Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат»
671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02
ул. Школьная, 5 эл. адрес: nbskoshi@yandex.ru
КОНСПЕКТ
УРОК−ИГРА МАТЕМАТИЧЕСКИЙ БРЕЙН−РИНГ: «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
Учитель математики:
Селифонкин Д.Н.
2023
Технологическая карта урока
Предмет: математика
Класс: 7
Тема: «Занимательная математика»
Тип урока: повторение, обобщение, практическое занятие
Форма урока: урок – игра
Цель:
− способствовать развитию познавательной и творческой активности учащихся; повторение и обобщение основных математических понятий, пройденных тем;
− воспитывать чувство юмора и смекалки, интерес к предмету математики, развивать логическое мышление, внимание, память.
- воспитывать интерес к математике, культуру речи, умение работать и общаться в группе.
Задачи:
Обучающие:
- Учить учащихся доказывать, объяснять, отстаивать своё мнение.
- Расширять кругозор учащихся по математике.
- Формировать умение самостоятельно выполнять задания.
- Формировать умение и навыки работы в команде.
Развивающие:
- В игровой форме развивать у учащихся интерес к предмету.
- Развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся.
- Развивать логическое мышление, смекалку, наблюдательность, память, внимание, сообразительность.
- Развивать у учащихся коммуникативно-игровые способности.
Воспитывающие:
- Формировать чувство коллективизма и здорового соперничества, умения быстро ориентироваться в обстановке.
- Воспитывать чувство уважения друг к другу, доброжелательность, толерантность, чувство товарищества, ответственности и сопереживания.
- Воспитывать инициативность и активность.
- Воспитывать упорство и настойчивость в достижении цели.
Здоровьесберегающие:
-Предотвращать повышенную утомляемость учащихся на уроке.
-Чередовать статические и динамические задания.
-Создавать на уроке комфортную обстановку.
Методы:
- наглядные (демонстрация);
- практические (решение заданий)
наблюдение, сравнение, импровизация, ассоциативный поиск, активизация воображения.
Этапы урока
1.Организационный момент.
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
3. Актуализация опорных знаний. Решение задачи на применение знаний, умений и навыков.
4. Физкультминутка
8.Подведение итогов. Оценка результатов
Материально-техническое оснащение: компьютер, интерактивная доска, плакаты, листы с задачами, раздаточный материал.
Ход занятия.
Вступительное слово учителя математики:
− Добрый день! Сегодня у нас не совсем обычное занятие, а занятие – игра «Брей - ринг». Вопросы из области математики, которые вы услышите и на которые попытаетесь правильно ответить, очень разнообразны по степени серьезности и глубины. Встретятся и вопросы, требующие от вас смекалки и находчивости.
Представляю наше уважаемое жюри:
1. директор школы - Сапождникова Елена Геннадьевна,
2. заместитель директора по учебно-методической работе – Дашиева Дина Викторовна
3. заместитель директора по воспитательной работе – Бубеева Зинаида Баировна
4. педагог-организатор – Кваша Татьяна Петровна
− Я всех участников конкурса, и гостей поздравляю с началом игры, желаю отличного настроения и удач!
Но для начала, предлагаю ребятам выбрать капитанов в каждой команде (дети определяются).
Ну и какая же команда без названия?
Предлагаю вам выбрать название. Для этого мне понадобятся капитаны. Проведём жеребьёвку.
1. Великие математики
2. Юные мудрецы
Наша интеллектуальная игра пройдёт под девизом: Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает!
Каждый в команде –
Друг другу помощник!
Вместе ищите ответ на вопрос.
- Правила игры: В каждом раунде будут разыгрываться баллы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. После того, как будет задан вопрос, команды приступают к его обсуждению. Право первой ответить предоставляется той команде, которая раньше другой поднимет руку. После этого капитан той команды, которая знает ответ, сообщает нам, кто будет отвечать на вопрос.
- В случае, если команда даёт неправильный ответ, команде соперника предоставляется возможность озвучить свою версию и заработать дополнительный балл.
Победителем «математического брейн – ринга» будет считаться та команда, которая наберёт наибольшее количество баллов.
ИТАК, МЫ НАЧИНАЕМ «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ БРЕЙН - РИНГ»
Первый раунд-разминка
Я буду задавать вопросы, команда, знающая ответ на вопрос поднимает руку (не выкрикивая), команда первой поднявшая руку, дает ответ. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Выкрикнутый ответ не засчитывается. В случае, если команда даёт неправильный ответ, команде соперника предоставляется возможность озвучить свою версию и заработать дополнительный балл.
ГОТОВЫ?
1. Волк и лиса соревновались в беге. Кто какое место занял, если известно, что волк был одним из первых, а лиса не последней?(Лиса - 1, волк - 2)
2.Тройка лошадей бежит со скоростью 15 км/ч. С какой скоростью
бежит каждая лошадь? (15 км/ч)
3. Сумма длин сторон прямоугольника? (Периметр)
4. Что тяжелее 1 кг ваты или 1 кг железа? (Одинаково)
5. Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки)
6. Горело 5 свечей, 2 из них потушили. Сколько свечей останется? (2 свечи, так как остальные сгорели)
7.Четверо мальчиков играли в домино 4 часа. Сколько часов играл каждый ребенок? (4 часа)
8. Появилась девочка в чашечке цветка. И была та девочка чуть больше ноготка. В ореховой скорлупке та девочка спала. И маленькую ласточку от холода спасла.
Как звали девочку? (Дюймовочка)
9. Сумма всех сторон угольника. (Периметр)
10.Специальный символ для обозначения математических понятий. (Знак)
11. У девочки 5 яблок. Она съела все, кроме 3. Сколько яблок у нее осталось? (3)
12. Сколько яиц можно съесть на голодный желудок? (Одно.)
13. Несла Дуня в решете 12 яблок, а дно упало. Сколько яблок в решете осталось? (Ни одного: ведь дно упало.)
14. Как называется часть прямой ограниченная двумя точками? (отрезок).
15. Как назвать число, в котором 10 десятков? (100)
16. Какое самое большое двузначное число? (99)
17. Сколько сантиметров в 1 метре? (100)
Уважаемые жюри, итоги первого раунда.
2 раунд - ребусы
Перед вами ребусы. Вам необходимо разгадать их и записать ответ рядом с ребусом. На выполнение задания даётся 7-10 минут.
Пока жюри подсчитывает количество баллов, мы с вами проверим ответы.
Пять, задача, конус, вершина, число, сложение, минус, два, ромб.
Уважаемые жюри, огласите пожалуйста итоги второго раунда.
Начинаем 3 раунд
3 раунд - Конкурс капитанов.
Первое задание - Игра «Весёлые вопросы»
Каждому капитану будет задано по 6 вопросов. Вопросы будут задаваться поочерёдно. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. В случае, если капитан команды дает неверный ответ, капитану команды соперника предоставляется возможность озвучить свою версию и заработать дополнительный балл.
Проведем жеребьевку, кто из капитанов начнет первым.
Удачи.
Начинаем:
1.Варит отлично твоя голова: пять плюс один получается… (не два, а шесть)
2.Вышел зайчик погулять, лап у зайца ровно… (не пять, а четыре)
3.Ходит в народе такая молва: шесть минус три получается… (не два, а три)
4.Говорил учитель Ире, что два больше, чем… (один, а не четыре)
5.Меньше в десять раз, чем метр, всем известно… (дециметр)
6.Ты на птичку посмотри: лап у птицы ровно … (две, а не три)
7.У меня собачка есть, у нее хвостов аж… (один, а не шесть)
8.У доски ты говори, что концов у палки… (два, а не три)
9.Отличник тетрадкой своею гордится: внизу, под диктантом, стоит… (не единица, а пять)
10.На уроках будешь спать, за ответ получишь… (два, а не пять)
11. Назовите три дня подряд, не используя названия дней недели, числа.(Вчера, сегодня, завтра)
12. Самолёт летит от Москвы до Санкт-Петербурга 1 час. А обратно целых 60 минут. Почему такая разница? (Разницы нет)
Игра "Веселый бой"
Следующее задание:
Перед вами таблицы с цифрами. Ваша задача - соединить по порядку цифры. Побеждает тот, кто первым и правильно выполнит задание, команде добавит 1 балл в копилочку. Итак, кто быстрее. Поехали.
10 15 3
14 1 11
2 6 13
5 7 12
8 4 9
Игра " Найдите лишнее слово "
Перед вами слова. Ваша задача – найти лишнее слово и зачеркнуть его.
Сложение
Вычитание
Умножение
Раздробление
Деление
Квадрат
Прямоугольник
Овал
Куб
Угол
Пока жюри подсчитывает количество баллов, мы с вами проверим ответы.
Уважаемые жюри, огласите пожалуйста итоги третьего раунда.
А сейчас: Физкультурная пауза
Раз - согнуться, разогнуться
Два – нагнуться, потянуться
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
4 раунд- «Сосчитай фигуры»
Вам даны листы с геометрическими фигурами, необходимо сосчитать количество всех геометрических фигур и записать их. 5 четырехугольников, 4 треугольника ─ всего 9 фигур.
Пока жюри подсчитывает количество баллов, мы с вами проверим ответы.
Уважаемые жюри, огласите пожалуйста итоги четвертого раунда.
5 раунд - «Собираемся на урок математики»
Каждая команда за одну минуту должна придумать названия предметов, необходимых ученику на уроке математики. За каждый ответ – 1 балл.
Итак, наша игра подошла к завершению. Уважаемы жюри, огласите пожалуйста результаты нашего мероприятия.
В нашей игре проигравших нет, все очень старались, просто кто-то немного быстрее. Не расстраивайтесь.
Рефлексия: понравилась ли игра, содержание урока, пригодились ли ваши знания.
Всем спасибо за работу.
Литература:
1.Задачи для внеклассной работы по математике в 5 – 6 классах: Пособие для учителей/ Сост. В.Ю. Сафонова. Под ред. Д.Б. Фукса, А.Л. Гавроновского . – М.: МИРОС, 1993. – 72 с.: ил.
2. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. Пособие для 5 -6 кл. общеобразоват. Учреждений / И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин. – 6 –е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 95 с.: ил.
3. Поурочные разработки по математике: 6 класс. - М.: ВАКО, 2009. – 544 с.