Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Каякентская средняя общеобразовательная школа № 1»
Конспект урока
Класс: 8
Предмет: русский язык
Тема: «Определение»
Учитель: Рамазанова Умухат Джалавовна
Тема: «Определение»
Цели урока:
-ознакомить учащихся с видами определений в зависимости от характера связи с определяемым словом: согласованное и несогласованное; способами выражения согласованных и несогласованных определений;
-учить использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы, обнаруживать несогласованные определения, сочетающие значение определения со значением дополнения.
I. Опрос-закрепление.
Первый ученик устно рассказывает о дополнении. Второй знакомит класс с правописанием, происхождением, лексическим значением слов: предшественники, современники, искусство, искусный.
Предшественники — те, кто предшествовал кому-нибудь в чем-нибудь, своей деятельностью подготовил что-нибудь. Пред-, предо- — приставки со значением предшествования.
Современники — те, кто живет в одно время с кем-чем-нибудь.
Слово искусство заимствовано и старославянского языка, восходит к праславянскому -кус-. Искусъ — опыт, испытание умение, знание искусство; кусити — испытывать.
Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. 2. Умение, мастерство, знание дела; самое дело, требующее умения, мастерства. Искусный, искусственный, искусствовед, искусствоведение и др. Родственные: вкусить, искушать, искушение.
Искусный. 1. Умелый, хорошо знающий свое дело. 2. Умело, хорошо сделанный.
Упр. 128 или 131 проверяются выборочно.
На доске проецируется текст Н. А. Заболоцкого.
Сыплет дождик большие горошины,
Рвется ветер, и даль (не)чиста.
Закрывается тополь взъерошен(н)ый
Серебристой изнанкой листа.
Задания к тексту:
1. Что придает тексту образность, помогает живо представить картину непогоды? 2. Докажите, что слово горошины — прямое дополнение, а изнанкой листа — дополнение, выраженное синтаксически неделимым словосочетанием.
II. Переход к новой теме урока.
Запись словосочетаний: новая наука, желание учиться, иллюстрированный журнал, ярко-красный фон, цветок, еще не распустившийся, истинный друг, о развивающейся науке, под развевающимся флагом, наука о языке.
Объясните выбор буквы в окончаниях причастий, орфограмму «дефис в прилагательном», не с полными причастиями.
Найдите словосочетания со связью: согласование, управление, примыкание. Какими частями речи выражены зависимые слова? Какими членами эти зависимые слова становятся в предложении?
Учащиеся делают выводы:
Определения служат для распространения и пояснения другого члена предложения.
В зависимости от характера подчинительной связи с определяемым словом различаются определения согласованные и несогласованные.
Под руководством учителя полученные знания обобщаются и записываются в виде схемы.
Далее учащиеся наблюдают материл на с. 68, делают выводы:
1. Пояснение, выражаемое определением, может определять предмет, лицо или явление с разных сторон.
2. Определения, отвечающие на вопрос к а к о й?, указывают на различные признаки предметов: качество, размер, форму, свойства, материал, из которого изготовлен предмет.
Учащиеся читают теоретические сведения на с. 68—71, 72, знакомятся с таблицей в упр. 134, устно рассказывают о способах выражения несогласованного определения и видах подчинительной связи несогласованных определений и определяемых слов.
III. Закрепление материала.
1. В упр. 133 находят определения, подчеркивают, указывают слово в роли определения и в роли именной части сказуемого.
2. В упр. 135 указывают согласованные и несогласованные определения и способы их выражения.
3. В упр. 137 заменяют там, где это возможно, согласованные определения несогласованными.
4. Самостоятельная работа.
В тексте, который проецируется на доске, надо выписать словосочетания с согласованными и несогласованными определениями в два столбика.
Гаснет свет, и жадными глазами
Ребятишки в прошлое глядят.
И оно проходит в темном зале
Шагом наступающих солдат,
Грохотом далекого снаряда,
Немудреной песенкой бойца,
Силой правды, славой Волгограда,
Орденом и ранами отца.
(М. Агашина)
Тестовые задания
1. В каком предложении допущена ошибка в нахождении определения?
а) Каждая мелочь этого дня врезалась в память.
б) Меня не интересует выдуманная жизнь.
в) Всякий разговор она сводила на спор.
г) Каждый был готов отвечать.
Ответ: г.
2. Найдите предложение с несогласованным определением.
а) Мужчины постарше собирались на охоту.
б) На третий день снегопад прекратился.
в) Дети наблюдали за летящим в небе самолетом.
г) Твой путь будет тернист.
Ответ: а.
3. Найдите предложение с согласованным определением.
а) На горизонте неожиданно показалась лодка с парусом.
б) Поездку домой ожидали все.
в) На фотографии изображен человек лет тридцати.
г) деревенские улицы тонули в зелени.
Ответ: г.
IV. Домашнее задание: а) § 25, подготовиться к диктанту по упр. 136, б) выполнить письменно упр. 138.