СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе (для детей с ТНР) "Осенняя прогулка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Составление описательного рассказа об овоще с опорой на картинно-графическую схему

Цель: учить составлять рассказ-описание об овоще с опорой на картинно-графическую схему

Просмотр содержимого документа
«Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе (для детей с ТНР) "Осенняя прогулка"»

Конспект организованной образовательной деятельности

в средней группе (для детей с ТНР)

Осенняя прогулка

Тема: Составление описательного рассказа об овоще с опорой на картинно-графическую схему

Цель: учить составлять рассказ-описание об овоще с опорой на картинно-графическую схему


Задачи:

  • коррекционно-обучающие:

    • обогащать и активизировать словарь по теме «Овощи»;

    • учить составлять описательный рассказ об овоще с опорой на картинно-графическую схему;

    • учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму слова;


  • коррекционно-развивающие:

    • развивать связную речь;

    • развивать зрительное и слуховое восприятие; тактильные ощущения

    • развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику


  • коррекционно-воспитательные:

    • воспитывать бережное отношение к дарам природы;

    • воспитывать умение дружно работать в коллективе


Предшествующая работа: беседа об овощах; чтение загадок, стихотворений об овощах


Оборудование: картинно-графическая схема; письмо; натуральный овощ – огурец; чудесный мешочек; плоскостное изображение мешка; лист бумаги с изображением овощей в условиях наложения; деревянный домик; ширма; магнитофон с записью деревенских мотивов; персонаж варежкого театра - Аленка; для бабушки – очки, платок; угощение для детей - морковь


Организационный момент

Стук в дверь.

Почтальон принёс письмо


Логопед: Ребята, в детский сад пришло письмо из деревни – от бабушки Маши

и её внучки Аленки. Послушайте, что они пишут:



«Шлю поклон я вам, ребятки,

Мои милые внучатки.

Очень я без вас скучаю

И до встречи дни считаю.

Жду я в гости вас ребятки,

Поскорее приезжайте,

По деревне погуляйте,

Сказочки послушайте,

Овощи покушайте!»


Поедем в деревню?


Дети: Да


Логопед: Путешествие будет долгим, поэтому сделаем зарядку:

Наши руки не скучают – массаж дружно выполняют.



Самомассаж –

Осень в гости к нам пришла,

В огород нас позвала,

Не ленись, да поспевай,

Собирай-ка урожай!

(поглаживающие движения от середины лба к верхней части ушей; поглаживающие, круговые движения пальцев рук по щекам)


Логопед: Все готовы к путешествию, ну, теперь в путь!

А чтобы быстрее нам добраться до деревни,

скажем волшебные слова:

Топни, хлопни, повернись,

И в деревне окажись.

Глазки закрывай, до пяти считай,

Чудо ожидай.

(Дети открывают глаза и перед ними- дом)


Логопед надевает платок и очки и выступает в роли бабушки Маши


Бабушка Маша встречает детей

Бабушка: Здравствуйте, мои ребятки, мои милые внучатки!

Дети: Здравствуй, бабушка Маша.

Бабушка: Я рада вас видеть в деревне,

А вот и мой дом.

Попробуйте из пальчиков построить такой же:


На поляне дом стоит (из пальчиков сделали «дом»)

Ну, а путь к нему – закрыт («ворота»)

Мы ворота открываем в этот домик приглашаем (открываются «ворота»)


Бабушка: Ребята, я вас пригласила, чтобы показать, какой замечательный

урожай уродился!

Ребята, да только беда случилась - собрала я все овощи в один мешок и не могу их разобрать, плохо вижу. Помогите мне, пожалуйста, их разобрать.

(На мольберте - картинка с изображением мешка и лист бумаги с контурным изображением овощей).

Бабушка: Посмотрите внимательно на эти предметы:

назовите и покажите, кто какой

овощ увидел?

Я увидела баклажан. А что увидела Соня?

Дети: Я увидела огурец.

Я увидел свёклу.

( дети называют и показывают)

Бабушка: Спасибо. Вы мне очень помогли.

Свёкла, картофель, капуста – что это? – одним словом?

Дети: овощи


Бабушка: Ну, а теперь-1,2,3,4,5-

будем весело играть

Становитесь в круг.

Игра с мячом «Овощи-малютки»

У меня большой огурец, а у тебя маленький…

У меня большой перец, а у тебя маленький…

Бабушка: Ребята, в деревне я живу не одна, я вас познакомлю со своей внучкой

Алёнкой.

Алёнка, иди к нам, у нас гости

Алёнка: иду, иду, бабуля

Здравствуйте, ребята, давайте, знакомиться:

Меня зовут Алёнка, мне 8лет, а как зовут тебя?

Дети: Меня зовут Рома, мне 4 года и т. д.


Садитесь на стулья и слушайте загадку

Алёнка:

Моя загадка спряталась в чудесном мешочке

Сейчас каждый из вас потрогает этот предмет и догадается, что это?

Только о своих догадках никому не говорите

(дети определяют на ощупь овощ)

Алёнка: Ну, что, догадались, какой овощ я спрятала в мешочке?

Дети: огурец

Алёнка: молодцы

Расскажем об этом овоще

Поможет составить рассказ вот эта подсказка (на мольберте – картинно – графическая схема)

На картинку посмотри, по порядку говори, ничего не пропусти.

Сначала вы должны сказать, как называется этот овощ, потом должны сказать, какого цвета этот овощ, какой формы, какой он на вкус, где растёт этот овощ?


Дети:

Это огурец. Он зеленого цвета. Огурец овальный, вкусный, сочный, полезный. Растет в огороде, на грядке. (Дети повторяют рассказ)

Алёнка: Какие вы молодцы, много знаете

Бабушка: Алёнка, ребятам пора возвращаться в детский сад – их ждут друзья.

Я приготовила им угощение - только с грядки сорвала ( на тарелке выносится морковь)

Ребята, возьмите нас с Алёнкой в детский сад, вы познакомите нас с детским садом, со своими друзьями.

Дети: конечно, возьмём

Поможет нам побыстрее добраться волшебный ветерок

Упражнение «Ветерок». (У-у-у – губы трубочкой)

Бабушка:

Прилетели мы назад,

Остановка – детский сад!

Оценка деятельности детей: Понравилось вам путешествие?

Вы молодцы, со всеми заданиями справились - правильно называли овощи – малютки, составили небольшой рассказ об овоще.

Впереди нас ждут интересные путешествия.


Учитель – логопед:

Бабкина С.Н.



























«Шлю поклон я вам, ребятки,

Мои милые внучатки.

Очень я без вас скучаю

И до встречи дни считаю.

Жду я в гости вас ребятки,

Поскорее приезжайте,

По деревне погуляйте,

Сказочки послушайте,

Овощи покушайте!»


Бабушка Маша









АНАЛИЗ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Тема: «Составление описательного рассказа об овоще

с опорой на картинно-графическую схему»


Учитель-логопед: Бабкина Светлана Николаевна, МДОУ «Детский сад №3»

Группа: средняя, 5 человек

Из них – по логопедическим заключениям:

1человек с ОНР II уровня, моторная алалия перинатальной этиологии

4человека с ОНР III уровня, стёртая дизартрия перинатальной этиологии

Дата проведения: 28 октября 2011г.


Цель занятия: учить детей составлять рассказ-описание об овоще с опорой на картинно-графическую схему

Задачи:

  • коррекционно-обучающие:

    • обогащать и активизировать словарь по теме «Овощи»;

    • учить составлять описательный рассказ об овоще с опорой на картинно-графическую схему;

    • учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму слова;


  • коррекционно-развивающие:

    • развивать связную речь;

    • развивать зрительное и слуховое восприятие; тактильные ощущения

    • развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику


  • коррекционно-воспитательные:

    • воспитывать бережное отношение к дарам природы;

    • воспитывать умение дружно работать в коллективе


Оборудование: картинно-графическая схема; письмо; натуральный овощ – огурец; чудесный мешочек; плоскостное изображение мешка; лист бумаги с изображением овощей в условиях наложения; деревянный домик; ширма; магнитофон с записью деревенских мотивов; персонаж варежкого театра - Аленка; для бабушки – очки, платок; угощение для детей – морковь


Ход занятия:

Занятие проводилось в групповой комнате, организованно в необычной игровой форме, с использованием персонажей.

Благодаря последовательности и логичности построения занятия, использованию разнообразных методических приёмов: игрового приёма: «Поездки в деревню»,

включение в занятие нескольких персонажей, диалоги с персонажами,

применение картинно - графической схемы, дидактической игры «Чудесный мешочек», картинки с изображением предметов в условиях наложения, была создана непринуждённая игровая обстановка, позволившая достичь большей заинтересованности и речевой активности детей, в результате которой расширялись и закреплялись знания детей об овощах.



Заключение:

В ходе занятия были активизированы следующие психические функции:

зрительное и слуховое восприятие, воображение, память, внимание.

Цель занятия достигнута, все поставленные задачи решены.