СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока "Круги кровообращения"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока "Круги кровообращения"»

Тема «Большой и малый круг кровообращения. Органы кровообращения»

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Деятельностная цель: способствовать формированию знаний у учащихся о принципе работы кругов кровообращения.

Задачи:

  • сформировать знания учащихся об особенностях строения большого и малого круга кровообращения

  • научить связывать особенности строения и функционирования кругов кровообращения со здоровьем человека и применять эти знания в жизни.

  • воспитывать культуру общения при участии в беседе, в работе в группе.

  • формировать нравственные качества у учащихся: чувство доброты, внимания к окружающим и др.

Планируемые результаты:

Предметные:

учащиеся получают знания об особенностях строения и функционирования кругов кровообращения человека, о понятиях «малый (или легочный) круг кровообращения», «большой круг кровообращения», «верхняя полая вена», «нижняя полая вена», «венечная артерия», «легочная артерия», «легочная вена», «легочный ствол».

Метапредметные:

Познавательные: 

  • находить и использовать нужную информацию. 

  • учиться анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. 

  • применять знания из других предметных областей: физики, химии.

Коммуникативные: 

  • учиться слушать и понимать речь другого человека. 

  • учиться самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе. 

  • учиться ставить вопросы, выражать свои мысли. 

Регулятивные: 

  • учиться самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока) 

  • учиться осуществлять самоконтроль, коррекцию и оценку деятельности.

Личностные 

  • учащиеся развивают коммуникационные, информационные умения, навыки здоровьесбережения;





Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные.

Форма работы: групповая, парная, индивидуальная.

Педагогические технологии:

- личностно – ориентированного обучения;

- объяснительно – иллюстративного обучения;

- проблемное обучение

Оборудование: доска, экран, компьютер, проектор, схемы, карточки-задания, презентация к уроку, учебник.

Ход урока

1.Орг.момент (приветствие)

2.Определение темы и целей урока (создание мотивации на деятельность - видеоролик). Технология кроссенс.

Проблемный вопрос: Почему в 19 веке вышли из моды женские корсеты? Ответим на этот вопрос в конце урока.

3.Основная часть. Изучение нового материала. В нашем организме кровь непрерывно движется по замкнутой системе сосудов в строго определенном направлении. Это непрерывное движение крови называется кровообращением, зная функции крови, мы понимаем, что кровь – главный компонент, дающий нам жить.

Круги кровообращения - это путь, по которому осуществляется движение крови.

Давайте вспомним, что мы уже знаем по этой теме из курса зоологии и анатомии.

Человек относится к классу млекопитающих. Особенности кровеносной системы и движение крови в организме млекопитающих и человека очень схожи. Пожалуйста, вспомните и назовите характерные черты кровеносной системы млекопитающих, а значит и человека. (Ожидаемый ответ. Кровеносная система замкнутая, два круга кровообращения, четырехкамерное сердце, кровеносные сосуды: артерии, вены, капилляры, кровь - артериальная и венозная)

Молодцы, видите, как много вы уже знаете. Давайте уточним и дополним некоторые моменты.

Работа в группах (руководитель группы оценивает работу своих товарищей в оценочном листе).

1.Инструктивная карточка №1. Работая с параграфом 20 определите, о каких сосудах идет речь.

  1. Они тоньше человеческого волоса в 50 раз, в теле человека их насчитывается 100-160 миллиардов. Если бы было можно вытянуть их в одну линию, то её длина составила бы 60-80 тысяч километров, что в два раза больше длины земного экватора. (капилляры).

  2. Это кровеносные сосуды по которым кровь течет от сердца, их стенки плотные, упругие и эластичные, в их состав входят гладкие мышцы. (артерии)

  3. Их внутренняя стенка образует кармановидные клапаны, расположенные по направлению тока крови, что способствует ее передвижению к сердцу. (вены)



Учитель. Хорошо, правильно справились с заданием, продолжаем дополнять информацию. (Работа с цифровым микроскопом – показ тканей, из которых этот орган состоит). Сердце человека как и сосуды состоит из трех слоев тканей (наружный - соединительная, средний – мышечный, внутренний – эпителиальный). Также сердце состоит из четырех камер. Две правые и две левые камеры разделены между собой перегородкой. Левая часть сердца содержит богатую кислородом-артериальную кровь (оксигемоглобин), а правая - бедную кислородом (гемоглобин), но богатую углекислым газом-венозную кровь. Каждая половинка сердца состоит из предсердия и желудочка. (Обратите внимание на слайд). В предсердиях кровь собирается, затем направляется в желудочки, а из желудочков выталкивается в крупные сосуды - аорту и легочную артерию. Поэтому началом кровообращения считают желудочки. (АНДРЕАС ВЕЗАЛИЙ)

А сейчас, я хочу проверить, как внимательно вы меня слушали:

Инструктивная карточка №2. Найдите ошибки:

1.Сердце – двигатель крови в организме. Это трехкамерный мышечный орган, расположенный в брюшной полости. 2.Желудочки разделены неполной перегородкой, и поэтому артериальная и венозная кровь смешиваются. 3.Началом кровообращения считают предсердия. 4.Самый крупный сосуд, несущий кровь от сердца - вена, а к сердцу кровь движется по артериям.

2.Обозначьте на рисунке правое и левое предсердие, правый и левый желудочек. Аорту.

Учитель. Нашли ошибки, молодцы. С рисунком справились. Кровь человека движется по двум кругам кровообращения - малому и большому. Попробуйте вспомнить, какой ученый открыл движение крови по двум замкнутым системам большому и малому кругам кровообращения? (1628 год, В. Гарвей) Слайд №5. Именно он доказал круговое движение крови по сосудам проводя опыты на животных.

А теперь давайте разберемся, как же движется кровь по двум кругам кровообращения. Просмотрим с вами небольшой видеофрагмент, как вы заметили он без обозначений. Для того, чтобы вы смогли обозначить и озвучить данный видеоролик, вам в помощь инструктивная карточка №3.

Инструктивная карточка №3

Прочитайте текст и на основании его составьте схему движения крови по большому кругу кровообращения.

БОЛЬШОЙ КРУГ КРОВООБРАЩЕНИЯ - начинается в левом желудочке, который сокращаясь выталкивает кровь в аорту - самую большую артерию. Из аорты, которая делится на две артерии артериальная кровь поступает в различные участки тела: голову, руки, органы брюшной полости, туловище и конечности. Затем артерии распадаются на капилляры, а артериальная кровь большого круга кровообращения отдает кислород и присоединяет углекислый газ. И в вены поступает кровь, бедная кислородом - венозная. Венозная кровь из туловища, нижних конечностей, органов брюшной полости через крупный сосуд - нижнюю полую вену, а также же через верхнюю полую вену поступает венозная кровь от головы, шеи и рук и впадает в правое предсердие.

Учитель. Хорошо, а сейчас взяли в руки синий и красный фломастер и подчеркнули красным те слова, по которым течет артериальная кровь, а синим – венозная. Получаем следующую инструктивную карточку, которая поможет вам разобраться в движении крови по малому кругу кровообращения.

Инструктивная карточка №4.

Прочитайте текст и на основании его составьте схему движения крови по малому кругу кровообращения.

МАЛЫЙ КРУГ КРОВООБРАЩЕНИЯ (лёгочный) - начинается в правом желудочке. Желудочек сокращается и венозная кровь направляется по двум легочным артериям. Правая артерия ведет в правое легкое, а левая - в левое легкое. По легочным артериям движется венозная кровь. В легких артерии ветвятся, становятся все тоньше и тоньше. Они подходят к легочным пузырькам - альвеолам. В области альвеол артерии разделяются на капилляры, оплетая тонкую стенку каждого пузырька. Содержащийся в венах углекислый газ уходит в альвеолярный воздух легочного пузырька, а кислород из альвеолярного воздуха переходит в кровь. Здесь он соединяется с гемоглобином. Кровь становится артериальной: гемоглобин вновь превращается в оксигемоглобин и кровь меняет цвет - из темно-вишневой становится алой. Артериальная кровь по лёгочным венам возвращается к сердцу. В левом предсердии малый круг кровообращения заканчивается. Круговорот крови происходит за 4 секунды. Кровь переходит в левый желудочек, и далее начинается вновь большой круг кровообращения.



Учитель. Хорошо, а сейчас взяли в руки синий и красный фломастер и подчеркнули красным те слова, по которым течет артериальная кровь, а синим – венозная. Обратите внимание по легочным артериям течет венозная кровь, которая пришла от большого круга кровообращения, а по легочным венам артериальная, которая обогатилась кислородом от капилляров в альвеолах.

Закрепление. А сейчас, мне хотелось бы узнать, насколько хорошо вы усвоили новый материал. Для этого выполним небольшой тест “Волна”. Чертим луч, на котором откладываете отрезки равной длины. Ставим цифры от 0 до 9. Если вы на вопрос отвечаете “да”, то волна рисуется сверху, если “нет”, то снизу.


1.Сердце человека четырехкамерное? (Да)

2. Аорта - самая мелкая артерия? (нет)

3. Большой круг кровообращения начинается в левом желудочке? (да)

4. В легких осуществляется газообмен между капиллярами и альвеолами? (да)

5. По венам большого круга кровообращения течет артериальная кровь? (нет)

6. Малый круг кровообращения начинается в левом желудочке и заканчивается в правом желудочке? (нет)

7. Большой круг кровообращения заканчивается в правом предсердии? (Да)

8. Артериальная кровь богатая кислородом? (да)

9. Венозная кровь течет только по венам? (нет)

Проблемный вопрос!!!!

Домашнее задание.

Изучить материал учебника параграф 20-21

Ответить на вопросы параграфов устно

Дополнительное задание. Подготовить сообщение «Враги кровообращения»

Составить кроссворд «Кровообращение»

 Подведение итога урока

-Ребята, чему был посвящен сегодняшний урок?

-Что нового вы узнали на уроке?

Рефлексия.

Учащиеся пишут на стикерах свое мнение о прошедшем уроке и оценивают насколько интересным и полезным была тема урока. Если во всем разобрался и этот багаж знаний он понесет с собой, значит стикер прикрепляется к «чемодану», если был сложный и требует дополнительной обработки – к «мясорубке», если ничего не понятно и не пригодится в будущем – к «корзине».