№ 27 Ұйымдастырылған оқу қызметінің конспектілері
Конспект организованной учебной деятельности №27
Күні (Дата): 14.03.2022г
Тәрбиеші (Воспитатель): Дюсембаева К.Р.
Тобы (Группа): старшая группа от 4 до 5 лет
Тақырыбы (Тема): «Звуковая культура речи звуки –ш- и – с –»
Білім беру (Образовательная область): Коммуникация
Бөлімдер (Разделы): Развитие речи
Мақсаты (Цель): Закреплять умение правильно и отчетливо произносить звуки «С» и «Ш» в слогах и словах.
Міндеттері (Задачи)
Обучающие: Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).
Развивающие: формировать фонематическое восприятие, учить определять звук в слове
Воспитательные: Воспитывать усидчивость
Әдістемелік тәсілерді (Методические приемы): показ, объяснение
Материал және жабдық (Материал и оборудование): картинки и
Сөздік жұмыс (Словарная работа): бабушка загадушка
Билингвальдык компонент: язык-тіл
Рассматривание иллюстраций с предметами народного творчества.
Цель: продолжать знакомить с предметами народного творчества.(СК)
Ребята, шла я сегодня на работу в детский сад и радовалась: ярко светило солнышко, весело пели птицы. Мне это время года очень нравится. Вы, не подскажите какое время года у нас сейчас?
- Правильно мои хорошие, на смену зиме пришла весна. Весело звенят капели, бегут ручьи. Все вокруг радуются весеннему солнышку. Какой сегодня чудесный день. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Давайте встанем, сделаем глубокий вдох носом. Вдохните в себя всю свежесть, доброту и красоту этого дня. А теперь выдохните через ротик все обиды и огорчения. Молодцы, ребята, садитесь.
- Ребята, сегодня утром по дороге в детский садик я встретила почтальона, и он мне дал конверт с письмом. Вы ходите узнать, что написано в нем?
- Давайте, я его сейчас открою и посмотрю, что же в нем.
- Ой, ребята, а это ведь не простое письмо, а волшебное, говорящее! Давайте внимательно послушаем.
голос: Здравствуйте, детишки! Пишет вам Бабушка – Загадушка. Я очень много слышала про ваш детский сад и вашу группу. Говорят, что вы очень умные, сообразительные, внимательные, и знаете много звуков, которые красиво произносите. Я хочу это проверить и приглашаю Вас к себе в гости. Но путь этот будет нелегкий, потому что Вас на пути будут ждать разные испытания. Но я думаю, что вы справитесь. Ну, что Вы готовы? Тогда ДО ВСТРЕЧИ!
- Ну что примем приглашение Бабушки – Загадушки?
Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны,
А бывают звуки речи,
Мы их точно знать должны.
Звуки чётко произносим,
Ну и песенки поем.
- Ребята, давайте, перед тем, как отправиться в путь, вспомним и споем наши песенки звуков. Наши губки готовы?
Широко откроет рот,
Песню первую споет – А-А-А
Как откроет рот колечком,
Встанет солнце за крылечком – О-О-О
Сдвинет губы трубочкой,
Пропоет он дудочкой – У-У-У
Как шипит змея? – Ш-Ш-Ш
Как льется водичка? – С-С-С
- Молодцы, ребята! Итак, мы готовы, в путь! Ой, ребята, а на чем же мы сможем поехать, ведь путь не близкий, а далекий, пешком не дойдем?
- А, на чем мы поедем, вы узнаете, если отгадаете загадку Бабушки-Загадушки?
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.
- Правильно, на поезде. Итак, мы отправляемся в наше путешествие к Бабушке-Загадушке! Давайте все вместе встанем друг за другом и зацепимся нашими ручками, и у нас получится самый настоящий поезд.
Вот поезд наш едет,
Колеса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Мчится наш поезд,
Ветер свистит.
Дети: С-с-с-с-с-с
Из трубы паровоза
Поднимается дым.
Дети: Ш-ш-ш-ш-ш
- Итак, первая остановка. Мы с вами оказались на лесной полянке. Кто же здесь нас ждет, мы узнаем, если отгадаем загадку Бабушки-Загадушки?
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса
Кто это? ... (ответы детей)
- Правильно, лиса! Послушайте меня внимательно, и назовите звук, который я больше всего выделяю в этом слове? (Звук [С]). Ребята, а лисичка хочет с вами поиграть в игру «Поймай звук». Если я произнесу слово, в котором слышится звук «Ш» вы топаете ногами, а если слышится звук «С» – хлопаете в ладоши. Будьте внимательны!
слова: СЛОН, ШАР, ШКАФ, НОС, СУП, САМОЛЕТ, МАШИНА, ШУБА.
- Молодцы, справились, но, а нам пора дальше в путь, скажем до свидание нашему другу и отправимся дальше в наше путешествие! Ну что ж, поехали дальше!
Вот поезд наш едет,
Колеса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Мчится наш поезд,
Ветер свистит.
Дети: С-с-с-с-с-с
Из трубы паровоза
Поднимается дым.
Дети: Ш-ш-ш-ш-ш
- Итак, следующая остановка «ЛЕСНОЕ БОЛОТО». Кто же здесь нас ждет? Давайте узнаем, отгадав загадку Бабушки-Загадушки?
Где же вы её найдёте?
Ну конечно же, в болоте!
Зелена, как трава,
Говорит: «КВА, КВА, КВА!»
- Правильно, лягушка! Послушайте меня внимательно, и назовите звук, который я больше всего выделяю в этом слове? (Звук [Ш]). И лягушка с нами очень хочет поиграть в игру «Смешные слова».
Слушай, говорит лягушка, и повторяй:
Шом, шорока, шад, шарай,
Но смеётся лягушка в ответ:
Да таких и шлов-то нет.
- Скажите, правильно ли я говорю, и исправьте мои ошибки:
санки – ШАНКИ,
посуда – ПОШУДА,
лиса – ЛИША,
автобус – АВТОБУШ,
песок - ПЕШОК.
- Есть еще игра другая. Лягушка-Квакушка для Вас припасла. Называется она «НЕОБЫЧНОЕ ЛОТО». На верхней части у нас есть карточка с картинками. На нижней части две картинки: на первой картинке нарисован кран с водичкой, на другой картинке – шипящая змея. Кран с водичкой будет у нас обозначать звук «С», шипящая змея звук «Ш». Нам нужно закрыть картинки на карточке. Картинки, в названии которых слышится звук «С» мы закроем картинкой крана с водичкой, а картинки, в названии которых слышится звук «Ш» – шипящей змеёй. Ребята, как Вы думаете, мы справимся с этим заданием? Конечно же да!
(слова: лист, груша, часы, парашют, краски, носки)
- Молодцы, справились, но, а нам пора дальше в путь, скажем до свидание нашему другу и отправимся дальше в наше путешествие! Ну что ж, поехали дальше!
Вот поезд наш едет,
Колеса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Мчится наш поезд,
Ветер свистит.
Дети: С-с-с-с-с-с
Из трубы паровоза
Поднимается дым.
Дети: Ш-ш-ш-ш-ш
- Итак, следующая остановка «ЦВЕТУЩИЙ ЛУГ». На лугу нас встречает кто? Слушайте загадку от Бабушки-Загадушки?
Серая крошка, боится кошки,
В норке живет, все туда несет.
- Правильно, МЫШЬ. Назовите последний звук в слове МЫШЬ. (Звук [Ш]).
- Ребята, Мышка очень любить играть на пианино и петь песенки – шуршалочки. И Мышка очень хочет с нами спеть эти песенки. Споем вместе с мышкой? Давайте встанем, возьмемся за руки и сделаем круг. А теперь сядем на коленки. Наши коленки – это пианино. Мы будем играть на нем нашими пальчиками.
ШИ-ШИ-ШИ-ШИ
КАК КОНФЕТКИ ХОРОШИ
ШО-ШО-ШО-ШО
МОЙТЕ РУКИ ХОРОШО
ШУ-ШУ-ШУ-ШУ
Я К СТОЛУ ВАС ПРИГЛАШУ
ША-ША-ША-ША
БУДЕМ КУШАТЬ НЕ СПЕША
- Молодцы, справились, но, а нам пора дальше в путь, скажем до свидание нашему другу и отправимся дальше в наше путешествие! Ну что ж, поехали дальше!
Вот поезд наш едет,
Колеса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Мчится наш поезд,
Ветер свистит.
Дети: С-с-с-с-с-с
Из трубы паровоза
Поднимается дым.
Дети: Ш-ш-ш-ш-ш
- Итак, следующая остановка «ДОМИК БАБУШКИ-ЗАГАДУШКИ». Ой, кто же нас встречает?
Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
На цепи сидит,
Дом сторожит.
- Да, правильно, это собака. Назовите первый звук в слове СОБАКА. (Звук [С]). Наша собачка хочет с вами поиграть в игру «А ну-ка повтори».
Купили Маше сушки - ГРОМКО
Купили Маше сушки – ТИХО
Купили Маше сушки – УДИВЛЕННО
Купили Маше сушки – ГРУСТНО
Купили Маше сушки – МЕДЛЕННО
Купили Маше сушки – БЫСТРО
- Молодцы, ребята. Ой, а кто это у нас там прячется за домиком?
Любит рыбку и сметану,
И поёт так сладко "мяу",
И мурлычет у окошка,
Кто же это дети?
(ответы детей)
- Да, правильно, это кошка. Назовите звук в середине слова КОШКА. (Звук [Ш]). Кошка тоже очень любит играть. Особенно в игру «Превращения». А вы любите превращения? Ну тогда делайте то, что скажет вам ХИТРАЯ КОШКА.
ПСИХОГИМНАСТИКА и ТРИЗ
ПРЕВРАТИТЕСЬ В ПРЕКРАСНУЮ ЛЕТЯЩУЮ ПТИЦУ;
ПРЕВРАТИТЕСЬ В ИСПУГАННОГО ЗАЙЦА, КОТОРЫЙ УВИДЕЛ ВОЛКА;
ПРЕВРАТИТЕСЬ В УСТАВШЕГО МУРАВЬЯ, КОТОРЫЙ ПРИТАЩИЛ БОЛЬШОЙ КАМЕНЬ
ПРЕВРАТИТЕСЬ В ЛАСКОВОЕ СОЛНЫШКО, СОГРЕВАЮЩЕЕ ВСЕХ НА ЗЕМЛЕ И УЛЫБНИТЕСЬ.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Молодцы, ребята! Вам понравилось? (ответы детей).
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ой, ребятки, а вот и Бабушка-Загадушка нас встречает!
БАБУШКА-ЗАГАДУШКА: – Здравствуйте, ребята! Я услышала, что вы отлично справились со всеми моими загадками, я очень довольна. А вам понравились мои задания? А за вашу сообразительность и внимательность я угощаю вас сушками.
- Ребята, давайте скажем спасибо. Бабушка-Загадушка, и мы тебе хотим сделать подарок за такое увлекательное путешествие. У нас есть волшебные музыкальные инструменты, и мы хотим тебе показать сказку-шумелку «Теремок».
СКАЗКА-ШУМЕЛКА «ТЕРЕМОК»
(дети на месте, в руках музыкальные инструменты)
Тук-тук-тук, молоток – (МОЛОТОК)
Мишка строит теремок.
Позовёт в него гостей,
Чтобы было веселей!
Мышка-норушечка в гости бежит,
Тихо шуршунчиком Мышка шуршит. (ШУРШУНЧИК)
Медведь в теремке с самоваром сидит.
Слышит: дверной колокольчик звенит. (ЗВОН КОЛОКОЛЬЧИКА)
Мишка открывает, (СКРИП ДВЕРИ)
Мышку в дом впускает, (БАРАБАН)
Чаю наливает, (ЖУРЧАНЬЕ ВОДЫ)
Печеньем угощает. (ХРУСТ)
Зайка весёлый потом прискакал,
Лапками он застучал. (ТРЕЩОТКА)
Мышку Медведь вкусным чаем поит. (ЖУРЧАНЬЕ ВОДЫ)
Слышит: дверной колокольчик звенит. (ЗВОН КОЛОКОЛЬЧИКА)
Мишка открывает, (СКРИП ДВЕРИ)
Зайца в дом впускает, (СТУК В БАРАБАН)
Чаю наливает, (ЖУРЧАНЬЕ ВОДЫ)
Печеньем угощает. (ХРУСТ)
Вот и Лиса к теремочку идёт,
Лисичка-сестричка погремушки несёт. (ПОГРЕМУШКИ)
Зайку Медведь вкусным чаем поит. (ЖУРЧАНЬЕ ВОДЫ)
Слышит: дверной колокольчик звенит. (ЗВОН КОЛОКОЛЬЧИКА)
Мишка открывает, (СКРИП ДВЕРИ)
Лисичку в дом впускает, (СТУК В БАРАБАН)
Чаю наливает, (ЖУРЧАНЬЕ ВОДЫ)
Печеньем угощает. (ХРУСТ)
Серый Волчок к теремку подоспел,
В бубен весёлый Волк зазвенел. (БУБЕН)
Лису Медведь вкусным чаем поит. (ЖУРЧАНЬЕ ВОДЫ)
Слышит: дверной колокольчик звенит. (ЗВОН КОЛОКОЛЬЧИКА)
Мишка открывает, (СКРИП ДВЕРИ)
Волка в дом впускает, (СТУК В БАРАБАН)
Чаю наливает, (ЖУРЧАНЬЕ ВОДЫ)
Печеньем угощает. (ХРУСТ)
Мишка мохнатый рад новосёлам:
Живёт в теремочке оркестр весёлый.
БАБУШКА-ЗАГАДУШКА: Ой, спасибо, ребятушки!
- Давайте скажем до свиданье нашей Бабушке-Загадушке. Ну что ж, ребята, наше путешествие подошло к концу. Чтоб обратно возвратиться, нам нужно произнести волшебные слова:
Раз, два, три, четыре, пять-
Начинаем мы считать.
Нам пора уж в детский сад,
Там игрушки ждут ребят.
Мы немножко покружимся,
И домой мы возвратимся.
- Вот мы и в садике. Ребята, у кого в гостях мы сегодня были?
- Какие звуки мы учили правильно и красиво произносить? Давайте вспомним: как шипит змея, как льется водичка?