Конспект открытого занятия по обучению грамоте
для детей 6-7 лет с нарушениями речи
«В гости к Фиксикам».
Цель: закрепить знания детей по пройденным звукам и буквам
Коррекционно- образовательные задачи:
- Закрепление знаний детей по подбору антонимов
- Развитие связной речи (умение отвечать на вопросы развёрнутым ответом)
- Совершенствование навыка звукового анализа слогов
- Дифференциация на слух согласных по твердости-мягкости
- Развитие умение определять место звука в слове
- Развитие умения находить заданный звук в слове
Коррекционно – развивающие задачи: развивать внимание, память мышление, фонематический слух, связную речь, мелкую и общую моторику.
Коррекционно- воспитательные задачи: внимательно выслушивать и выполнять задания педагога, повышать интерес к занятиям, формировать мотивацию к учебной деятельности через дидактические речевые игры.
Оборудование: письмо, воздушный шарик, магниты, коробка фокусника,
демонстрационный материал, картинки: арбуз, пчела, паук, шар, тыква; зонт, тапки, куст, самолет, туфли, куртка, утка, тополь, санки, муха, лиса, слон, банан, гном, фасоль; петух, пень, кеды, кит, медведь, кубик, мурвей, машина, майка, пальма
раздаточный материал: красный, синий, зеленый квадраты, полоска слова, тетрадные листы, карандаши
Предварительная работа: повторение пройденных букв и звуков: А, У, И, П,Т, К, М, звуковой анализ, закрепление понятий «гласный», «согласный», определение места звука в слове, дифференциация звуков по твердости-мягкости, печатание букв
Ход занятия:
Сегодня утром в наше окно залетел воздушный шарик. А на веревочке висит конверт. Странный какой-то конверт, на нём ничего не написано. Давайте откроем конверт и посмотрим, что там. В конверте лежат разрезные картинки, нужно их собрать и тогда мы, может быть узнаем от кого оно.
(Дети собирают картинки, на картинке изображены фиксики).
Всё ясно, значит, письмо нам прислали Фиксики. Вот они: Симка и Нолик. Теперь мы можем с вами его прочесть.
(Логопед читает письмо).
«Здравствуйте дорогие ребята! Мы приготовили для вас сюрприз. Он появится в конце занятия в этой коробочке-помогаторе, если пройдёте все испытания. Задания будут сложными, но интересными. Вы готовы? Тогда удачи».
Логопед:
Ребята, а вы все знаете Фиксиков? А какие они?
1. Д/у «Скажи наоборот»: подбор антонимов к прилагательным
Фиксики большие?- Нет, Фиксики маленькие.
Фиксики ленивые?- Нет, Фиксики трудолюбивые.
Фиксики неуклюжие?- нет, фиксики ловкие.
Фиксики глупые? –Нет, Фиксики умные.
Фиксики злые?- Нет, они добрые.
Фиксики грустные - Нет, они весёлые.
Фиксики трусливые? – Нет, они смелые.
Чтобы настоящим стать
Профессионалом,
Фиксик должен много знать
И уметь немало.
- Поэтому, чтобы справиться со всеми заданиями нам нужна «Разминка для ума»:
На какие 2 группы делятся звуки? (гласные и согласные)
Каким цветом обозначаем гласные? Почему они так называются? Назовите гласные звуки.
Каким цветом обозначаем согласные? Почему они так называются? Назовите согласные звуки.
Чем звук отличается от буквы?
Правильно, ребята. Надеюсь эта разминка поможет нам вдальнейшем..
Внимание, внимание!
От Папуса задание!
В мастерской вас ждет, ребята,
Супер-испытание.
- Симку и Нолика срочно вызвали в мастерскую Папуса. Хотите заглянуть туда вместе с ними? Сколько здесь разноцветных квадратов! Они ничего вам не напоминают? (ими обозначаем звуки). Правильно, квадраты обозначают звуки и из них Папус вместе с Фиксиками составляет разные схемы. Давайте и мы с вами составим схему...
«Звуковой анализ»
Послушайте и скажите сколько звуков я произнесла: АП? (2 звука)
Назовите 1-ый звук. (А). Каким цветом его обозначим и почему? (красный, гласный). Выкладывается красный квадрат.
Назовите 2-ой звук. (П). Каким цветом его обозначим и почему?
(синий, согласный). Выкладывается синий квадрат.
Сколько звуков вы услышали сейчас: МИ?
Назовите 1-ый звук. (М'). Каким цветом его обозначим и почему? (зеленый, мягкий согласный). Выкладывается зеленый квадрат.
Назовите 2-ой звук. (И). Каким цветом его обозначим и почему?
(красный, гласный). Выкладывается красный квадрат.
Молодцы, справились мы со схемами...
Игра «Где спрятался звук»
(отгадывание загадок, определение места звука в слове)
- В мастерской Папуса была еще вот такая схема (показать полоску — символ слова). Что она обозначает? (слова) и Папус задал Фиксикам задание : отыскать звук в словах. Но сначала...
Отгадайте-ка, ребятки,
Мои трудные загадки.
А потом определите,
Где живет звук – расскажите.
- Вот первая загадка от Фиксиков:
Круглый-круглый,
Сладкий-сладкий,
С полосатой кожей гладкой,
А разрежешь - посмотри:
Красный - красный
Он внутри. (Арбуз)
- Скажите, где спрятался звук А в слове АРБУЗ? (в начале слова). Дети выкладывают квадрат в начало схемы.
- Следующая загадка
Круглый, гладкий, как арбуз…
Цвет любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака.
(Воздушный шар)
- Где спрятался звук А в слове ШАР? (дети называют место звука в слове и обозначают на схеме)
- Следующая загадка
Сеть плетёт из тонких нитей
Восьминогий хмурый житель,
По углам раскинул сеть,
Чтобы мух ловить и есть. (паук)
- Где спрятался в слове звук А? (дети называют место звука в слове и обозначают на схеме)
- Еще одна загадка от Фиксиков:
Очень вкусная она,
Много в ней секретов.
Для нас – сладкая еда,
Для Золушки – карета. (Тыква)
- Где спряталзя звук А в слове ТЫКВА? (дети называют место звука в слове и обозначают на схеме)
- И последняя загадка. И, как настоящие Фиксики, мы с легкостью с ней справимся:
С цветка на цветок порхает,
Сладкий нектар собирает,
В улей его принесёт,
В сотах появится мед… (Пчела)
- Где спряталзя звук А в слове ПЧЕЛА? (дети называют место звука в слове и обозначают на схеме)
- Вот какая мастерская у Папуса! Столько загадок, схем, и заданий..
Динамическая пауза.
Хоть готовы Фиксики без устали трудиться,
Но не прочь они порой и повеселиться.
На разминку
На разминку становись!
Вправо-влево покрутись
Повороты посчитай,
Раз-два-три, не отставай, (Вращение туловищем вправо и влево.)
Начинаем приседать —
Раз-два-три-четыре-пять.
А теперь, как будто мячик,
Все на месте мы поскачем.
Отдохнули, посвежели
И на место снова сели.
Найти картинки с заданным звуком
- Ребята, однажды Дим Димычу учительница задала задание: найти картинки с нужным звуком, а он никак не мог справиться, и попросил Фиксиков о помощи. Они достали свои помогаторы и приступили к выполнению задания. Давайте и мы поможем Дим Димычу вместе с Фиксиками. Найдите и назовите картинки со звуком Т.
(на доске разные картинки, дети выбирают те, в которых есть звук Т)
Справились мы и с этим трудным заданием...
Дифференциация звуков по твердости -мягкости
- Ребята, Нолик чуть не поссорился с Симкой, а знаете почему? Оказывается они не поделили картинки. Давайте их помирим и каждому подарим картинку - Симке с мягким согласным, потому что ее имя начинается с мягкого согласного, а Нолику с твердым согласным, потому что его имя начинается с твердого согласного.
Картинку выбирайте,
Звук первый называйте.
Твердый он или мягкий объясняйте,
Смело картинку Фиксикам отдавайте.
(дети называют картинку и говорят твердый согласный или мягкий согласный на первом месте, и кому подарим картинку Симке или Нолику)
- Ну вот и помирили мы Симку и Нолика. И на память от нас давайте подготовим Фиксикам небольшие подарочки от нас, в которых мы покажем, как мы знаем буквы и умеем писать.
Письмо под диктовку букв А, И, К, Т, У
Но для начала разомнем пальчики:
Пальчиковая гимнастика
Мамам дружно помогаем:
Сами в тазике стираем.
И рубашки, и носочки
Для сыночка и для дочки.
Через двор растянем ловко
Для одежды три верёвки. (Потягивания — руки в стороны.)
Светит солнышко-ромашка,
Скоро высохнут рубашки. (Потягивания — руки вверх.)
(дети пишут под диктовку буквы А, И, К, Т, У)
ИТОГ:
- Ну вот мы и справились со всеми заданиями Фиксиков. Вам понравились задания Симки и Нолика? И сейчас вас ждет сюрприз. В этой коробочке подарок от Фиксиков. (детям раздаются сюрпризы)