Как внимательно вы смотрели фильм!!! (прикрепляет на мольберт изображение венчика)
Ну что ж! Мы узнали пока только для чего нужна закваска. Давайте пойдем дальше, чтобы узнать и секреты оставшихся предметов.
Внимание детей привлекают звуки топота табуна лошадей.
Ознакомление с профессией «коневод».
Дети с воспитателем подходят ко второй зоне. Их встречает ребенок в костюме коневода.
Воспитатель: Здравствуйте! Расскажите, нам пожалуйста, кто вы и чем вы занимаетесь?
Ребенок (в костюме коневода): Я помощник коневода. Мой дедушка занимается разведением лошадей. А я помогаю дедушке ухаживать за ними.
Воспитатель: Коневоды с давних времен славят наш родной Башкортостан. Когда-то, когда не было ни машин, ни поездов, ни самолетов, это был единственный вид транспорта. Верхом на лошади ездили взрослые и дети. Мальчиков приучали к верховой езде уже с 2-3 лет. А кто-нибудь из вас садился уже на лошадь? (ответы детей). Коневод кормит, поит, пасет, выгуливает, чистит и купает лошадей. Чтобы защитить копыта лошади от разрушения, лошадей подковывают прочными металлическими полосками – подковами. Лошади очень умные и красивые животные. А еще коневод тренирует молодых лошадей, приучает к верховой езде, к тому, что теперь конь будет возить человека и должен слушаться своего хозяина. Лошади традиционно участвуют в скачках на башкирском празднике «Сабантуй».
Я вам предлагаю поучаствовать в скачках.
Физкультминутка «Конь»
Конь меня в дорогу ждет,
(руки за спиной сцеплены в замок)
Бьет копытом у ворот,
(ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног)
На ветру играет гривой
Пышной, сказочно красивой.
(покачивания головой, затем наклоны в стороны)
Быстро я в седло вскочу,
Не поеду – полечу!
(подскоки на месте)
Цок-цок-цок,
Цок-цок-цок,
(руки полусогнуты в локтях перед собой)
Там, за дальнею рекой,
Помашу тебе рукой.
(подскоки на месте)
Воспитатель: Здорово прокатились!!! Устали, наверное… Давайте присядем, отдохнем. (Дети садятся на коврики). Лошадей в нашей республике используют не только для верховой езды, еще они нам дают полезный напиток, который называется кумыс. Делают его из кобыльего молока. (Воспитатель предлагает детям попробовать кумыс). Кумыс придает организму бодрость и силу. В древние времена кумыс называли «напитком богатырей». Кумыс отлично утоляет голод и жажду, лечит многие заболевания, убивая бактерии (вредные вещества) в организме. Возрастных противопоказаний к кумысу нет, он одинаково полезен и детям, и взрослым, и пожилым людям.
Ну что, ребята, отдохнули? Нам, наверное, пора отправляться дальше. Давайте поблагодарим коневодов за гостеприимство (благодарят, уходят, воспитатель снова подводит детей к мольберту)
Ребята, с какой профессией мы познакомились?
Дети: Коневод!
Воспитатель: Умнички! (прикрепляет на мольберт карточку с изображением коневода). Напомните, пожалуйста, чем занимается коневод?
Дети: Разводит лошадей, заботится о них. (вывешивает иллюстрацию с изображением лошади)
Воспитатель: Давайте заглянем в коробку, может быть тут есть предмет, необходимый коневоду (заглядывают в коробку, выясняют, что это – подкова). Для чего нужна подкова?
Дети: Чтобы копыта лошади не разрушались! (воспитатель прикрепляет карточку с изображением подковы на мольберт около коневода)
Воспитатель: Правильно! А для чего коневоды разводят лошадей?
Дети: Кони участвуют в скачках и из молока кобыл получают кумыс!
Воспитатель: Какие вы молодцы!!! (прикрепляет на мольберт изображение кумыса и лошадей, участвующих в скачках)
Мы узнали, кому принадлежат закваска и подкова. Остался еще один предмет. Давайте узнаем, кому же он принадлежит.
Внимание детей привлекает шум пчелиного роя.
Ознакомление с профессией «пчеловод».
Дети с воспитателем подходят ко второй зоне. Их встречает ребенок в костюме пчеловода, детям предлагают занять места на стульчиках)
Воспитатель: Здравствуйте! Расскажите, нам пожалуйста, кто вы и чем вы занимаетесь?
Ребенок (в костюме пчеловода): Я помощник пчеловода. Моя семья держит пасеку. Пасека – это место, где стоит много домиков для пчел, которые называются ульями.
Воспитатель: Семья Златы приготовила для вас макет пасеки, чтобы вы посмотрели, как она устроена (предлагает рассмотреть макет пасеки).
На пасеке стоят много домиков для пчел. Как называются домики для пчел?
Дети: Ульи
Воспитатель: Правильно, ульи! Пчелы живут семьями. Пчелиная семья называется рой. В одном улье – одна пчелосемья. У пчел, как и у людей, существует разделение труда — одни пчелы собирают нектар, другие его принимают и перерабатывают. Есть пчелы-уборщики, пчелы-охранники. Молодое поколение выкармливают пчелы-кормилицы. В верхней части улья есть комнаты – рамки с сотами (демонстрирует рамку, просит детей повторить название). Соты – это множество ячеек, сделанных из воска, как две капли похожие друг на друга. В каждой ячейке хранятся мёд и пыльца, пчёлы наполняют одну ячейки, запечатывают ее, потом начинают наполнять другую ячейку (показ сотового мёда). Все тонкости жизни пчел, правила ухода за ними и даже методы лечения пчел должен знать пчеловод. Он заботится о них, устанавливает поилки для пчел с подсоленной водой, следит, чтобы пчелам в их домиках не было холодно, чистит улья. Пчеловод по пасеке ходит в шляпе с сеткой и светлом костюме, потому что белый цвет пчел не раздражает. Чтобы пчелы не ужалили пчеловода, когда он заглядывает к ним в улей, он использует специальное приспособление – дымарь (показ иллюстрации). Пчелы не любят дыма, поэтому, когда пчеловод пускает на них немного дыма, он сидят тихонько. А еще на пасеке нельзя шуметь, пчелы могут работать только в тишине. Уход за пчелами труден и даже опасен, но пчелы его ценят и за это одаривают человека своим вкусным продуктом - полезным, ароматным и вкусным медом! В нашей Республике получают самый вкусный мед!!! Люди со всей страны приезжают к нам в Республику, чтобы насладится медом с наших пасек. Мед бывает липовый (пчелы собирают нектар с цветков липы), цветочный, гречишный (цветки гречихи). Давайте посмотрим, какой мед по цвету?
Дети: жёлтый, коричневатый
Воспитатель: Понюхайте, имеет мёд запах? Чем он пахнет? (предположения детей). Попробуйте подвигать розеточку, что можно сказать ещё о мёде? Какой он по структуре?
Дети: густой, вязкий, прозрачный, чистый, тягучий и т.д.
Воспитатель: Мед очень ценный продукт, и мошенники иногда продают ненастоящий мед. Давайте проведем эксперимент и узнаем, настоящий наш мед или нет. Для этого растворим немного меда в воде (просит детей помочь). И добавим каплю йода. Если цвет медовой водички не изменится, то мед настоящий, а если она посинеет – то этот мед подделка (проводят эксперимент, выясняют, что мед настоящий). Когда мы выяснили, что он настоящий, не опасный для нашего здоровья, можно его и попробовать. (предлагает дегустацию). Какой мед по вкусу?
Дети: По вкусу мед сладкий.
Воспитатель: Ребята, мёд не только вкусный, но очень полезный продукт. Кого-нибудь дома лечили мёдом, от какой болезни? (высказывания детей). Мёд лечит многие болезни: снижает температуру, боль в горле, укрепляет сердце. Кто постоянно кушает мёд, тот реже болеет. А еще мёдом не только лечатся, мёд добавляют во многие блюда. Какие блюда, с мёдом вы знаете?
Дети: Чак-чак, блины с мёдом, медовые торты, пряники, чай с мёдом, молоко с мёдом.
Воспитатель: Ой, ребята, а я, кажется, поняла, что последний предмет в нашей коробке, принадлежит пчеловоду. Пойдемте скорее, проверим так ли это. Только сначала поблагодарим семью Златы. Нам у вас очень понравилось! Спасибо! (прощаются, подходят к мольберту)
Ребята, с какой профессией мы познакомились?
Дети: пчеловод. (прикрепляет на мольберт карточку с изображением сыродела).
Воспитатель: Чем занимается пчеловод?
Дети: Разводит пчел.
Воспитатель: А для чего он разводит пчел? Чем они ему полезны?
Дети: Пчелы дают мед (прикрепляет соответствующую картинку на мольберт)
Воспитатель: А как называется домик пчелы?
Дети: Улей.
Воспитатель: Как называется предмет, которым успокаивают дымом пчел?
Дети: Дымарь (помещает на мольберт соответствующую карточку. Достает из коробки последний предмет). Ребята, так, значит, как называется этот загадочный предмет? (дети повторяют название)
Воспитатель: Какие же вы сегодня молодцы! Вы сегодня так хорошо работали! Столько профессий узнали! Давайте повторим их.
Дети: Сыродел, коневод и пчеловод.
Итог занятия.
Воспитатель: Умнички! Правильно назвали! Посмотрите, пожалуйста, на мольберт. (очерчивает указкой границы на карте). Вы узнали, что изображено на карте?
Дети: Наша Республика Башкортостан.
Воспитатель: Правильно, ребята! Все профессии, о которых мы сегодня говорили, традиционны для нашей республики, то есть люди с давних времен занимаются этими ремеслами. Эти профессии – символы нашей республики.
Рефлексия.
Посмотрите, я предлагаю вам картинки с изображением пчелы, лошади и кусочка сыра. Подумайте и выберите, ту из них, у кого в гостях вам больше понравилось. Если у сыродела – выберете кусочек сыра, если у коневода – выберете лошадь, если у пчеловода – выберете пчелу. А если вам не совсем понравилось, возьмите думающий смайлик. Прикрепите свои значки около тех профессий, где вам больше понравилось. (дети выбирают, воспитатель задает вопросы нескольким детям, почему они сделали тот или иной выбор)
Воспитатель: Ребята, вы участникам сегодняшней Ярмарки профессий очень понравились! Вы очень внимательно слушали, выполняли задание, играли! С вами было весело и интересно, поэтому профессионалы просили передать вам вот такие дипломы за участие в сегодняшнем мероприятии. (вручает дипломы)