Конспект занятия – по народному декоративно-прикладному искусству в старшей группе «Радуга»
«Народные промыслы России»
Цель:
Знакомство детей с изделиями народных промыслов.
Задачи
Образовательные:
познакомить детей с видами народного прикладного искусства (гжель, хохлома, городецкая роспись, дымковская игрушка), с их характерными особенностями;
побуждать к стремлению составлять рассказы, высказывать суждения, собственное понимание художественного образа;
совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений;
инициировать декоративное оформление нарисованных предметов – украшение элементами декоративной хохломской росписи.
Развивающие:
развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к народному искусству.
Воспитательные:
воспитывать интерес к искусству родного края, прививать любовь и бережное отношение к произведениям русских мастеров.
Словарная работа:
Народные промыслы, прикладное искусство, гжель, хохломская роспись, дымковская игрушка, городецкая роспись, элементы росписи.
Методы и приемы: использование наглядности, художественного слова, музыкального сопровождения, рассказ детей, проблемные вопросы, игра, рассматривание изделий народных промыслов, анализ, подведение итогов.
Материалы и оборудование:
Изделия народных мастеров: Дымково, Гжели, Хохломы, Городца, вырезанные ложки по мотивам хохломской росписи, краски гуашевые, кисти, баночки с водой.
Предварительная работа:
Беседы с детьми о народном прикладном искусстве; рассматривание альбомов, фотографий, рисунков, изделий народных промыслов, заучивание стихотворений о народных промыслах, изобразительная деятельность по данной тем
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с гостями (дети приветствуют взрослых).
Приветствие
Станем рядышком, полукругом,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
Сегодня мы отправляемся в город мастеров на ярмарку, где представлены различные народные промыслы. Скажите, ребята, а что такое ярмарка?
Дети: Ярмарка – это всегда праздник, шумный рынок.
Воспитатель: Верно ребята. На ярмарке продаются изделия, сделанные своими руками. Мастера демонстрируют свои умения и навыки.
Богата и привольна Родина моя
И промыслом народным славится она.
По всей России-матушке,
Куда не бросишь взгляд,
Народные умельцы
С любовью мастерят.
Хорошие мастера издавна пользовались доброй славой в народе. Подскажите, ребята, как про таких мастеров говорили?
Дети: «Мастер на все руки».
Воспитатель: Правильно. Про трудолюбие наш народ сложил много пословиц и поговорок. Давайте их вспомним .
Д/и « Закончи пословицу».
«Терпение и труд…» (всё перетрут)
«Землю красит солнце…» (а человека труд)
«Делу время…» (а потехе час)
«Кто не работает…» (тот не ест)
«Без труда…» (не вынешь рыбку из пруда)
«Больше дела…» (меньше слов)
«Хочешь есть калачи…» (не сиди на печи)
- Ну, что ж, а нам пора в путь!
- А к каким же мастерам мы с вами отправимся?
- Может наш друг Петрушка нам поможет? Давайте ребята его позовём.
(На ширме появляется игрушка Петрушка. Звучит веселая музыка)
- «Здравствуйте ребятишки, девчонки кудрявые, курносые мальчишки.
Это снова я мальчишка- веселушка, весёленький Петрушка»
Воспитатель: «Петрушка мы с ребятами собрались в гости к мастерам, а к кому идти мы не знаем. Ты нам не поможешь?
Петрушка: «Ой, простите, дырявая я голова у меня ведь для вас кое- что имеется»
(Исчезает и появляется с матрёшкой в руках.)
Воспитатель: Спасибо Петрушка, ну нам с ребятами пора, До свидание!
Воспитатель: Ребята вы знаете, что это?
-- Правильно это матрёшка. А матрёшка игрушка не простая, у неё есть свой секрет. В матрёшке живут её малые сестрицы, хотите посмотреть?
(Воспитатель открывает матрёшку из неё достаёт загадку.)
Воспитатель: А вот и подсказка.
(В матрёшках загадки про народные промыслы.)
Воспитатель: А теперь, ребята, послушайте и отгадайте загадку о промысле.
На дощечке коль девица
Иль удалый молодец,
Чудо–конь и чудо-птица
Это значит…
Дети: Городец (дети подходят к столу, где выставлены изделия с городецкой росписью. На экране город Городец и изделия городецкой росписи. Слайд №1-2. Звучит весёлая народная музыка)
Воспитатель: Этим промыслом занимались жители нижегородских деревень, расположенных вблизи города Городца. Городецкая роспись всегда очень яркая, выполненная свободным мазком с белой и чёрной обводкой. Какие изделия украшали такой росписью.
Дети: Тарелки, разделочные доски, хлебницы, мебель, прялки, игрушки.
Воспитатель: Из какого материала создавались эти изделия?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: Какие основные цвета этой росписи?
Дети: Ярко-жёлтый, синий, зелёный, красный, розовый, голубой, чёрный и белый.
Воспитатель: Какие основные элементы городецкой росписи вы знаете?
Дети: Цветочные узоры, кони, птицы.
Воспитатель: Отгадайте, ребята, ещё одну загадку.(Достаёт из другой матрёшки)
Чашки, чайники и вазы отмечаем эти сразу.
Белый фон – снегов белей.
Синий – небушка синей.
Кружевное это чудо
Привезли купцы откуда?
Дети: Из Гжели (дети подходят к следующему столу, где выставлены изделия с гжельской росписью. На экране город Гжель с гжельской посудой. Слайд №3-4).
Воспитатель: Давным-давно, недалеко от Москвы, среди лесов стояла деревушка Гжель. Жили там добрые работящие люди, которые делали много разной посуды. Из какого материала изготавливали гжельские мастера свои изделия.
Дети: Из белой глины.
Воспитатель: Да, ребята, все изделия из глины мастера подвергали обжигу в печи. Даже название деревни было связано со словом «жечь», «обжигать». Назовите, ребята, цвета гжельской росписи.
Дети: Синий, голубой, белой.
Воспитатель: Думали мастера, решали, как же им украсить свою необычную посуду. Посмотрели они внимательно вокруг и решили взять три цвета у окружающей природы. Ребята, где в природе мы встречаем эти цвета?
Дети: Голубое небо, белые облака, синие озёра, белые лебеди, белый снег.
Воспитатель: Верно, ребята. С той поры стали называть люди эту посуду ласково «Сказочная Гжель». Назовите, ребята, самые популярные элементы узоров в гжельской росписи.
Дети: Розы, травки, завитки, точки, полосочки.
Воспитатель: Какую посуду украшают этими узорами?
Дети: Вазы, чайники, чашки, блюдца, кувшины, сахарницы и другие.
Ребёнок: Снежно-белая посуда
Расскажи-ка, ты откуда?
Видно с Севера пришла
И цветами расцвела
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
Воспитатель: Ребята, в России народ умеет не только трудиться, но и веселиться. А какое же веселье без игры (х/и «Колпачок»). Ребята выбирают ведущего с помощью считалки.
(ведущий сидит на корточках в середине хоровода, на нём одет головной убор в виде колпачка)
Дети: Колпачок, колпачок
Тоненькие ножки
Красные сапожки.
Мы тебя поили, мы тебя кормили,
На ноги поставили (дети подходят к центру, приподнимают ведущего и снова образуют круг ),
Танцевать заставили (хлопают в ладоши)
Танцуй сколько хочешь
Выбирай кого захочешь (ведущий танцует с закрытыми глазами и выбирает игрока из хоровода).
Воспитатель: Верно, ребята. Послушайте ещё одну загадку (Достаёт из другой матрёшки)
Весёлая белая глина.
Кружочки полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы,
А ну, назовите меня…
Дети: Дымка. (дети подходят к столу, где выставлены дымковские игрушки. Слайд №5-6).
Воспитатель: Этот промысел возник в селе Дымково, что возле города Вятке. Там очень хорошая глина и речной песок, пригодный для керамического промысла. Игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. Игрушки получались яркие и разнообразные. Это барыни в пёстрых юбках, кавалеры бравые, важные индюки и петухи, кормилицы, кони, коровы, карусели и многое другое. Скажите, ребята, из чего лепят мастера игрушки?
Дети: Из глины.
Воспитатель: Да. Мастерицы лепят игрушку из красной глины, белят его мелом, разведённом на молоке и расписывают красками. Из каких элементов состоит дымковский узор?
Дети: Из кругов, полосок, клеток, пятен.
Воспитатель: А какие основные цвета дымковской игрушки?
Дети: Жёлтый, синий, зелёный, красный, чёрный, белый.
Ребёнок: Есть в России уголок,
Где из труб идёт дымок.
Знаменита деревушка
Яркой глиняной игрушкой.
Пёстрыми фигурками,
Кошечками мурками,
Расписными петухами,
Курицами ,индюками.
Воспитатель: помогите мне, ребята, отгадайте, о каком промысле идёт речь?
Листочки, ягодки, цветочки,
Стебелёчек, завиток.
Здесь хозяева три цвета:
Чёрный, красный, золотой.
Откуда товар такой?
Дети: Хохлома (дети с ведущим подходят к столу, на котором выставлены изделия с хохломской росписью. Слайд №7).
Воспитатель: Золотая хохлома - одна из самых известных росписей в России. Своё название он получил от крупного торгового села Хохлома Нижегородской губернии, куда привозились для продажи изделия из ближайших сёл и деревень. Из какого очень доступного материала сделаны эти изделия?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: Назовите основные цвета хохломской росписи.
Дети: Чёрный, золотой, красный, зелёный.
Воспитатель: Издавна считается, что золотой цвет – символ солнца, тепла, счастья, богатства; красный цвет – символ огня, любви, преданности; зелёный цвет – символ жизни, природы; чёрный цвет символизирует торжественность, на нём великолепно смотрятся остальные цвета. Перечислите, из каких элементов состоит хохломская роспись.
Дети: Ягоды крыжовника, смородины, клубники, завитки, цветы, листья, травка.
Воспитатель: Да, ребята, красная трава по золотистому фону считается одним из главных элементов хохломского узора. Так почему же хохлому называют золотой?
Дети: Здесь много жёлтого, золотого цвета.
Воспитатель: Какие деревянные предметы посуды расписывали мастера?
Дети: Чашки, ложки, кружки, разносы, сахарницы, солонки, супницы, салфетницы и прочее.
Ребёнок: Вы не знаете, ребята,
От чего и почему,
Очень часто называют
Золотую хохлому?
Деревянная, резная
Расписная хохлома!
Удивительной посудой
Вот чем славится она.
Воспитатель: Правильно. Молодцы. Ребята, посмотрите, что это за сундучок? (Лежат деревянные лопаточки желтого цвета)
А теперь я предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать самим вот эти лопаточки в стиле «золотой хохломы». Для этого нужно пройти за столы (на столах все заранее приготовлено: образцы росписи, шаблоны, краски, кисти, ватные палочки стаканы с водой, салфетки).
Воспитатель: Давайте вспомним, какие элементы использовали мастера хохломской росписи.
Дети: Веточки, ягодки, кустики, цветы.
Воспитатель: Абсолютно верно. Хохломские мастера любят их рисовать и называют ласково «травкой». Они вырисовывают травку с завитками, которые называются «кудриной» (от слова кудри).
(Воспитатель демонстрирует детям варианты растительного орнамента. Затем предлагает самим расписать лопаточкив стиле «золотая хохлома»).
Воспитатель: А какие цвета используют в своей работе хохломские мастера?
Дети: Золотой, красный, черный, зеленый.
Воспитатель: Правильно. Мы с вами тоже будем использовать в работе эти цвета. А работать мы будем с помощью кисти и ватных палочек.
Физкультминутка
На столе хохломской самовар,
(«надуть» живот, одна рука на поясе).
Очень важный, из носика пар.
А вокруг расписные чашки,
(кружиться, рисуя руками круг)
Нет посуды хохломской ярче.
Рядом с ними золотые ложки,
(потянуться, руки сомкнуты над головой)
На них «травка» - это древняя роспись.
Вот с малинками поднос,
(взяться за руки, образовать большой круг)
Он нам все это принес.
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Воспитатель:- Молодцы! Присаживайтесь
- Сейчас вы станете мастерами – художниками Хохломы
(Дети расписывают деревянные лопаточки по мотивам хохломской росписи.
Воспитатель в ходе работы помогает детям, испытывающим затруднения)
Воспитатель: Старайтесь выполнять работу не спеша, аккуратно.
А сейчас, чтобы ручки не ленились
Очень дружно потрудились,
Нужно пальчики размять!
Пальчиковая гимнастика «Цветочки»:
Наши алые цветы распускают лепестки (медленное разгибание пальцев)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышит .(покачивание кистями рук вправо-влево)
Наши алые цветы закрывают лепестки, (медленное сжимание пальцев)
Головой качают, тихо засыпают (покачивание кулачками вперёд-назад, ладошки соединяются, пальцы складываются в замок).
Воспитатель: Приступаем, ребята, к работе (звучит аудиозапись русской народной мелодии).
Самостоятельная деятельность детей
Воспитатель: Какой росписью мы расписывали с вами лопаточки?
Дети: Хохлома
Воспитатель: Какие элементы росписи мы использовали в своей работе?
Дети: Завиток, кудри, травка.
Воспитатель: возьмите «солнышко», если вам было легко и интересно; «солнышко с тучкой»- если вы затруднялись.
Анализ рисунков (отметить красочность, аккуратность детских работ).
Воспитатель: Вы сегодня потрудились на славу, как настоящие русские мастера. Поэтому ваши работы получились такими красивыми
Воспитатель: Ребята, мы побывали с вами на весёлой ярмарке в городе мастеров, познакомились с чудесными предметами из разных городов России
Воспитатель: Молодцы, ребята! Потрудились вы сегодня на славу, поэтому с ярмарки мы не можем уйти без угощения (выходит мальчик-коробейник с красочным коробом и читает стихотворение:
Эй, народ, не зевай, Поскорей налетай,
Весь товар раскупай!
Стою, продаю, Товар хвалю.
Коврик за трёшку, Горшок за пятак,
Доску за рубль, А леденец за так. (ребёнок угощает детей и гостей леденцами-петушками)
Воспитатель: Вот и солнце закатилось, наша ярмарка закрылась. Ребята, давайте попрощаемся с гостями (дети прощаются с гостями и уходят под музыку)).