Конспект ООД по развитию речи в средней логопедической группе
Тема: « Описание комнатных растений «Фиалка»
Цель: закрепить знания детей о комнатных растениях.
Задачи:
Коррекционно- образовательные задачи: Расширять представления детей о комнатных растениях.
Закрепить умение составлять пересказ с опорой на модели (схемы). Расширять словарный запас детей.
Коррекционно- развивающие задачи: Развивать мышление, зрительную наблюдательность.
Воспитательные задачи Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Поощрять желание ухаживать за комнатными растениями.
Задачи в интеграции: «Физическое развитие» учить координировать слова с движениями. «Познавательное развитие» Расширять и обогащать знания детей о комнатных растениях
Оборудование: Иллюстрации с изображением комнатных растений :бегонии, фиалки, герани, кактусов, орхидеи, алоэ, каланхоэ. Карточки подсказки с изображением воздуха, земли, тепла, цветочного горшка, любви -сердечка, воды. Мяч.
Музыкальное сопровождение: песня «Волшебный цветок».
Ход занятия.
Организационно-мотивационный этап
Восп.- В круг ребята становитесь , дружно за руки беритесь.
Давайте представим, что мы с вами на цветочной поляне и вот подул легкий, приятный ветерок, давайте его подхватим и подуем вместе с ним.
Дыхательная гимнастика
Вырос огромный цветок на поляне
Утром весенним раскрыл лепесткам
Всем лепесткам красоту и питанье
Дружно дают под землей корешки
Восп. – А теперь ребята сядьте на стульчики, и подружитесь с ними. Спинку держите ровно, и будьте внимательными. Сегодня у нас необычное занятие. Отгадав загадку, вы узнаете , чем мы сегодня будем заниматься.
Воздух очищают , создают уют
На окнах зеленеют и зимой цветут. ( Комнатные растения)
Стук в дверь
Восп. – Ой ребята , кто то к нам пришел, сейчас посмотрю.
Открывается дверь входит Незнайка «мальчик»
Незнайка - Здравствуйте
Все – Здравствуй. Ребята, а вы узнали кто к нам пришел ?
Дети – Незнайка.
Восп. – Незнайка проходи. Приглашаем тебя поговорить вместе с нами о комнатных растениях.
Незнайка – Я и так все знаю, что про них говорить? Стоят , молчат, ничего не делают! Игрушки на полке стоят с ними хотя бы играть можно. А с этими……, как их…., комнатными деревьями…., что делать можно? Стоят на окне и все.
Воспит – ( удивляется, улыбается, говорит ребятам)
Незнайке надо рассказать зачем людям нужны комнатные растения, и какую пользу они приносят.
Содержательный этап.
Дети – Растения украшают помещения, создают уют, очищают воздух.
Они живые
Незнайка – ( смеется) Какие же они живые ? Они что ходят и бегают, или кричать умеют?
Восп. – Да Незнайка, растения не такие как люди. Говорить и ходить, они действительно не могут. Но они зеленые, растут, у них бывают цветы – они живые. Ими надо любоваться – они красивые.
Восп. – Ребята , почему эти растения называют комнатными.
Дети – Потому , что растут и цветут они в помещении.
Восп.- Какие комнатные цветы вы знаете.
Сейчас мы поиграем в игру.
Восп. – Мяч волшебный помоги и комнатное растение назови.
Я буду бросать вам по очереди мяч, а вы называть цветы.
Игра с мячом
Восп. Бросает детям по очереди мяч, дети называют цветы.
Воспит – Молодцы ребята , вы хорошо знаете названия цветов. Но сегодня мы поговорим об одном из них Фиолетовый цветочек
Мягкий, бархатный листочек
Ночью нежный аромат
Наполняет весь наш сад.
Показать фиалку
Беседа: - Вы узнали это растение? Правильно это Фиалка.
Фиалка это цветущее комнатное растение, посмотрите какие цветы у Фиалки ? Красивые, нежные Фиалку в народе называют «Анютины глазки».
Существуют , много разновидностей фиалок, но мы рассмотрим те, которые стоят у нас на столе
Восп. – Какие они по цвету? ( Розовые, голубые)
Восп. – А какая серединка? (Желтая)
Восп.- Что еще есть у Фиалки?
Дети – У Фиалки есть листья , стебельки, корешки
Восп. – Какие листья у Фиалки. (Зеленые, сочные, опущенные )
Восп. Какие стебли у Фиалки (Короткие)
Восп. – Чтобы растения так красиво цвели, за ними надо ухаживать.
Давайте вспомним, что нужно делать для того ,чтобы цветы росли и цвели. А ответить на этот вопрос помогут карточки- подсказки.
Дети подходят по одному берут карточки и рассказывают что нужно для того чтобы росли цветы. В карточках нарисованы земля, воздух, солнце, тепло, вода, цветочный горшок, и любовь- сердечко . Карточки вешают на магнит. На доску. Последняя карточка вода
Дети – Цветам нужна земля Дети – Цветам нужен воздух
Дети – Цветам нужно солнышко Дети – цветам нужно тепло
Дети - Цветам нужен цвет. Горшок Дети – Цветам нужна любовь
Дети – Цветы надо поливать
Незнайка – Ребята давайте польем Фиалку молоком, я его очень люблю, ведь оно полезное для здоровья
Восп. – Ребята , можно ли поливать цветы молоком.
Дети – Нет .
Восп. – Ты запомнил Незнайка, что цветы поливают водой.
Восп. – Какая часть Фиалки находится в земле?
Дети - Корни.
Восп. - корни растений должны питаться , поэтому мы поливаем ее водой, и дышать, а для этого мы должны рыхлить землю острой палочкой
Восп. – Красиво, чисто, ясно старайтесь говорить,
Чтоб было всем понятно , звуки все произносить.
Чистоговорки
Ра – ра – ра поливать цветы пора
Ра – ра – ра начинается игра
Восп. – Игра называется «Назови ласково». Я называю слово, вы говорите его в ласковой форме.
Фиалка - Фиалочка ,
Лист –листочек , стебель - Стебелек,
Цветок – цветочек, Земля – землица,
Вода – водица, солнце – солнышко.
Восп. - Следующая Игра «Третий лишний»
Из трех предложенных карточек , вы должны убрать лишнее.
1 вар. – 2 комнат. 1 садовое. 2 вар. - 2 садов. 1 комн.
Восп – Какой из трех цветков лишний? Почему ?
Восп. – А теперь немного отдохнем. Встаньте ребята пожалуйста в круг Раз, два, три повернись и в цветочек превратись.
Физминутка
На окне в горшочках ( дети сидят на корточках лицом в круг.
Поднялись цветочки Медленно встают.
К солнцу потянулись, Тянутся на носочках, подняв руки вверх.
Солнцу улыбнулись.
К солнышку листочки Разводят руки в стороны ладонями вверх.
Повернут цветочки.
Развернут бутоны Соединяют руки над головой и медленно
В солнышке утонут. Покачиваются.
Воспитатель- Незнайка, сейчас ребята тебе расскажут все о фиалке
Незнайка – Да, ребята расскажите о фиалке
Восп. Назовите растение.
Расскажите какое оно,
опишите его листья и цветы,
как за ним ухаживают.
1 -2 реб . описывают.
Восп. – Молодцы ребята.
Незнайка – Ребята, а можно мне сорвать цветы и взять с собой на луну.
Воспит. – Нельзя. Фиалка потеряет свою красоту. А сорванные цветы быстро завянут.
Оценочно-рефлексивный этап.
Какие комнатные цветы вы знаете?
Какой цветок мы сегодня узнали, научились о нем рассказывать?
Дети – Фиалка . У вас получились замечательные рассказы. И вы молодцы
А теперь мы улыбнемся, крепко за руки возьмемся, а какие же слова говорим мы уходя
Дети – До свидания.