Конспект организации познавательно - исследовательской деятельности
с детьми старшей логопедической группы на тему: «Удивительное мыло»
Слепцова А.А., воспитатель
Цель ООД: познакомить детей со свойствами и назначением мыла и его разновидностями (туалетное, хозяйственное, жидкое).
Задачи:
Образовательные:
1.Познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями.
2.Закрепить и уточнить знания детей о том, для чего люди используют мыло в повседневной жизни.
3.Выявить свойства мыла и сравнить качественные характеристики мыла разного вида.
4.Закрепить знания детей о геометрических формах (овальная, прямоугольная и других).
Развивающие:
1.Развивать память, внимание, мышление.
2.Побуждать интерес к опытно-экспериментальной деятельности.
3.Развивать наблюдательность, любознательность, смекалку.
Воспитательные:
Воспитывать культурно-гигиенические навыки.
Оборудование и материал: разные виды туалетного и жидкого мыла, хозяйственное и дегтярное мыло в коробке, тёрка, доска для тёрки мыла, вода в стакане, одноразовые стаканчики с водой и трубочки на каждого ребенка, изображения твердого, мягкого, жидкого мыла.
Этапы ООД:
I.Мотивация.
1.Сюрпризный момент.
Воспитатель:
- Ребята, нам принесли посылку, и мы пока не знаем, что в ней. Чтобы узнать, надо отгадать загадку.
2. Загадывание загадки
Этот наш хороший друг. Терпеть не может грязных рук. На грязь оно сердится. В руках оно вертится. Запенится вода. От страха грязь бледнеть начнёт, И побежит, и потечёт. Исчезнет без следа. А руки станут чистыми, Душистыми, душистыми…
Дети: Мыло.
Воспитатель: Правильно, это мыло!
II. Целеполагание (совместная с детьми постановка цели)
Воспитатель:
-Как вы думаете, ребята, о чем мы с вами сегодня будем говорить?
Да, совершенно верно, мы сегодня узнаем много интересного и полезного о мыле.
III. Действия
3. Обследование. Беседа.
Воспитатель:
Теперь мы можем открыть и посмотреть, что в посылке.
Действительно, ребята, здесь мыло. Понюхайте, погладьте.
Воспитатель: Скажите: какое мыло, что о нём можно сказать?
Дети: Гладкое, душистое, скользкое, белое, красивое.
Воспитатель: Как вы думаете для чего нужно мыло?
Дети: Чтобы руки мыть, лицо.
Воспитатель: Разве нельзя вымыть руки, лицо просто водой?
Правильно, мыло отмывает грязь, уничтожает микробы и неприятные запахи.
Воспитатель: Мыло, которым моют руки, называют туалетным. А туалетное мыло бывает не только твердым но и жидким. Передайте друг другу эту ёмкость. Как пахнет?
Дети: Приятно, хорошо.
Воспитатель: Какого цвета?
Дети: Бесцветное.
Воспитатель: Бывает еще разных цветов.
Вывод: Жидкое мыло приятно пахнет, разного цвета.
Воспитатель: Туалетное мыло бывает разных форм, разного цвета. Вот посмотрите. Какого цвета это мыло?
Дети: Желтого.
Воспитатель: Какой формы?
Дети: Овальной.
Воспитатель: А это?
Дети: Белого.
Воспитатель: Какой формы?
Дети: Это форма малыша.
Вывод: Дети мы узнали, что туалетное мыло бывает разноцветным, разной формы и имеет душистый запах.
Воспитатель: Посмотрим в посылке, что еще есть. Потрогайте, обследуйте, пожалуйста. Это какое мыло?
Дети: Хозяйственное мыло.
Воспитатель: Как пахнет?
Дети: Не очень приятно.
Воспитатель: А цвет какой? Яркий? Красивый?
Дети: Нет.
Воспитатель: Форма какая?
Дети: Прямоугольная форма.
Воспитатель: Оно бывает только такой формы.
Вывод: Хозяйственное мыло натурального цвета, не очень приятно пахнет, так как оно предназначено для хозяйственных нужд и стирки белья.
Воспитатель: Это дегтярное мыло. Обследуйте пожалуйста. Понюхайте.
Какой запах?
Дети: Неприятный.
Воспитатель: Это мыло содержит в себе очень много березового дегтя, поэтому оно так пахнет.
Вывод: Дегтярное мыло обладает лечебными свойствами.
Воспитатель: А это какое мыло? Узнали? Это детское мыло. Понюхайте, погладьте.
Воспитатель: Какого цвета?
Дети: Белого цвета.
Воспитатель: Как пахнет?
Дети: Не очень пахнет.
Воспитатель: Какой формы?
Дети: Прямоугольной.
Вывод: Детское мыло имеет только светлый цвет, не сильно пахнет, поэтому не раздражает кожу, бывает прямоугольной и овальной формы.
Воспитатель: Вот мы и разобрали с вами нашу посылку.
4. Физкультминутка «Мыльные пузыри»
Мы надуем все пузырь - дети дуют на ладони, сложенные вместе Мыльный и воздушный - разъединяют ладони, держа кончики пальцев вместе В небо быстро он взлетит – поднимают руки вверх И разгонит тучки - машут руками из стороны в сторону Побежим мы по дорожке, - бегут на месте Захотим его догнать Но пузырь летит так быстро - покружиться на месте И его нам не поймать - развести руки в стороны.
5. Опыты с мылом
Воспитатель:
- А теперь мы с вами будем делать опыты и узнаем о свойствах мыла.
Опыт №1.
Воспитатель: Вот твердое мыло. Сейчас попробуем его натереть на тёрке.
Как изменилось мыло? Теперь оно твердое?
Дети: Не твердое.
Вывод: значит мы узнали, что мыло может быть не только твердым, но и мягким.
Опыт №2.
Воспитатель: У вас стаканчики с чистой водой. Насыпьте стружки мыла и понаблюдайте.
Что стало с мылом?
Дети: Растворилось.
Воспитатель: Да, оно растворилось в воде.
А какая стала вода после этого?
Дети: Стала мутной.
Вывод: Значит мыло растворяется в воде.
Опыт №3.
Воспитатель: Теперь мы с вами поиграем.
Берите трубочки и выдувайте воздух в воду с мылом. Осторожно, чтобы в рот не попало!
Что образовалось у вас в стаканчике?
Дети: Пена.
Вывод: Значит мыло в воде пенится.
Опыт №4
Воспитатель: А сейчас попробуем пускать мыльные пузыри. Надо помешать трубочкой раствор мыла и выдувать пузыри. У кого получилось? Почему пузыри поднимаются в воздух?
Дети: Потому что они легкие.
Вывод: Мыльные пузыри легче воздуха, поэтому поднимаются вверх
Воспитатель: О чем говорят эти картинки?
Дети: Надо мыть руки.
Воспитатель: Когда нужно мыть руки?
Дети: Перед едой, после посещения туалета, общественных мест, после работы.
А эта картинка о чем говорит?
Дети: Надо купаться в ванне.
Воспитатель: Надо чаще купаться в ванне. Но ребята, мылом надо мыться осторожно. Почему?
Дети: Мыло может попасть в глаза. Щиплет глаза, глаза краснеют, маленькие дети плачут. Воспитатель: Ребята, давайте закрепим то, что узнали о свойствах мыла.
- Назовите это свойство и прикрепите к доске (изображение твердого, мягкого, жидкого мыла). Кто выйдет первым тот и начнет.
- Ребята, молодцы! Ну что, будем дружить с мылом?
IV. Результат
Воспитатель:
- Ребята, чем мы занимались сегодня?
- Что нового вы узнали о мыле? Какое оно?
Мыло имеет запах, имеет форму, бывает разного цвета, лечит кожу, убивает микробы, бывает жидким, растворяется в воде и пенится, пузыри летают, так как они легче воздуха.
Какой опыт вам понравился? Почему?
Что вы можете сказать о пользе мыла?
Использованная литература
1. Куликовская, И. Э, Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 79 с.
2. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.
3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / под редакцией Л. Н. Прохоровой – 3–е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 64 с.
4. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: Наука, 2010. – 362 с.
5. Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет / Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – М.: Академия, 2011. – 256 с.