СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока музыки в 4 классе Тема «П. И. Чайковский, фортепианный цикл «Времена года»»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока музыки в 4 классе

 

    Тема «П. И. Чайковский, фортепианный цикл «Времена года»»

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока музыки в 4 классе Тема «П. И. Чайковский, фортепианный цикл «Времена года»»»















Конспект открытого урока музыки в 4 классе


Тема «П. И. Чайковский, фортепианный цикл «Времена года»»














выполнила : учитель музыки

Дубровицкой школы г.о. Подольск

Кузнецова Е. В.

















2019 г.

4 класс 4 четверть, 3 урок


Тема «П. И. Чайковский, фортепианный цикл «Времена года»»


Цели и задачи:


Усвоить термины «музыкальная миниатюра», «фортепианный цикл».

Продолжить знакомство с творчеством русского композитора П. И. Чайковского.

Познакомиться с историей создания фортепианного цикла «Времена года» и его содержанием.

Уметь отождествлять музыкальные образы с жизнью, через анализ музыкального произведения.

Учиться выявлять, анализировать музыкальные выразительные и изобразительные средства.

Развивать внутренний слух и воображение.

Уметь вычленять главное, сопоставлять, анализировать предложенные источники информации, с последующей интерпретацией полученных знаний в творческих заданиях.

Продолжить развитие эстетического вкуса.

Воспитывать потребность общения с классической музыкой.


Оборудование:


Портрет Чайковского, эпиграфы к пьесам цикла «Времена года», текст песни "Мой садик". Словарь Ражникова.


Музыкальный материал:

  1. «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» Чайковского - вход

  2. «Подснежник» Апрель из цикла «Времена года» Чайковского – слушание, анализ, пластическое интонирование

3. "Мой садик" П.И. Чайковский - исполнение, импровизация на ДМИ


Тип урока: Урок знакомства и систематизации знаний.


Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап побуждение

Вход под «Вальс цветов» (задание войти в характере музыки).


Приветствие

Здравствуйте ребята,

Здравствуйте учитель

Рады мы гостям всегда

Вот звонок - урок начать пора.


Ребята, скажите музыка какого композитора зазвучала в самом начале нашего урока?

Верно. Это музыка П.И. Чайковского "Вальс цветов"из балета "Щелкунчик".

И не случайно наш урок начался с музыки П.И. Чайковского.


Наш урок будет приурочен к Международному конкурсу им. П.И. Чайковского.

Об этом конкурсе и его истории нам расскажет (уч-к)















Ребята этот конкурс является крупнейшим состязанием между музыкантами всего мира.



Этап осмысление.


1 слайд (тема и портрет)


Итак, тема урока П.И. Чайковский фортепианный цикл "Времена года"

Все ли слова понятны?

Слово цикл имеет отношение к различным видам деятельности человека. Например, вы пришли обучаться в школу, каким будет этот цикл?

Это и есть цикл – последовательность логических событий.


2 слайд (определение и картинки зама, весна, лето, осень).

музыкальный цикл– это несколько произведений, связанных между собой по смыслу.


Какую музыку мы можем услышать в фортепианном цикле "Времена года"

Верно, музыку зимы, весны, лета, осени. А исполняться она буден на каком инструменте?


Но есть ещё очень интересная история возникновения этого фортепианного цикла. И нам об этом расскажет (уч-к)



3 слайд(фамилия издателя и название журнала)











А ещё каждой пьесе Н.М. Бернард прикрепил стихотворение-эпиграф разных поэтов. Которые стали неразрывны с пьесами.

И вот в апрельском номере журнала выходит пьеса Чайковского под названием Апрель. "Подснежник", а перед произведением стихотворение Аполлона Майкова.


Послушайте это стихотворение, для чего Николай Матвеевич Бернард ставит стихотворение?


4 слайд (текст на слайде и картина Н.С. Курундаков "Подснежники" )


«Голубенький, чистый
Подснежник — цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастье ином…»


Обратите внимание на картину художника Н.С.Курундаков "Подснежники".

Верно. И это первые цветы весны.

А когда они цветут? В начале апреля.


Работа с пособием

А теперь представьте что мы с вами композиторы и нам поступило предложение сочинить музыкальную миниатюру "Подснежник". У вас на столах лежат пособия для анализа музыкальных произведений. Каждая группа откроет страницу которая соответствует номеру группы. Теперь выпишите эмоции и чувства которые по вашему мнению подходят для образа подснежника. Время 1 мин.(запустить таймер)

Зачитайте ваши слова, обсуждаем.


Справились с заданием. А теперь давайте послушаем произведение П.И. Чайковского, какой подснежник получился у великого композитора. Совпадают ли наши предположения с музыкой?

Звучит П.И. Чайковский Апрель. "Подснежник"

( 1 слушание)

- Да совпадают.

А сколько частей было в произведении?

3, 1 и 3 почти одинаковые.

(2 слушание) А теперь возьмите пособие, посмотрите на стр.7 таблица с музыкально выразительными средствами. Сейчас вы прослушаете еще раз1 и 2 части и охарактеризуете музыкально-выразительные средства. 1 гр. - мелодия, 2 группа - лад, 3гр - ритм, 4 гр. - регистр, 5 гр. - динамика, 6 гр. -темп.


мелодия из коротких фраз, которые стремятся вверх;

лад-мажор;

ритм похож на вальс, танцевальность в мелодии, пульсирующий ритм в аккомпанементе дает ощущение взволнованности;

регистр средний и высокий;

динамика разнообразная;

темп подвижный, с движением.



П.И. создает образ нежный и светлый, маленький, радостный, трепетный, чистый и воодушевленный.


А что вам хотелось сейчас делать? Верно, танцевать.

Это произведение так популярно что его переложили для симфонического оркестра.


Пластической интонирование


Давайте исполним танец подснежника под фрагмент средней части вместе с симфоническим оркестром.



Игра на воображаемых музыкальных инструментах

Вы были внимательными слушателями, замечательными танцорами, а теперь я предлагаю стать исполнителями -музыкантами симфонического оркестра.

1 гр. - скрипки, 2- виолончели, 3 - контрабас, 4- флейта, 5 гр - труба, 6 гр. - кларнет.


Молодцы, вы были внимательными и благодарными слушателями и хорошими танцорами, а теперь я предлагаю стать певцами и исполнить песню П.И. Чайковского "Мой садик"

Вспомните с какими чувствами нужно её исполнять?

В мелодии этой песни есть моменты молчания. Что это?

Верно паузы. Давайте эти паузы заполним хлопками.

Подходят хлопки к характеру песни? -нет. А что могло бы подойти?

Молодцы, конечно муз. инструменты. А какие? Верно треугольники , колокольчики (Раздаю инструменты)

Давайте попробуем исполнить вместе.



Рефлексия. В заключении урока

составим коллажи по теме урока. Вы можете использовать имеющиеся картинки из наборов, а так же цифры, портреты , названия и пр.и дорисовывать, дописывать свои. Главная задача выстроить логическую цепь. Ничего не упустить.


1. Как зовут русского композитора с музыкой которого мы познакомились сегодня? Добавьте портрет.

2. В каком веке жил и творил П.И. Чайковский? добавьте цифру.

3. Как называется фортепианный цикл П.И.Чайковского?

4. Сколько в нем времен года и сколько пьес? Добавьте цифры.

5. Как назывался журнал, найдите название и фамилию владельца издателя?

6. Какую пьесу мы с вами слушали из этого цикла? Добавьте картину (репродукцию)

7. Чьё стихотворение предваряет слушание этой пьесы? приклейте фамилию.




Вы молодцы, отлично поработали, у вас получились красивые и интересные коллажи.

 «Времена года» Чайковского - это дневник композитора, где он запечатлел дорогие сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы.

Позднее его брат Модест Ильич Чайковский вспоминал: «Пётр Ильич  любил жизнь. Каждый день имел для него значительность, прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего пережитого не останется никакого следа». Этим лирическим чувством композитора, любовью к жизни и восхищением ею наполнена музыка одного из   шедевров Чайковского, фортепианного цикла "Времена года".

Спасибо за урок! До новых встреч.

Входят в класс под музыку, в характере.



Поют приветствие













Сообщение об истории конкурса уч-ся


Международный конкурс имени П. И. Чайковского является
крупнейшим событием в мире классической музыки
Конкурс проводится с периодичностью раз в четыре года, как олимпиада.

Первый Конкурс состоялся в 1958 году. В этом году состоится XVI Международный конкурс, который пройдет в Москве и Санкт-Петербурге.










Запись темы в тетрадь










Фиксируют определение











Сообщение истории уч-ся.

Издатель популярного Петербургского журнала «Нувеллист» Николай Матвеевич Бернард обратился к Чайковскому с просьбой написать двенадцать пьес –  миниатюр по числу месяцев в году – специально для ежемесячного опубликования их в этом журнале в течение 1876 года. Месяц за месяцем появлялись новые пьесы Чайковского. Музыкальная публика с нетерпением ждала очередного номера.














Слушают, отвечают.










Смотрят, обсуждают, высказываются.














выписывают, зачитывают, анализируют.







Слушают, анализируют, отвечают.




























Исполняют танец






Играют на воображаемых инструментах










Исполняют с хлопками




Пробуют извлекать красивый правильный звук.

Исполняют, импровизируют




Слушают вопрос.

Осмысливают, анализируют, систематизируют.

Выбирают правильный ответ (из множества). Оформляют и презентуют.


















Отвечают на дополнительные вопросы учителя по работам .

Все оформляется на листах А3





В цикл «Времена года» П. И. Чайковского вошли 12 пьес – по числу месяцев в году.

Январь – «У камелька»

Июль – «Песнь косаря»

Февраль – «Масленица

Август – «Жатва»

Март – «Песнь жаворонка»

Сентябрь – «Охота»

Апрель – «Подснежник»

Октябрь -  «Осенняя песнь»

Май – «Белые ночи»

Ноябрь – «На тройке»

Июнь – «Баркарола»

Декабрь – «Святки»



Список литературы:

  1. Смирнова Э., Зарубежная музыкальная литература, Москва, Музыка, 1971 год, стр. 79-95.

  2. Кабалевский Д., Из истории музыкального воспитания, Москва, Просвещение, 1990 год, стр. 45 -56.

  3. Майкапар А., Времена года, Москва, Эрудит, 2005 год, стр 23-25.