Управление образованием администрации г. Юрги
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад №16 «Вдохновение»
Конспект ООД по развитию речи
«Путешествие по рассказу К. Паустовского «Кот – ворюга»
Учитель - логопед: Пыркова Н.Б.
Юрга, 2023
Цель: обучение анализу художественного произведения
Задачи:
-формировать умение анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову;
-учить осознанно воспринимать содержание произведения, осознавать сущность поведения героев, делать выводы;
-расширять словарный запас;
-развивать умение коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение;
-закреплять умение делить слова на слоги;
-развивать умение подбирать антонимы к словам;
-развивать внимание, память, воображение;
-воспитывать чувство любви и сострадания к животным;
-воспитывать стремление быть добрыми, проявлять доброту.
Оборудование: нарисованные мордочки котов, книга «Кот-ворюга», книга с рассказами К. Паустовского, портрет К. Паустовского.
Ход ООД:
1.Свободный вход.
Л.: Ребята, вы любите путешествовать? Хотите сегодня отправиться в путешествие по книге? Догадайтесь, про кого эта книга.
Он пушистый, он игривый,
Очень-очень шаловливый.
В мягких тапочках ступает,
Схватит мышь и убегает. (кот)
2.Целеполагание.
Л.: Ребята, какой рассказ про кота вам недавно читали в детском саду? («Кот-ворюга») Вам понравился этот рассказ? А кто запомнил автора рассказа? (К. Паустовский) В путешествие по этому рассказу мы с вами и отправимся сейчас. Мы побываем на разных станциях. Будьте внимательны! На каждой станции вас ждут задания. Готовы? Вперед!
3.Основная часть.
Л.: Наше путешествие началось. Первая станция «Встречалкино»
Л.: Кто является главным героем рассказа? (Кот.) Хотите с ним встретиться? Давайте посмотрим на кота и вспомним, каким он был в рассказе. (Рыжий, огненно-рыжий кот с белыми подпалинами на животе.) Что у кота было с ухом и хвостом? (Ухо было разорвано, хвост обрублен.) Как называют кота в произведении? (Бандит, ворюга, бродяга, беспризорник.) Молодцы!
Станция «Объяснялкино»
Л.: Ребята, во время чтения рассказа вы узнали новые слова и выражения. Попробуйте объяснить их значение. (Беспризорник – тот, у кого нет своего дома; тот, кто живёт без присмотра, без надзора; чулан – это кладовка, в которой хранятся вещи или продукты; бродяга – тот, кто гуляет, бродит сам по себе; кукан – верёвка для пойманной рыбы; подпалины – пятна на шерсти другого цвета; лаз – дырка, отверстие, в которое можно пролезть; схватить мёртвой хваткой – очень сильно, крепко.)
Станция «Игралкино»
Л.: Хотите поиграть со словами, которые будут связаны с котом, главным героем рассказа?
Игра «Скажи наоборот»
Дети подбирают слова – антонимы. «Коты бывают большие, а бывают маленькие; смелые и трусливые (робкие); они умеют бегать быстро и медленно; забираются на дерево высоко или низко; у кота может быть пустая миска или полная; шерсть может быть сырая или сухая; лапки могут быть чистые или грязные».
Л.: А теперь поиграем с предложениями?
Игра «Раздели на слоги»
Разделите слово «кот» на слоги. Сколько слогов в этом слове? Какой первый звук? Какой последний? Какой гласный звук вы слышите в середине слова? Назовите кота ласково ( котик) (делим на слоги, называем первый и последний звук)
Игра «Добавь словечко».
Воспитатель предлагает повторить предложения, каждый раз добавляя в них слова. «Кот пьёт. Кот пьёт молоко. Кот пьёт тёплое молоко. Рыжий кот пьёт тёплое молоко. Рыжий кот пьёт тёплое молоко, которое ему налили дети.»
Станция «Разминалкино»
Музыкальная физминутка.
Станция «Рассуждалкино»
Дети рассматривают изображения эпизодов из произведения; рассказывают о них. («Кот стащил колбасу и забрался на дерево. Кот хочет стащить колбасу со стола. Кот-ворюга украл рыбу и бежит с ней. Кот ест замечательный ужин, который ему дали люди. Кот спит после того, как объелся. Кот прогоняет кур со стола. Кот на трёх лапах гонится за петухом.»)
Беседа по содержанию рассказа.
Л.: Ребята, понравился ли вам главный герой рассказа - рыжий кот? Почему его прозвали ворюга? Почему кот постоянно что-то воровал? Расскажите, как ребята поймали кота-ворюгу. Почему ребята не стали наказывать кота после того, как они его поймали? А вам было жалко кота? Как мальчик Лёнька предложил поступить с котом? Воровал ли ещё рыжий озорник после сытного ужина? Почему? Как стал вести себя кот? Как он отплатил людям за добро? Как вы думаете, кот в начале и конце рассказа одинаковый или разный? Каким вы его представляете, когда он стал спокойным, домашним котом? Чему учит этот рассказ?
Л.: Верно. Очень важно быть добрыми людьми по отношению ко всем: и к животным, и к другим людям. И помните, что недостаточно считать себя добрым и говорить о том, что вы добрые. Нужно постоянно проявлять свою доброту: кого-то пожалеть, кому-то помочь, кому-то сказать добрые слова.
Станция «Фантазёркино»
Л.: Мы знаем, что в конце рассказа кот стал спокойным, упитанным, ласковым. Как вы думаете, а после всего этого с ним могло приключиться что-нибудь интересное? Попробуйте придумать свои истории про него. Какую кличку вы бы придумали коту? Дети придумывают свои истории про кота-ворюгу.
4.Рефлексия.
а).итоги.
Л.: Ребята, где мы сегодня побывали? (В путешествии.) По какой книге мы совершили путешествие? («Кот-ворюга») Вы запомнили, чему учит этот рассказ?
б).самооценка.
Л.: Кому понравилось наше путешествие, кто сегодня старался и выполнял задания на разных станциях, возьмите мордочку весёлого кота. А кому было трудно на каких-то станциях, возьмите грустную мордочку.
5.Свободный выход.
Л.: Дети, посмотрите, что у меня в руках. Эти книги тоже написал К. Паустовский. Они тоже очень интересные. Вы бы хотели их почитать? Тогда мы возьмём их с собой в группу и обязательно прочитаем.