ОГБОУ «Мосоловская школа-интернат»
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия
по развитию речи во 2 классе на тему
«Пересказ рассказа «Купание медвежат»(по В. Бианки)»
Подготовила:
учитель-логопед
Тимукина Т.А.
2024 год
Цель:
Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Задачи :
Учить целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием.
Продолжать учить образовывать существительные с суффиксами –енок,-онок.
Учить самостоятельно составлять простые предложения , опираясь на схемы.
Расширять представления детей о диких животных.
Оборудование:
Сундучок, предметные картинки с изображением диких животных и их детенышей: заяц, лиса, белка; картинка «Медведи в лесу», карточка с загадкой, разрезные картинки, игрушка медведя, молоточек, карточки со схемами.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных.
Отгадывание загадок о медведе.
Объяснение значения слов шиворот, окунать.
Лексический материал:
Части речи | Слова, сложные по семантике | Слова, сложные по слоговой структуре |
Существительные | Шлепок, шиворот | Медведица, медвежонок, шлепок, шиворот |
Глаголы | Окунать, надавала | Испугался, догнала, купание, надавала |
Ход занятия.
Организационный момент. Развитие речевого слуха, произвольного внимания, мышления.
Логопед: - Ребята, вы знаете, какие звери живут в лесу? ( В лесу живут волки, лисы, белки, медведи.)
- А как называются эти звери? ( Эти звери называются дикие.)
1. Подготовка к восприятию текста. Создание фона восприятия рассказа.
-У меня есть сундучок, он не простой, в нем лежит листок с загадкой и разрезная картинка. Отгадайте сначала загадку.
Загадка.
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовёт?
(Дети хором: Медведь!)
Логопед:
-Правильно! Молодцы! А теперь соберите разрезную картинку. Кто на ней изображён?
(Учащиеся собирают картинку с изображением медведя.)
Логопед вывешивает на доску картинку, на которой изображена медведица с медвежатами.
2.Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания.
Логопед:-Сейчас я вам прочитаю отрывок из рассказа Виталия Валентиновича Бианки, который называется «Купание медвежат».
Чтение адаптированного текста.
Из леса вышли большая медведица и два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку. Другой медвежонок испугался и убежал в лес. Мать догнала его, надавала шлепков а потом - в воду. Медвежата остались довольны.
3. Словарная работа.
Логопед:
-Ребята, вы знаете, что значит « взять за шиворот»? ( Это значит взять за воротник.)
-Давайте, Лиза будет медведицей, а это её маленький медвежонок.
Педагог показывает игрушку медведя.
- Покажи нам, как ты возьмешь медвежонка за шиворот?
Ребенок демонстрирует.
- Ребята, что сделала Лиза?(Лиза взяла медвежонка за шиворот.)
- А кто может показать слово «удирать»?
(Один учащийся демонстрирует слово быстрым бегом.)
- Покажите на игрушке «мама надавала шлепков».
Дети демонстрируют выражение «надавала шлепков».
- Илья, покажи, как мама окунала медвежат.
Ребенок демонстрирует действие «окунать».
- Все вместе давайте покажем, как мама-медведица окунала медвежат.
Дети демонстрируют действие.
4. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи.
Учащиеся отвечают полным предложением.
Логопед:- Кто вышел из леса? ( Из леса вышла медведица с медвежатами.)
- Как медведица схватила медвежонка? (Медведица схватила медвежонка за шиворот.)
- Медведица окунала медвежонка или просто держала? (Медведица окунала медвежонка.)
- Что сделал второй медвежонок? (Второй медвежонок убежал.)
- Чего надавала мама медвежонку? (Мама надавала медвежонку шлепков.)
- Остались ли медвежата довольны купанием? (Медвежата остались довольны купанием.)
5. Дидактическая игра «Близко-далеко». Развитие слухового внимания, остроты слуха.
Логопед, отвернувшись от детей, производит удары молоточком разной силы. Учащиеся по силе звучания определяют размер животного ( медведицы или медвежонка.)
-А теперь вы потопайте, как маленький медвежонок. (Дети топают тихо.)
- А теперь, как мама-медведица. (Дети топают сильнее.)
6. Упражнение «Найди и назови детенышей животных». Совершенствование лексико-грамматического строя речи , развитие зрительного внимания, мышления.
Логопед: - Давайте посмотрим, может быть в нашем сундучке еще что-нибудь лежит?
Логопед открывает сундучок и достает из него предметные картинки с изображением животных и их детенышей: заяц, лиса, белка, медведь.
-Соедините в пары диких животных и их детенышей. Назовите детенышей.
Учащиеся находят пары и называют их.
7. Повторное чтение рассказа. Развитие долговременной слухоречевой памяти.
- Я вам сейчас еще раз прочитаю текст, а помогут мне в этом схемы.
Во время чтения педагог вывешивает на доску схемы (графический план.)
- А теперь вы прочитайте этот текст самостоятельно.
(Учащиеся читают текст про себя.)
8. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем. Развитие связной речи. Формирование навыка работы по алгоритму. Пересказ рассказа учащимися по цепочке или индивидуально.
9. Итог занятия.
Логопед: - С каким рассказом вы сегодня познакомились? ( С рассказом «Купание медвежат».)
- Кто автор рассказа? (Его написал Виталий Бианки.)
- Вы все справились с заданиями на отлично.
-Молод
Приложение
Литература:
1. Зубарева Л.В. Развитие словесно-логического мышления и связной речи младших школьников. –В:Учитель,2014.
2. Узорова О.В. Практическое пособие по развитию речи/Узорова О.В., Нефёдова Е.А..-М.:АСТ:Астрель,2004.
3. Филичева Т.Б. Совершенствование связной речи.-М.,1994.