Этап побуждение Вход под «Вальс цветов» (задание войти в характере музыки). Приветствие Здравствуйте ребята, Здравствуйте учитель Рады мы гостям всегда Вот звонок - урок начать пора. Ребята, скажите музыка какого композитора зазвучала в самом начале нашего урока? Верно. Это музыка П.И. Чайковского "Вальс цветов"из балета "Щелкунчик". И не случайно наш урок начался с музыки П.И. Чайковского. Наш урок будет приурочен к Международному конкурсу им. П.И. Чайковского. Об этом конкурсе и его истории нам расскажет (уч-к) Ребята этот конкурс является крупнейшим состязанием между музыкантами всего мира. Этап осмысление. 1 слайд (тема и портрет) Итак, тема урока П.И. Чайковский фортепианный цикл "Времена года" Все ли слова понятны? Слово цикл имеет отношение к различным видам деятельности человека. Например, вы пришли обучаться в школу, каким будет этот цикл? Это и есть цикл – последовательность логических событий. 2 слайд (определение и картинки зама, весна, лето, осень). музыкальный цикл– это несколько произведений, связанных между собой по смыслу. Какую музыку мы можем услышать в фортепианном цикле "Времена года" Верно, музыку зимы, весны, лета, осени. А исполняться она буден на каком инструменте? Но есть ещё очень интересная история возникновения этого фортепианного цикла. И нам об этом расскажет (уч-к) 3 слайд(фамилия издателя и название журнала) А ещё каждой пьесе Н.М. Бернард прикрепил стихотворение-эпиграф разных поэтов. Которые стали неразрывны с пьесами. И вот в апрельском номере журнала выходит пьеса Чайковского под названием Апрель. "Подснежник", а перед произведением стихотворение Аполлона Майкова. Послушайте это стихотворение, для чего Николай Матвеевич Бернард ставит стихотворение? 4 слайд (текст на слайде и картина Н.С. Курундаков "Подснежники" ) «Голубенький, чистый Подснежник — цветок, А подле сквозистый Последний снежок. Последние слезы О горе былом И первые грезы О счастье ином…» Обратите внимание на картину художника Н.С.Курундаков "Подснежники". Верно. И это первые цветы весны. А когда они цветут? В начале апреля. Работа с пособием А теперь представьте что мы с вами композиторы и нам поступило предложение сочинить музыкальную миниатюру "Подснежник". У вас на столах лежат пособия для анализа музыкальных произведений. Каждая группа откроет страницу которая соответствует номеру группы. Теперь выпишите эмоции и чувства которые по вашему мнению подходят для образа подснежника. Время 1 мин.(запустить таймер) Зачитайте ваши слова, обсуждаем. Справились с заданием. А теперь давайте послушаем произведение П.И. Чайковского, какой подснежник получился у великого композитора. Совпадают ли наши предположения с музыкой? Звучит П.И. Чайковский Апрель. "Подснежник" ( 1 слушание) - Да совпадают. А сколько частей было в произведении? 3, 1 и 3 почти одинаковые. (2 слушание) А теперь возьмите пособие, посмотрите на стр.7 таблица с музыкально выразительными средствами. Сейчас вы прослушаете еще раз1 и 2 части и охарактеризуете музыкально-выразительные средства. 1 гр. - мелодия, 2 группа - лад, 3гр - ритм, 4 гр. - регистр, 5 гр. - динамика, 6 гр. -темп. мелодия из коротких фраз, которые стремятся вверх; лад-мажор; ритм похож на вальс, танцевальность в мелодии, пульсирующий ритм в аккомпанементе дает ощущение взволнованности; регистр средний и высокий; динамика разнообразная; темп подвижный, с движением. П.И. создает образ нежный и светлый, маленький, радостный, трепетный, чистый и воодушевленный. А что вам хотелось сейчас делать? Верно, танцевать. Это произведение так популярно что его переложили для симфонического оркестра. Пластической интонирование Давайте исполним танец подснежника под фрагмент средней части вместе с симфоническим оркестром. Игра на воображаемых музыкальных инструментах Вы были внимательными слушателями, замечательными танцорами, а теперь я предлагаю стать исполнителями -музыкантами симфонического оркестра. 1 гр. - скрипки, 2- виолончели, 3 - контрабас, 4- флейта, 5 гр - труба, 6 гр. - кларнет. Молодцы, вы были внимательными и благодарными слушателями и хорошими танцорами, а теперь я предлагаю стать певцами и исполнить песню П.И. Чайковского "Мой садик" Вспомните с какими чувствами нужно её исполнять? В мелодии этой песни есть моменты молчания. Что это? Верно паузы. Давайте эти паузы заполним хлопками. Подходят хлопки к характеру песни? -нет. А что могло бы подойти? Молодцы, конечно муз. инструменты. А какие? Верно треугольники , колокольчики (Раздаю инструменты) Давайте попробуем исполнить вместе. Рефлексия. В заключении урока составим коллажи по теме урока. Вы можете использовать имеющиеся картинки из наборов, а так же цифры, портреты , названия и пр.и дорисовывать, дописывать свои. Главная задача выстроить логическую цепь. Ничего не упустить. 1. Как зовут русского композитора с музыкой которого мы познакомились сегодня? Добавьте портрет. 2. В каком веке жил и творил П.И. Чайковский? добавьте цифру. 3. Как называется фортепианный цикл П.И.Чайковского? 4. Сколько в нем времен года и сколько пьес? Добавьте цифры. 5. Как назывался журнал, найдите название и фамилию владельца издателя? 6. Какую пьесу мы с вами слушали из этого цикла? Добавьте картину (репродукцию) 7. Чьё стихотворение предваряет слушание этой пьесы? приклейте фамилию. Вы молодцы, отлично поработали, у вас получились красивые и интересные коллажи. «Времена года» Чайковского - это дневник композитора, где он запечатлел дорогие сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Позднее его брат Модест Ильич Чайковский вспоминал: «Пётр Ильич любил жизнь. Каждый день имел для него значительность, прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего пережитого не останется никакого следа». Этим лирическим чувством композитора, любовью к жизни и восхищением ею наполнена музыка одного из шедевров Чайковского, фортепианного цикла "Времена года". Спасибо за урок! До новых встреч. | Входят в класс под музыку, в характере. Поют приветствие Сообщение об истории конкурса уч-ся Международный конкурс имени П. И. Чайковского является крупнейшим событием в мире классической музыки Конкурс проводится с периодичностью раз в четыре года, как олимпиада. Первый Конкурс состоялся в 1958 году. В этом году состоится XVI Международный конкурс, который пройдет в Москве и Санкт-Петербурге. Запись темы в тетрадь Фиксируют определение Сообщение истории уч-ся. Издатель популярного Петербургского журнала «Нувеллист» Николай Матвеевич Бернард обратился к Чайковскому с просьбой написать двенадцать пьес – миниатюр по числу месяцев в году – специально для ежемесячного опубликования их в этом журнале в течение 1876 года. Месяц за месяцем появлялись новые пьесы Чайковского. Музыкальная публика с нетерпением ждала очередного номера. Слушают, отвечают. Смотрят, обсуждают, высказываются. выписывают, зачитывают, анализируют. Слушают, анализируют, отвечают. Исполняют танец Играют на воображаемых инструментах Исполняют с хлопками Пробуют извлекать красивый правильный звук. Исполняют, импровизируют Слушают вопрос. Осмысливают, анализируют, систематизируют. Выбирают правильный ответ (из множества). Оформляют и презентуют. Отвечают на дополнительные вопросы учителя по работам . Все оформляется на листах А3 |