СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект ООД по развитию речи для детей 6 - 7 лет с тяжелыми нарушениями речи "Слова - антонимы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство детей сос словами - антонимами. Формирование навыка подбирать антонимы к разным частям речи.

Просмотр содержимого документа
«Конспект ООД по развитию речи для детей 6 - 7 лет с тяжелыми нарушениями речи "Слова - антонимы"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад №16 «Вдохновение»



















Конспект ООД по развитию речи

«Слова - антонимы»
















Учитель - логопед: Пыркова Н.Б.













Юрга, 2023

Цели:

1. Знакомство детей со словами — антонимами.

2. Формирование навыка подбирать антонимы к разным частям речи (к именам существительным, прилагательным, глаголам, наречиям).

3. Закрепление навыка построения фразы по сюжетной картинке.

4. Знакомство детей с пословицами (научить понимать их смысл).

5. Развитие внимания, мышления, памяти.

6. Развитие общей моторики.

Оборудование: картинки: лимон — сахар, мальчик трудится — девочка отдыхает, мальчик стоит далеко — девочка стоит близко, день — ночь, лошадь — черепаха; дом Великана с мебелью, дом Гномика с мебелью; зима, потолок, черепаха, много чашек, начало книги, восход солнца, мальчику грустно, полная сахарница, лето, пустая сахарница, закат солнца, мальчику весело, лошадь, конец книги, мало чашек, пол; сюжетные картинки: мальчик ломает машину, девочка снимает фартук, папа вешает картину, малыш строит башню и т.д., мяч.


Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед выставляет на доске пары картинок (лимон — сахар, мальчик трудится — девочка отдыхает, мальчик стоит далеко — девочка стоит близко, день — ночь, лошадь — черепаха) и предлагает детям посмотреть на них и закончить предложения.

Например: Лимон кислый, а сахар (сладкий).

Мальчик трудится, а девочка…

Мальчик стоит далеко, а девочка…

Это день, а это…

Лошадь бежит быстро, а черепаха ползет…

Логопед. Сегодня мы поговорим о словах — неприятелях, о словах — наоборот.


II. Основная часть.

1. ИГРА «ВЕЛИКАН И ГНОМИК».

Логопед выставляет картинки: дом Великана с мебелью, дом Гномика с мебелью и говорит: Сегодня мы пойдем в гости к Великану и Гномику. Давайте разделимся! Кто хочет пойти в гости к Великану? Кто к Гномику?

— Великан сильный, а Гномик какой? Великан смелый, а Гном какой?

— Посмотрите на их дома и сравните их. У великана дом какой? А у Гномика?

— А сейчас давайте заглянем внутрь домиков и посмотрим, как они в них живут.

У Великана мебель какая? (большая) а у Гномика (маленькая).

У Великана полы какие? (грязные) А у Гномика?

У Великана полотенце какое? (широкое) А у Гномика?

У Великана все книги какие? (толстые) А у Гномика?

У Великана живет лев, а у Гномика котенок.

Лев грозный, а котенок?

У котенка шерсть какая? (пушистая) А у льва?


2. ИГРА «ПАРЫ».

Логопед выставляет на доске картинки в два вертикальных ряда: справа: зима, потолок, черепаха, много чашек, начало книги, восход солнца, мальчику грустно, полная сахарница. Слева: лето, пустая сахарница, закат солнца, мальчику весело, лошадь, конец книги, мало чашек, пол.

Логопед. Посмотрите внимательно на доску. Одни картинки находятся справа, а другие — (слева).

— Давайте соединим пары картинок и назовем слова- неприятели (логопед выделяет голосом слово, к которому нужно подобрать антоним). Например: Зимой холодно, а… летом жарко.

Это потолок, а …

Черепаха ползет медленно, а …

На этой картинке много чашек, а…

Это начало книги, а…

Это восход солнца, а…

Этому мальчику грустно, а…

Эта сахарница полная, а…

3. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «ДЕЛАЙ НАОБОРОТ».

Логопед обращается к детям и говорит, что сейчас им предстоит делать все наоборот. Например, я скажу опустить руки, вы их … (поднимите).

Встаньте из-за стола — дети садятся; Откройте рты — дети закрывают и т.д.


4. ИГРА С МЯЧОМ «ПАРА - НЕ ПАРА».

Логопед. Я буду кидать мяч и называть пары слов. Если это слова — неприятели, вы ловите мяч, а если нет — отбиваете.

Быстро — медленно. Отдых — работа.

Грустно — печально. Лежать — отдыхать. Глупый — умный.

Гусеница — комар и т.д.


5. ИГРА «ПОСЛОВИЦЫ».

Логопед. Ветер перемешал слова в пословицах. Давайте поставим слова на место. (Логопед выделяет голосом слова-антонимы).

Надо делать людям не добро, а зло.

— Какие слова-неприятели мы услышали в этой пословице? Как правильно она должна звучать?

Аналогично проводится работа с пословицами.

Ученье — тьма, а не ученье — свет.

Осенью дни становятся длиннее, а ночи короче.

Подъем на гору оказался легче спуска.


6. ИГРА «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

На доске логопед выставляет картинки и предлагает детям составить с ними предложения. Например, мальчик ломает машину и просит сказать наоборот и составить новое предложение. Например, мальчик чинит машину.

Аналогичным образом дети составляют предложения по другим картинкам:

Девочка снимает фартук.

Папа вешает картину.

Малыш строит башню и т.д.


III. Итог занятия.

Логопед. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли? Что такое слова-неприятели? Подберите слово-неприятель к слову маленький, быстро, работать.

— Можно подобрать противоположные слова к кастрюле, Сережи, коровы? Правильно, так как не все слова имеют неприятелей.