СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в звуковое царство буквенное государство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект итогового занятия по обучению грамоте. Проводится с целью обобщения полученных знаний на занятиях по обучению грамоте. Проводили данное занятие с приглашением родителей.

Просмотр содержимого документа
«Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в звуковое царство буквенное государство"»

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Белоснежка» города Мирного Архангельской области







Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по теме:

«Путешествие в звуковое царство буквенное государство»


Образовательные области: Речевое развитие,

Социально-коммуникативное развитие.













Воспитатель:

Сидорова Наталья Сергеевна












г. Мирный

2018 год

Цель: обобщение у дошкольников знаний и умений, полученных на занятиях по обучению грамоте.

Задачи:

  • Закреплять навык звуко-слогового анализа слов.

  • Закреплять графический образ букв.

  • Закреплять навык чтения слогов и слов.

  • Закреплять умения составлять предложения по опорным словам.

  • Развивать фонематическое восприятие.

  • Развивать память и внимание.

  • Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.

  • Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.

Оборудование: Магнитофон с записью голоса царицы Грамматики; буквы-указатели; лепестки цветка с заданием; звуковые схемы на «секретных замках»; цветные фишки; предметные картинки для определения первого звука в слове; мяч; игра «Собери слово»; схемы для составления предложений.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Дети заходят в группу и здороваются с гостями.

Встают в круг, взявшись за руки, и говорят:

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Дети садятся на стульчики.

II. Сообщение темы занятия.

В это время звучит сигнал тревоги SOS… и голос: «Я царица Грамматики, хозяйка Звукового царства, Буквенного государства прошу вас о помощи. Злой волшебник, Буквоед, пробрался в мою страну и заколдовал всех её жителей и теперь у нас царит злость и беспорядок. Своё заклинание он хранит в волшебном цветке. Собрав лепестки цветка, вы сможете узнать магическое слово, и тогда колдовские чары исчезнут вместе с тем, кто их навёл».

III. Закрепление изученного материала.

- Ну что, ребята, поможем царице Грамматики? Но как мы туда попадём в это царство? А вот и серединка цветка и на ней что-то написано:

– Для начала отгадайте загадки о жителях этой страны:

Один мягкий и свистит

Другой твёрдый и шипит

Третий вовсе запоёт

Хоть кто его произнесёт… (звук).

- На какие две группы делятся звуки? (гласные и согласные)

- Какими бывают гласные? (ударные и безударные)

- Согласные? (твердые и мягкие)


Черные птички на белой страничке

Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква).

- Чем отличаются звуки от букв? (Звуки – это то, что мы слышим и произносим, а буквы – это то, что мы видим и пишем)


Сначала я никак не мог

Прочесть с двух букв

Свой первый… (слог).


Звук я к звуку подберу

И его произнесу

Если буквы в ряд сложу

То его потом прочту…(слово).

- Как мы проверяем количество слогов в слове? (отхлопываем, подкладываем ладошку под подбородок, отстукиваем, определяем сколько гласных звуков в слове, столько и слогов)


Много слов я соберу

Меж собой их подружу

Понятным будет изложение

То получу я …(предложение).

- Что такое предложение? (Предложение – это законченная мысль. Все слова в предложении дружат друг с другом)

- Что ставиться в конце предложения? А ещё какие знаки?


- Итак, кто живёт в волшебном царстве-государстве царицы Грамматики?


Звучит волшебная музыка.

- Вот мы и оказались в Звуковом царстве Буквенном государстве. А вот и первый лепесток с заданием.

Первый лепесток:

Вы загадки разгадали

В волшебную страну попали

Но смотрите впереди очень мощные замки.

Чтобы лепесток забрать сумей замок ты открывать.

- Замки со звуковым кодом. Давайте попробуем его разгадать. Вам надо определить место звука [Р] в словах, которые изображены на картинках и положить к нужному замку.

Пальчиковая гимнастика «Замок».

На двери висел замок,

Кто его открыть бы смог.

Повертели, покрутили,

Потянули и открыли.

- Посмотрите, что это на дороге? (на полу разложены буквы, у которых не хватает каких-нибудь элементов). Буквы не простые, они обижены Буквоедом. Что это за буквы, вы узнали? А, Б, В. А сколько букв в алфавите? (33). Сколько гласных букв? (10) А сколько гласных звуков? (6) Назовите слова, которые начинаются со звука [А], [Б], [Вь]


А вот и второй лепесток.

Буквы все восстановили,

Первый звук определили.

Если дальше вы пойдёте,

То в город звуков попадёте.

- Садимся за столы. Здесь нас ждут звуковые схемы. Чтоб получить лепесток надо сделать звуковой анализ слова «школа».

Один пойдёт работать к доске, остальные на местах.

- Произносим слово. Определяем количество слогов, называем их. Определяем количество звуков в слове. Количество гласных, количество согласных. Определяем ударный слог.

/ш/-начальный звук,согл., всегда тв., гл. Вспомнить, что есть согласные, которые всегда мягкие согласные-/ч/, /щ/, /й/. Всегда твердые-/ж/, /ш/, /ц/

/к/-согл., тв., гл.

/о/-глас., уд.

/л/-согл., тв., зв.

/а/- глас.,безуд.

-Какие слова образовались от слова «школа» (называют однокоренные слова: школьник, школьница, пришкольный, школьный, школяр, школьные).


Третий лепесток.

«Зашифрованное слово»

Цифры по порядку быстро расставляйте

Полученное слово вслух вы прочитайте.

У каждого ребёнка карточка, на которой зашифровано слово, под буквами написаны цифры. Ребёнок должен расставить цифры по порядку и прочесть полученное слово.

Гимнастика, стоя у своего стола.

Буквой Л расставим ноги,

Словно в пляске – руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу.

Звуки нужно четко знать!

Научились мы писать.

Отдыхать умеем тоже –

Голову поднимем выше

И легко – легко подышим!

Раз, два, три, четыре, пять!

Занимаемся опять.

Вот и четвёртый лепесток.

Чтобы слово вам узнать

Детали нужно собирать.

Слог на одной читается,

Другой по смыслу подбирается,

Стрелочкой соединяйте

И словечки составляйте.

- Перед вами слоги, соединим их, проведя линию карандашом, и получим слова. Зачитаем полученные слова.

- Посмотрите, мне кажется, что там, на горе, ещё один лепесток лежит. Давайте подойдём к ней.

Пятый лепесток.

Впереди гора стоит,

Она из слов вся состоит.

Разобрать её вам нужно

Будет путь тогда открыт.

Игра «Встречу слово на дороге, разобью его на слоги». Каждый ребёнок называет слово (картинку, которая висит на «горе») и говорит сколько в слове слогов.

- Молодцы, ребята, горный завал на дороге мы преодолели, сделаем привал. Садятся на стульчики.

А вот и шестой лепесток.

Здесь ветер сильный погулял

И слова все разбросал.

Вы их вместе соберите и предложение прочтите.

- Из чего состоит предложение? Давайте составим предложение со словом ШКОЛА. (Например, мне понравилось предложение «Дети идут в школу». Сколько слов в этом предложении? Выходят 4 человека. Составляют «живое» предложение.

- Вот и собрали мы все лепесточки, пора узнать магическое слово, чтобы снять заклинание. А как его узнать? Что делать с этими буквами на лепестках? Буквы все разного размера? (дети догадываются, что буквы нужно расставить по порядку, от большой к маленькой, и прочитать слово - дружба).

Звучит волшебная музыка.

Голос Царицы:

«Спасибо вам ребята, что вы спасли мою страну и её жителей.

Я желаю вам друзья делать добрые дела

И дружить и дорожить

И добро друзьям дарить».

IV. Итог занятия.

Дети встают в круг, берутся за руки и произносят слова:

Шире наш чудесный круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Влево, вправо повернись

И друг другу улыбнись.

- Как вы думаете, почему именно слово дружба было заколдованно?

- Ребята, вы сегодня были тоже очень дружными и поэтому преодолели немало препятствий, проявили свои знания. А что каждому из вас больше всего сегодня понравилось? Где испытывали затруднения?