Конспект коррекционно-педагогического занятия
Тема: Звук [о]. Буквы О, о
Задачи:
_ познакомить детей с буквой О, её графическим изображением;
– закрепить понятие «гласные звуки»;
– закрепить навыки четкого различения и произношения [о] в слогах, словах, предложениях;
– закрепить умение выделять звук в начале, середине и конце слова;
– давать характеристику звука О;
– формировать умение преобразовывать мн. ч. имен существительных в ед. ч;
– закрепить знания по теме «Осень»;
– упражнять детей выкладывать схему предложения, определять количество слов в предложении;
Оборудование: презентация, индивидуальные листы с заданиями, картинки на доске
Ход занятия
1. Организационный момент
– Ребята посмотрите, все ли готовы к занятию? Всё ли лежит на своих местах?
– Сядет тот, кто назовёт слово, которое начинается на гласный звук А.
- Дети, представьте, что мы с вами оказались в волшебном лесу.
- Сначала удивились: О!
- Шли, шли по лесу и заблудились. Мы очень огорчились: О – о –о!
- Вдруг впереди увидели огонёк и избушку и очень обрадовались: О!
- Сядет тот, кто придумает слово, начинающееся на звук [о].
(Осень, облако, Оля, обувь, остров, озеро, овощи, ослик, овцы, окунь, обруч, отдых, окна, осы.)
2.Повторение изученного материала о звуках.
-На прошлом занятии мы с вами говорили о звуках. Какие два звука мы уже успели выучить? (А и У)
- На какие две группы можно разделить звуки? (Неречевые и речевые звуки), (Гласные и согласные).
-Правильно, неречевые звуки мы можем услышать в неживой природе, от животных, птиц, насекомых. Речевые же звуки может произносить человек. А чем отличаются гласные звуки от согласных?
-Сегодня к нам на занятие наш гномик Звукарик привел олененка Оди. Давайте с ним поздороваемся.
- Оди славится тем, что он умеет очень красиво говорить и знает очень много интересных историй. У него есть любимый стишок, которым он со всеми делится, послушаем его?
– Давайте вспомним правило красивой речи.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И звуки выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
- Давайте повторим стишок вместе с Оди
3. Артикуляционная гимнастика
А для того, чтобы красиво говорить и выговаривать все звуки, выполним зарядку для язычка.
Язычок гулять собрался;
Он умылся, (пропустить язык сквозь губы)
Причесался, (пропустить язык сквозь зубы)
Выпил чашку молока, (делаем язычок «чашечкой»)
Съел варенья полведра, (делаем движение языком, как бы зачерпывая варенье из ведра)
Потом выбежал во двор,
Перелез через забор, (движение языка через зубы)
На качелях покачался, (движение языка вверх – вниз)
На лошадке в лес умчался.
4.Знакомство с гласным звуком – О
– Назовите какое сейчас время года?
– Какое время года будет после осени?
– Какое время года было перед осенью?
– Какое время года будет после зимы?
– Давайте позовём осень
– С какого звука начинается слово осень?
Рассмотрите картинки и догадайтесь, о какой букве сегодня пойдет речь.
Ослик, Остров, Облако
Конечно же, это буква О. Сегодня на уроке мы поговорим о звуке и букве О.
– Возьмите зеркала и произнесите звук О.
– Что происходит с губами, когда мы произносим звук О? (показ символа звука О)
Произнесите звук [о] и понаблюдайте, что происходит с вашим ртом. Ваши губы вытянулись в трубочку; рот сузился; звук произносится легко, свободно и проходит без преград. Его можно тянуть, петь. Никаких шумов вы не услышите, потому что образуется этот звук только с помощью голоса. А это значит, что звук – гласный.
- Чаще всего мы произносим этот звук, когда удивляемся или когда нам больно. Этот звук помогает выражать нам чувства и эмоции.
– Я вам называю разные звуки, а вы хлопаете в ладошки кода услышите звук О.
Ох, ах, ух, ок, ак, ко, кА, со, ло, ли, во , ва, мА, мо.
- Я произнесу 2 звука вместе, слитно, а вы произнесите раздельно 1 и 2 звуки.
ОК – О, К
ОП – О, П
ОМ – О, М
ОТ – О, Т
МО – М, О
ПО – П, О
ТО – Т, О
КО – К, О
- А теперь, наоборот, я буду произносить звуки раздельно, а вы произнесите их слитно. О, К – ОК О, П – ОП О, Т – ОТ О, М – ОМ К, О – КО П, О – ПО Т, О –ТО М, О – МО
5. Физминутка
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Качаем головой.
Мы ручки поднимаем,
Мы ручки опускаем,
Мы ручки подаём
И крутимся кругом.
6. «Определи место звука О»
Надо определить, где находится звук О в словах в начале, в конце или в середине слова. Закрасить квадратик красным цветом (Дети выполняют работу на индивидуальном раздаточном материале.)
Овечка – звук [о] слышен в начале слова
Колобок – звук [о] слышен в середине слова.
Котик – звук [о] слышен в середине слова.
Гнездо – звук [о] слышен в конце слова
- Из этого можно сделать вывод, что звук [о] встречается в любой части слова – и в начале, и в середине, и в конце. Но чаще всего в слове бывает только один звук [о].
7. Знакомство с графическим изображением звука О
О – самая круглая буква в нашем алфавите
Если рассмотреть печатную большую О и маленькую о, то станет ясно, что они обе круглые и отличаются только размером.
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.
Е. Тарлапан
Попробуйте отыскать букву О в предметах, которые видите.
Обруч, мяч и колесо
Вам напомнят букву О.
В старом дереве дупло
Ну совсем как буква О.
О – как обруч, захочу –
По дороге покачу!
Обруч на арене вспыхнет.
Тигр в огонь отважно прыгнет.
Г. Виеру
- Вокруг нас очень много круглых предметов, похожих на букву О. Приведите свои примеры.
- Рассмотрите письменные буквы Оо. Сравните их с печатными
- Отличаются печатные и письменные буквы формой.
- Печатные буквы круглые. А вот письменная буква имеет форму овала.
- Печатная буква – это кружок, а письменная – овал.
8. Итог занятия. Рефлексия
Давайте вспомним, с каким звуком мы сегодня работали.
-Какой это звук- гласный или согласный?
– Ребята, кому было трудно сегодня на занятии?
– А кому все легко и быстро удавалось?
– Вы сегодня очень хорошо занимались МОЛОДЦЫ! Спасибо за занятия.