Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №38 города Кузнецка
Конспект организованной образовательной деятельности на тему «Волшебное электричество»
с детьми группы компенсирующей направленности от 6 до 7 лет
воспитатель Фадеева Т.А.
2021-02-03
Цель:
Установить причину возникновения статического электричества.
Познавательное развитие.
обобщать знания детей об электричестве;
расширять представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку;
познакомить детей с причиной проявления статического электричества;
закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.
Социально – коммуникативное развитие.
развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Речевое развитие.
воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
вызывать радость открытий, полученных из опытов;
воспитывать умение работать в коллективе.
Физическое развитие.
Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Материалы и оборудование к занятию:
Материалы, используемые в ходе беседы:
иллюстрации электроприборов;
презентация «Электрический ток»;
конструктор «Знаток»;
песня для физкультминутки из мульфильма «Фиксики»- «Помогатор».
Материалы, используемые для наблюдения и экспериментирования:
пластмассовые трубочки;
кусочки шерстяной ткани;
пластмассовые расчески;
кусочки бумаги;
конфетти.
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций, беседы по теме, заучивание стихотворений, рисование электроприборов.
Ход ООД.
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Дети встают в полукруг
Воспитатель:
Знаем мы с детства
Слова очень мудрые
При встрече здороваться
Доброе утро!
Доброе утро, хороший мой друг!
Доброе утро всем людям вокруг!
Доброе утро небу и птицам!
-Доброе утро улыбчивым лицам!
Очень хочется, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день и добрый вечер! Особенно для вас дети, ведь вы пришли в детский сад играть, общаться и узнавать много нового и интересного.
2.ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Воспитатель:
Наши пальчики умеют говорить и они нам подскажут, что интересное ждёт впереди.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Что за шум на кухне этой? (сгибание мизинцев)
Будем жарить мы котлеты.( сгибание безымянных пальцев)
Мясорубку мы возьмем (вращение средних пальцев вокруг друг друга)
Быстро мясо провернем. (вращение указательных пальцев вокруг друг друга)
Миксером взбиваем дружно (вращение больших пальцев )
Все, что нам для торта нужно, (соединение мизинцев)
Чтобы торт скорей испечь, (соединение безымянных пальцев)
Включим мы электропечь. (соединение средних пальцев)
Электроприборы – это чудо! (движение указательными пальцами)
Жить без них нам было б худо. (Пожимаем плечами)
Воспитатель: вы догадались о теме нашего занятия?
Правильно - ЭЛЕКТРИЧЕСТВО и все, что с ним связано.
3. БЕСЕДА ОБ ЭЛЕКТРОПРИБОРАХ.
Воспитатель: Дети! А что такое электроприборы?
дети: Электроприборы наши верные помощники. Они выполняют разнообразную домашнюю работу.
Воспитатель: Хорошо. А какую домашнюю работу они выполняют?
дети: Одни стирают белье, другие помогают на кухне, третьи собирают пыль, четвертые сохраняют продукты и т.д.
Воспитатель: Правильно. А с помощью чего работают все электроприборы?
дети: Это сложные устройства, которые питаются электричеством.
Электроприборы сберегают наше время и силы.
Воспитатель: Представьте, что вдруг из дома исчезли бы все электроприборы. Насколько труднее пришлось бы тогда людям!
4. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЧТО ЕСТЬ, ЧТО БЫЛО».
Воспитатель: Давайте, ребята, на несколько минут вернёмся в прошлое и посмотрим, как люди обходились без электричества. Поиграем в ИГРУ «Что есть, что было».
Перед вами на карточках изображена бытовая техника, которая помогает сейчас папам, мамам и вам, и предметы, которыми пользовались до появления электричества. Мальчики, возьмите любую карточку с изображением бытовой техники. А вы, девочки, карточку с изображением предмета, которым пользовались раньше, и найдите пару.
Дети берут карточку с изображением электроприбора и подбирают пару:
стиральная машина – корыто, пылесос – веник, электроплита – русская печь, электролампа – свеча, вентилятор – веер, миксер – венчик, чайник – самовар, магнитофон – гармонь, балалайка, калькулятор – счеты, швейная машина - игла.
Воспитатель: - Молодцы! С заданием справились. Вы увидели, как было раньше, порадовались, как стало удобно сейчас. Но электричество таит в себе опасность.
5. Презентация ОБ ЭЛЕКТРИЧЕСТВЕ.
Воспитатель: Ребята, что такое электрический ток, кто знает?
Ребенок: Это то, что течёт по проводам.
Ребенок: Поток частиц- Электронов.
Слайд 1. Вы видели, как течёт вода в реке? Так вот, электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течёт вода, а по проводам маленькие-премаленькие частицы – электроны. И течёт эта электрическая река по проводам в определённом направлении.
Слайд 2. Вырабатывают электрический ток большие мощные электростанции.
Слайд 3. Затем ток очень высокого напряжения течёт по толстым проводам высоковольтной линии.
Слайд 4. Потом попадает на специальные подстанции, которые снижают его напряжение.
Слайд 5. И только после этого по обычным проводам электричество перетекает в наши дома, попадая в выключатели и розетки. Но подробнее вы узнаете об электричестве на уроках физики, когда пойдёте в школу.
6. ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ.
ВОСПИТАТЕЛЬ: «Электричество опасно?
РЕБЕНОК: Да, электричество очень опасно. С ним нужно обращаться очень аккуратно.
Воспитатель: Правильно, электричество очень опасно. Но электричество еще бывает неопасное, тихое, незаметное, оно живет повсюду, само по себе. И если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Если согласны, то предлагаю вам превратиться в волшебников.
Произнесите все вместе слова: раз, два, три, четыре, пять – хочу волшебником я стать.
В нашей экспериментальной лаборатории необходимо выполнять правила безопасности, ведь некоторые предметы могут быть опасны при неосторожном обращением с ними. Ребята, так как вы еще маленькие, мы будем работать только с неопасным электричеством. Есть электричество опасное, а есть электричество и неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его «поймать», то с ним можно очень интересно поиграть. Я приглашаю вас в страну «Волшебных предметов», там мы узнаем, где прячется неопасное электричество.
ОПЫТ 1.
Перед детьми на столе лежат кусочки шерстяной ткани, пластмассовые палочки, бумажные бабочки.
Воспитатель: - Дети, возьмите палочку и прикоснитесь к бумажным бабочкам. С бабочками что-то происходит?
Дети: Нет
Воспитатель: Как же заставить бабочек притянуться к палочке?
Предположения детей.
Воспитатель: Сейчас мы сделаем обычные палочки волшебными, электрическими. Возьмите кусочек шерстяной ткани и натрите им палочку. Медленно поднесите её к бабочкам и тихонько поднимите её. Что же происходит с бабочками?
Дети: Бабочки притянулись к палочке
Воспитатель: Как же палочка стала электрической?
Дети: Её натёрли кусочком ткани
Воспитатель: А на себе вы когда-нибудь ощущали лёгкий треск, а иногда даже искры, когда снимали одежду?
Дети: Да.
Воспитатель: Какой же вывод можно сделать?
Дети: электричество живёт в одежде, в шерстяной ткани.
Воспитатель: Правильно! Молодцы вы поймали электричество.
Воспитатель: А теперь попробуем сделать другие предметы волшебными.
ОПЫТ 2.
Перед детьми на лоточках конфетти и пластмассовые расчёски.
Воспитатель: Ребята, прикоснитесь расчёской к конфетти. Что произошло с конфетти?
Воспитатель: - Возьмите расчёски и потрите их о волосы. Поднесите расчёски к конфетти. Что произошло?
Дети: Конфетти прилипло к расческе.
Воспитатель: Правильно, ребята! Какой же вывод можно сделать?
Дети: В наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать расчески о волосы, они стал электрическими, наэлектризовались.
Воспитатель: Это электричество опасно, как вы думаете?
Дети: Нет, оно доброе, неопасное, с ним можно поиграть.
ФИЗМИНУТКА.
Работа с конструктором «Знаток».
Воспитатель: А сейчас я вам ребята предлагаю стать настоящими электриками. И собрать электрическую цепь с лампочкой. Но прежде давайте вспомним названия деталей конструктора.
Дети: В конструкторе есть провода, отсек для батареек, патрон для лампочки, выключатель, лампочка.
Воспитатель: С чего же мы начнем собирать электрическую цепь?
Дети: Мы возьмем провода, соединим ими патрон для лампочки, выключатель, отсек для батареек. Затем вкручиваем в патрон лампочку. И включаем выключатель. Если лампочка загорелась, значит, цепь собрали верно.
Воспитатель: Правильно, ребята. А теперь приступайте к работе.
Дети собирают электрическую цепь с лампочкой.
Воспитатель: Итак, молодцы ребята. Вы все правильно собрали электрическую цепь. У вас у всех загорелась лампочка. Вот по принципу такой электрической цепи работают все фонарики.
10. ИТОГ.
Воспитатель: Ну что, ребята, вам понравилось быть волшебниками? Что мы с вами узнали об электричестве?
Дети: Бывает опасное и неопасное.
Воспитатель: Что больше всего понравилось вам?
Дети: собирать электрическую цепь.
Воспитатель: Что нового вы узнали?
Дети: ток есть в наших волосах и шерстяных тканях.
Воспитатель: О чем расскажите мамам и папам?
Ответы детей.
11. РЕФЛЕКСИЯ.
Вы знаете, что у Фиксиков есть вот такой знак – ладонь с тремя растопыренными пальцами. Иногда это жест приветствия, но чаще всего это знак хорошо проделанной работы.
Я предлагаю вам каждому оценить свою работу. У меня есть вот такой Помогатор, но на нем нет ладошки. Ладошки прикреплять будете вы. Зеленый цвет, если считаете, что отлично сегодня поработали и вам было интересно, желтый, если не очень хорошо и будете в дальнейшем стараться, и красный, если совсем недовольны своими ответами или вам было скучно.
Дети крепят ладошки.