Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 9»
Конспект ООД
в подготовительной группе
по теме:
«Путешествие по Дагестану»
Провела:
Курбанова Елена Эседулаевна
г.Махачкала
2017
Конспект ООД
в подготовительной группе
по теме:
«Путешествие по Дагестану»
Цель: продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством дагестанцев, обобщить представления детей, что готовили народные умельцы из глины, дерева, металла, шерсти.
Задачи:
Обучающие - обогащать словарный запас народного фольклора, уметь использовать знания и навыки народного фольклора.
Развивающие - развивать у детей творческие способности, восприятие художественного слова, воображение, образную речь средствами фольклора.
Воспитательные - воспитывать чувства уважения к трудолюбию народных умельцев, укреплять дружеские чувства между нациями.
Материал: карта Дагестана, «ковер-самолет», изделия из глины, ковровый мини-станок, изделия Кубачи и Унцукуля, муз. сопровождение.
Воспитатель:
- Сегодня, дети, мы с вами попробуем совершить «путешествие» по горным аулам, где вот уже много – много лет народные умельцы создают из различных материалов прекрасные изделия, предметы быта, украшения. Чтобы совершить это путешествие, нам нужны помощники: карта горного края, волшебный «ковер самолет» и ваши смекалки и фантазия. Так вы готовы к путешествию?
Дети:
- Да!
(Воспитатель приглашает детей к карте Дагестана, рассматривают ее, и начинается беседа с воспитателем)
Воспитатель:
- Дети, вы видите на карте много знаков символов, которыми обозначены города и села, где изготавливают прекрасные предметы и изделия народные мастера. Вот, например, кувшин из глины, где изготавливают такие изделия?
Дети:
- В селении Балхар.
Воспитатель:
- Да, это старинное селение Балхар. А вот другой знак: серебряные украшения и не один знак, а несколько. Где изготавливают такие прекрасные украшения?
Дети:
- с. Кубачи, с. Гоцаль, с. Кумух.
(Воспитатель указкой показывает, где расположены эти села)
Скажите, дети, откуда появилось такое чудо: изделия с насечкой из металла?
Из горного села Унцукуль.
Дети , вы заметили много одинаковых знаков с изображением коврового узора. Где их изготавливают?
- г. Дербент, с. Ахты, Микрах, Орта-Сталь, Кабир, Хучни, Хив, Касумкент, Рутул, Тлярата, Дылым, Терекли- Мектеб.
Воспитатель:
- Вот видите, ребята, какое богатое искусство народов Дагестана. А вы хотели бы сегодня совершить путешествие по этим прекрасным местам, где работают народные мастера?
Дети:
- Да!
Воспитатель:
- А доставит нас в эти места волшебный «ковер-самолет».( Воспитатель предлагает детям всем дружно сесть на «ковер-самолет» и отправится в путешествие_. Звучит музыка М.Кагилаева «Снова в горы».
1- ая остановка:
Воспитатель:
Дербент это древний город. В этом городе есть ковровая фабрика, где работают потомственные мастерицы – ковровщицы. При ковровой фабрике есть музей. Давайте заглянем в него и рассмотрим ковровые изделия.
( Детям показывается выставка ковров, оформленная в зале.)
Экскурсовод:
- Дагестан славится ковровыми изделиями, их ткут на фабрике. Ткут и дома умелые мастерицы. Взрослым помогают и дети, они тоже учатся делать петли. Из какого материла изготавливают ковры?
Ребенок:
- Труд ковровщиц кропотливый: моют шерсть, готовят нити, красят их в разные цвета, подбирают на станке.
Экскурсовод:
- Какие узоры встречаются на коврах? Что и кого они вам напоминают?
Ребенок:
- Ковроткачество – поэзия, ковровщица – поэтесса. Рассматривая узоры, можно увидеть природу Дагестана, что цветет в горах, на равнине. Приглядитесь к ковру, и вы увидите амро-зарю, золотистые созвездия неба, белые цепи облаков, зеленые поля лугов, желтеющую ниву.
Ребенок:
- Ковровщица Фазилат увидела цветущую красавицу яблоню, и на ковре появился нежно-розовый медальон «амагюль», голубое небо, светлые родники.
Экскурсовод:
- Для чего служат ковровые изделия?
Ребенок:
- Готовые изделия принимаются контролерами, затем отправляются в магазины, в другие города республики, за границу. А в магазинах наши мамы покупают и застилают на пол, чтобы нам было тепло и уютно.
(подходят к станку)
Ребенок:
- Где узоры, для ковра
Ты нашла, скажи, сестра?
На лугу полно цветов
Погляжу узор готов.
Тур промчался по горе
След остался на ковре. (перевод Ф.Скудры)
Ведущий:
- Предлагает попробовать за работой мастерицы. Во время наблюдения звучит музыка « Маленькая ковровщица».
Ребенок:
«Песня ковровщицы»
-Ай-и-яй, моя игла
Три ковра я соткала,
Я один себе взяла,
Два я дочке отдала.
Размотала я клубок,
Завязала узелок.
Завязала два узла,
В руки ножницы взяла.
Ай-м-яй, ковер цветной,
Красный, желтый, голубой.
Ведущий:
- Отправляемся дальше в путешествие. Садимся на «ковер-самолет» и полетим.
2-ая остановка:
Вот мы в ауле Балхар. (Звучит песня « В ауле Балхар», музыка Ш.Чалаева)
По окончании музыки детям предлагается заглянуть в один из домов. Дети подходят к другой части экспозиции выставки, где собранны изделия из глины, висят фотографии с изображением мастерицы за работой, рядом сидит девушка, которая тоже лепит.
Экскурсовод:
(Девочка в национальной балхарской одежде встречает гостей, приглашает посмотреть выставку, и читает стихи:
- Балхарские девушки лепят кувшин,
Украсив узором затейливым их.
И желтая глина, и белая глина
Мелькает в проворных руках золотых. (Салимат Курбанова)
Дети, какие изделия изготавливают мастера из глины?
Ребенок:
- В Балхаре – гончарное искусство. Балхар славится тем, что его жители готовят из глины красивые кувшины, посуду, игрушки.
Ребенок:
- Балхарей сказал:
О балхарцах много пишут
И статей и умных книг –
Чем живут они, чем дышат,
Каковы мечты у них?
Вот мечты моей вершина:
Пусть решится спор любой
Тихо, мирно из кувшина
С доброй горскою бузой.
Ребенок:
- Выбирай кувшин неспешно,
Напрягай свою смекалку,
Цвет и звон его, конечно,
Намекают на закалку.
Самый лучший выбрать можно,
Но не жди, однако, чудо –
Что вольешь в кувшин порожний,
То и выльется оттуда.
Ребенок:
- Эти кубики, эти чаши,
Лондон видел и Нью-Йорк.
Красота кувшинов наших
Всюду вызвала восторг.
Экскурсовод:
- Для чего служат кувшины, игрушки?
Ребенок:
- Дети любят играть с народными глиняными игрушками, которые отличаются изяществом росписи.
Ребенок:
- Кувшины бывают разные – горшки «кунта» для пищи, и кувшин «урма» для воды, и огромный сосуд для хранения зерна.
Экскурсовод:
- Назовите элементы узоров, которыми расписывают глиняные изделия.
Ребенок:
- Примечателен двухцветный красно-белый балхарский орнамент. Тут и обрамляющие прямые и волнистые линии, и цепочки из запятых, и овальные листья с внутренней росписью, и ромбы с белыми точками в центре, и фигуры, напоминающие птиц, и сочетание из пересекающих линий.
Ребенок:
- Отдельные элементы орнамента обрамлены тонкими линиями обводки. Украшают балхарки свои изделия и реальными фигурками, выступающими над поверхностью или врезанными в нее.
(Дети благодарят экскурсовода и отправляются дальше в путешествие)
Ведущий:
- Высоко в горах расположился аул златокузнецов Кубачи. И мы с вами отправимся в этот аул. Садимся на ковер-самолет и полетим. Вот мы в ауле Кубачи.
3-ая остановка:
Экскурсовод:
- Добро пожаловать, дорогие гости, посмотрите наш музей.
Дагестан славится своими златокузнецами. Мастера – кубачинцы обрабатывают металл и наносят на него разные узоры – орнаменты. Так готовятся разные изделия – пояса, кулоны, браслеты, кувшины. Кубачинцы – умелые художники. Их работа славится во всем мире.
Ребенок:
- Кубачинские златокузнецы выполняют многие виды работ: чеканку, гравировку, камнями режут по кости, женщины вышивают головные уборы, вяжут узорами.
Ребенок:
- Знаменитый мастер сувениров Расул Алиханов в 10 лет, работая рядом с отцом, выгравировал украшения для Кавказского пояса. Второй работой была ручка.
Ребенок:
- С 12 лет Расул Алиханов уже работал как гравер. Его работы были на выставках в Америке, Франции. Расул Алиханов – большой художник.
Ребенок:
- Расул Алиханов сделал обложку для книги стихов Расула Гамзатова, сверкающий под гранями резца металл и молочно – белая ажурная кость.
Ребенок:
- Все изделия покрыты узорами, которые напоминают нам листочки, цветы и звери встречаются в орнаментах. Все это придумали мастера, чтобы украсить изделия.
Ребенок:
- Вот как поэт Расул Гамзатов сказал о них:
« Тайну кубачинского искусства
Не ищите в книжках серебра,
Носят тайну этого искусства
В сердце кубачинцы – мастера».
Песня молодых кубачинцев
В путь – дорогу, молодцы,
Отправляться нам пора.
Молоточки и резцы,
Как всегда, возьмем с собой.
До чужих добравших мест
Пустим молоточки в ход,
Вспоминая про невест,
Что остались в Кубачи.
Персиянкам золотых
Мы наделаем колец
И стамбульских мастерских
Не один скуем браслет.
Нам дойти не мудрено
До французских городов.
Мы в Париже не одно
Ожерелье смастерим.
Молоды у нас сердца,
И на весь прославлен свет
Почерк тонкого резца
Кубачинских мастеров.
(Дети благодарят экскурсовода и отправляются дальше в путешествие)
Ведущий:
- Вот мы с вами, дорогие ребята, прилетели в удивительный край унцукульских мастеров. У въезда в село расположилась Унцукульская фабрика художественных изделий, где нас ждет увлекательная экскурсия.
4 –ая остановка.
Экскурсовод:
-Заходите, гости дорогие, посмотрите изделия из дерева, украшенные волшебными узорами, которые сверкают маленькими звездочками и солнечными лучиками под лаком.
(Дети рассматривают изделия унцукульских мастеров)
Ведущий:
- из чего делают мастера унцукульские изделия?
Ребенок:
- Унцукульские мастера славятся изделиями из дерева. Делают они изящные трости, вазы. Для изделий годится только кизиловое или абрикосовые деревья.
Ведущий:
- Какие инструменты нужны мастерам?
Ребенок:
- Для работы унцукульским мастерам нужны инструменты: пила, топор, рубанок, сверла, ножницы, циркуль, скобель.
Ребенок:
- Самое главное руки унцукульца - его высокий художественный вкус.
Ведущий:
- Давайте поблагодарим экскурсовода.
Дети хором:
-Спасибо!
Экскурсовод:
- Приезжайте к нам еще.
Песня « Приезжайте в Дагестан»
Ведущий:
Вот и закончилось путешествие, мы возвращаемся в свой детский сад. Наверное, побывав в местах, где изготавливают предметы прикладного искусства, вам захотелось хоть на какое-то время стать народным умельцем, и я вам приготовила сюрприз. В группе я организовала такую мастерскую, которую назвала «Юные умельцы».
Вы сейчас представьте, кем бы вы хотели быть.
Постарайтесь сделать то, что вам больше всего понравилось – коврик, украшения, глиняную игрушку, унцукульский узор.
(Дети по желанию выбирают себе «мастерскую» и приступают к работе. Воспитатель при необходимости оказывает помощь детям).
Отзыв на ООД
в подготовительной группе
по теме:
«Путешествие по Дагестану»
Цель: продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством дагестанцев, обобщить представления детей, что готовили народные умельцы из глины, дерева, металла, шерсти.
Задачи:
Обучающие - обогащать словарный запас народного фольклора, уметь использовать знания и навыки народного фольклора.
Развивающие - развивать у детей творческие способности, восприятие художественного слова, воображение, образную речь средствами фольклора.
Воспитательные - воспитывать чувства уважения к трудолюбию народных умельцев, укреплять дружеские чувства между нациями.
Я присутствовала на открытом занятии в подготовительной группе у воспитателя Курбановой Е.Э.Занятие оставило очень хорошее впечатление. При помощи использованной игровой технологии, педагог погрузила детей в тот далекий временной отрезок. Дети живо включились в игру. Тема им видимо, была не нова, занятие было продолжением цикла. Прекрасно, что воспитатель учел познавательные интересы детей Дети сразу же проявили положительные эмоции, что говорит об использовании Еленой Эседулаевной здоровьесберегающих, личностно – ориентированных и игровых технологий. Воспитатель, основываясь на интересах детей, создал увлекательный мир познания, который помогал проявлению самостоятельного исследовательского интереса, вызывал желание заняться продуктивной и творческой деятельностью, чтобы больше узнать об объекте исследования. Дети отправляясь в путешествие по районам Дагестана познакомились с народно-прикладным искусством дагестанцев, узнали, что готовили народные умельцы из глины, дерева, металла, шерсти.
Дети на протяжении всей деятельности свободно общались с педагогом и между собой, обсуждали план реализации задания. Занятие получилось интересным, увлекательным, полезным.
Присутствующие на открытом просмотре педагоги оценили работу детей и Елены Эседулаевны на высоком уровне. Развивающие и воспитательные задачи, поставленные воспитателем, решались в единстве с образовательными. Цели и задачи, поставленные воспитателем, были выполнены.
Воспитатель МБДОУ № 9 Абдурахманова Л.А.
Заведующая МБДОУ № 9 Гамзатова Р.М.
Отзыв на ООД
в подготовительной группе по теме:
«Путешествие по Дагестану»
Цель: продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством дагестанцев, обобщить представления детей, что готовили народные умельцы из глины, дерева, металла, шерсти.
Задачи:
Обучающие - обогащать словарный запас народного фольклора, уметь использовать знания и навыки народного фольклора.
Развивающие - развивать у детей творческие способности, восприятие художественного слова, воображение, образную речь средствами фольклора.
Воспитательные - воспитывать чувства уважения к трудолюбию народных умельцев, укреплять дружеские чувства между нациями.
Я присутствовала на организованной образовательной деятельности по теме: «Путешествие по Дагестану» На этом занятии Елена Эседулаевна продемонстрировала высокие профессиональные способности, педагогическое творчество. Сам выбор темы крайне интересен. Это было заметно по реакции детей. Занятие было увлекательное, живое, построенное как « путешествие во времени». Меня радовал уровень знаний детей, говорящий о большой ранее проделанной работе. На основе этих знаний и строилась мыслительная, познавательная, экспериментальная, творческая деятельность, проявлялась способность к исследовательскому мышлению.
Все части занятия были связаны. Воспитатель плавно переходила от одной части к другой. С помощью экскурсии рассказала и познакомила детей с народно-прикладным искусством дагестанцев, обобщила представления детей, о том, что готовили народные умельцы из глины, дерева, металла, шерсти. Интерес, созданный в начале занятия, не пропал до его завершения. Смена деятельности, запланированная педагогом, использование новых современных технологий, обеспечило успешное усвоение материала и отсутствие перегрузки у детей.
В конце занятия дети самостоятельно выбрали себе мастерскую и продемонстрировали свои работы.
Занятие, проведенное Еленой Эседулаевной, было очень интересным, познавательным, а главное – творческим.
Воспитатель МБДОУ № 9 Арсланалиева А.А.
Заведующая МБДОУ № 9 Гамзатова Р.М.