Открытый урок в 6 классе
Московское княжество в первой половине XV в.
Цели и задачи: познакомить с изменениями в порядке владения землей; выявить предпосылки объединения русских земель; определить факторы, тормозящие процесс объединения; проанализировать внутреннюю и внешнюю политику Василия I; характеризовать причины и следствия междоусобной войны второй четверти XV в.
Планируемые результаты: предметные:
выявлять и описывать слои населения, которые были заинтересованы в централизации русских земель;
применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности политики Василия 1;
объяснять причины междоусобной войны второй четверти XV в. и ее влияние на процесс объединения русских земель;
характеризовать изменения в отношениях Московского княжества с Литвой и Золотой Ордой;
метапредметные УУД :
1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; развивать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;
2) регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий; самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; осознавать уровень и качество усвоения материала;
3) познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать материал учебника и дополнительный материал; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию; осмысливать историческую обусловленность и мотивацию людей предшествующих эпох; оценивать исторические события и роль личности в истории; формировать российскую гражданскую идентичность.
Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для индивидуальной работы , мультимедийная презентация, карта «Золотая Орда в XIV — первой половине XV в.».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Межпредметные и внутрикурсовые связи
История России: первое летописное упоминание о Москве; «лествичный» порядок наследования великокняжеского престола.
История Средних веков: образование централизованных государств в Западной Европе
Ход урока
Град, что строил Долгорукий
Посреди глухих лесов.
Вознесли любовно внуки
Среди прочих городов!
В.Я. Брюсов
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
III. Актуализация знаний
Проверим, насколько хорошо вы усвоили ранее изученный материал. СЛАЙД 2
ИГРА « ВОПРОС-ОТВЕТ» СЛАЙД 3,4
Включить видео «ТЕБЕ , МОСКВА!» на 1:49 сек.( раб стол, с помощью яндекс) до 4:00 мин
СЛАЙД 5 со смайликом???
Тема нашего урока «Московское княжество в первой половине XV в.».
( Целеполагание, постановка проблемы)
— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
— На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ученики высказывают свои предположения.)
План урока
1. Изменения в порядке владения землей.
2. Развитие ремесла.
3. Развитие торговли.
4. Василий I.
5. Междоусобная война второй четверти XV в.
Проблемные вопросы
— Какие перемены в жизни русских земель создавали предпосылки для их объединения?
— Что тормозило такое объединение?
IV. Введение в новый материал
-Для того, чтобы найти ответы на эти вопросы, давайте сначала вспомним,
Что же дало возможность Москве получить великое княжение и увеличиться, и каким путем шло это возвышение?
Что же способствовало возвышению Москвы?( ответы детей)
В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ РЕБЯТА НЕ ОТВЕТЯТ: (запасной вариант)
Самостоятельная работа с историческим документом
-Перед вами тексты из произведений великих русских историков, ознакомьтесь с их мнениям относительно причин возвышения Москвы.
Карамзин Николай Михайлович считал, что «…таланты московских князей, и содействие бояр и духовенства, и влияние татарского завоевания» способны были привести Москву к возвышению над всеми другими княжествами.
Владимир Сергеевич Соловьёв …в своей «Истории России» не раз, говоря вообще о важном влиянии географических условий, отмечает выгодное положение Москвы — на дороге переселенцев с юга, на середине между Киевской землей — с одной стороны и Владимирской и Суздальской — с другой. По бассейну Москвы-реки переселенцы, идя с юга, оседали густыми массами и делали Московское княжество одним из самых населенных. Кроме переселенцев с юга, в Москву шли переселенцы из других областей Руси северной, вследствие отсутствия в Московском княжестве междоусобиц и бедствий от татар. Население приносило князю доход; давало ему большие средства... Срединное положение Москвы-реки между Новгородом и востоком (Рязанью) имело также весьма важное значение. Если мы всмотримся в географическую карту, то увидим, что Москва-река сокращала водный путь между Новгородом и Окой, следовательно, Москва лежала на торговом пути Новгорода и Рязани. Срединное положение Москвы было важно и для церковного управления. Митрополиты переселились из Владимира в Москву, потому что считали необходимым находиться в центральном пункте между областями севера и юга Руси. Таким образом, срединность ее положения, дававшая политические, торговые и церковные преимущества.
Николай Иванович Костомаров полагал, что, усилению Москвы помогало духовенство, которому, при владении большим количеством земли, было выгодно отсутствие междоусобиц в Московском княжестве, и утвержденный твердый порядок передачи власти от отца к сыну и сверх того полнота власти московского князя соответствовала их высоким представлениям об единодержавной власти государя, вынесенным из Византии. Далее деятельность бояр была направлена также на помощь московским государям.
Дмитрий Иванович Иловайский главной причиной роста Москвы, как политического центра, считает пробуждение народного инстинкта: народ, который чувствовал опасность от татар, должен был сплотиться…
Так в чем же причины возвышения именно Москвы, по мнению этих историков? Работают по тексту- ИНДИВИДУАЛЬНО!
Выделяем причины возвышения Москвы вслух, по тексту.
Москва как собиратель русских земель постепенно превращается в центр Руси. Политика московских князей привела не только к увеличению территории Московского княжества, но и изменила порядок владения землей.
Нам необходимо выяснить, какие слои населения и почему были заинтересованы в создании единого Русского государства. Какими были предпосылки для объединения русских земель
Как вы думаете, какие группы населения были заинтересованы и хотели объединения русских земель? ( ответы детей – землевладельцы: князья, бояре, дружинники, ремесленники, купцы) чтобы удостовериться в наших ответах, я вам раздам карточки с текстом. Ваша задача - прочитать, проанализировать текст и составить сравнительную таблицу.
( РАЗДАТЬ ПУСТЫЕ ТАБЛИЦЫ + текст о вотчине и поместье)
IV. Работа по теме урока
1. Изменения в порядке владения землей
| ВОТЧИНА | ПОМЕСТЬЕ |
ОБЩЕЕ | Форма феодального землевладения, подразумевала владение землями и людьми. Состояли из господского хозяйства и крестьянского держания. |
РАЗЛИЧИЯ | Даровались представителям правящей элиты; Передавалась по наследству, могла быть продана, обменяна; Владели князья, бояре, монастыри; В процессе формирования вотчины создавался аппарат властного управления (суд, администрация и так далее); Вотчинники были больше заинтересованы в расширении собственных владений. | Давалось при условии несения службы князю; Не передавалось по наследству, не могла быть продана, обменена; Владели служилые люди; При владении поместьем не создавался аппарат властного управления; Помещики были заинтересованы в успехе великого князя и централизации государства. |
СЛАЙД СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
(Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы по данному вопросу.) 10 мин
2. Развитие ремесла ( работа по тексту) 3 мин.
Вопросы к классу
— Чем ремесленное производство в Московском княжестве отличалось от ремесел в других русских землях?
— Какие ремесла развивались в Москве?
— Какие изделия московских ремесленников славились за пределами княжества?
— Были ли заинтересованы московские ремесленники в централизации государства? Почему?
(Ответы учеников. Подведение итогов работы по данному вопросу.)
3. Развитие торговли
Вопросы к классу
— Почему Москве принадлежало ведущее место в развитии торговых связей между русскими землями?
— Какие товары пользовались спросом на торговых площадях Москвы?
— Какой промысел давал московским князьям большие прибыли? Почему?
— Какие русские товары пользовались спросом в других странах?
— С какими городами и странами сложились у московских купцов тесные торговые отношения?
— Какие зарубежные товары привозили купцы в Московское княжество?
— Были ли заинтересованы московские купцы в централизации государства? Почему?
(Ответы учеников.)
(Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы по данному вопросу.)
Вывод: практически все слои русского общества были заинтересованы в объединении русских земель вокруг Москвы, т.к. сложились политические , экономические, социальные предпосылки централизации русских земель.
СЛАЙД ПРЕДПОСЫЛКИ ОБЪЕДИНЕНИЯ
4. Василий I
После смерти Дмитрия Донского на московский престол взошел его старший сын Василий I Дмитриевич (1389—1425 гг.).
— Изучите и прокомментируйте таблицу (см. с. 272).СЛАЙД ПОЛИТИКА ВАСИЛИЯ 1
«Три предмета долженствовали быть главными для политики государя Московского: надлежало прервать или облегчить цепи, возложенные ханами на Россию; удержать стремление Литвы на ее владения; усилить Великое княжение присоединением к оному уделов независимых. В сих трех отношениях Василий Дмитриевич действовал с неусыпным попечением, но держась правил умеренности, боясь излишней торопливости и добровольно оставляя своим преемникам дальнейшие успехи в славном деле государственного могущества», — писал Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского».
Политика Василия I
Внутренняя | Внешняя |
1. Присоединение новых земель (Муромское, Нижегородское и Тарусское княжества, земли Коми по реке Вычегда). 2. Усиление власти московского князя — удельные князья становились наместниками и воеводами в своих землях, а их княжества превращались в уезды | 1. Противоречия между Москвой и Литвой из-за влияния на Новгород. Династический брак (был женат на литовской княжне Софье Витовтовне). Заключение «вечного мира» с Литвой в 1408 г. 2. Урегулирование отношений с Ордой и получение ярлыка на великое княжение |
Ярлык на великое владимирское княжение навсегда остался у московских князей. Таким образом, хан Золотой Орды признал верховенство Московского княжества над всеми другими русскими княжествами.
На счету Василия I не было громких военных побед. Но он довольно успешно продолжил политику своего отца.
5. Междоусобная война второй четверти XV в.
Одним из самых драматических событий в истории Руси считается междоусобная война между представителями московского княжеского дома, продолжавшаяся с 1425 по 1453 г. После смерти Василия I Русь оказалась на пороге кровопролитной братоубийственной войны, которая продолжалась почти 30 лет и охватила практически всю Северо-Восточную Русь. Как и почему она началась? Как протекала? Какие имела последствия? Чтобы ответить на эти вопросы, нам необходимо выполнить несколько заданий.
— Изучите и прокомментируйте хронологическую таблицу.
Дата | Событие |
1425—1431 гг. | Претензии Юрия Дмитриевича на московское княжение |
1431 г. | Василием II получен ярлык на московское княжение |
1433 г. | Начало военных действий. Юрий Дмитриевич изгоняет Василия II из Москвы. Московские бояре не поддерживают Юрия, и он вынужден оставить город |
Март—июнь 1434 г. | Военное поражение Василия II. Юрий Дмитриевич занимает Москву, начинает чеканить монету с изображением Георгия Победоносца. Но неожиданно умирает в Москве |
Июнь 1434 г. | Василий Косой занимает московский престол без согласия своих родственников (его не поддержали даже братья Дмитрий Шемяка и Дмитрий Красный). Княжеский престол вновь переходит к Василию II |
1436 г. | Василий Косой пытается продолжить вооруженную борьбу, но терпит решительное поражение от Василия II. Его захватывают и ослепляют. Новое обострение отношений между Василием II и Дмитрием Шемякой |
1445 г. | Пленение Василия II казанскими татарами. Переход власти в Москве к Дмитрию Шемяке. Возврат Василия II из плена и изгнание Шемяки из Москвы |
1446 г. | Захват и ослепление Василия II сторонниками Дмитрия Шемяки. Второе княжение Дмитрия Шемяки в Москве. Ссылка Василия II в Углич, а затем в Вологду |
1447 г. | Заключение Василием II союза с тверским князем Борисом Александровичем для борьбы с Дмитрием Шемякой |
1448—1450 гг. | Неудачные военные попытки Дмитрия Шемяки свергнуть Василия II |
1453 г. | Смерть князя Дмитрия Шемяки в Новгороде. Окончание междоусобной войны |
(Проверка выполнения задания.)
— Изучите и прокомментируйте схему.
(Проверка выполнения задания.)
— Работая в парах с п. 5 § 24 учебника, определите, как междоусобная война отразилась на процессе централизации русских земель и какие она имела последствия.
(По ходу выполнения задания составляется перечень.) Последствия междоусобной войны:
1) гибель множества простых людей;
2) удар по экономике — были разорены деревни и города;
3) усиление власти Золотой Орды.
В результате междоусобной войны победил династический принцип передачи власти — от отца к сыну.
Вопросы к классу
— Утратила ли Москва ведущие позиции в русских землях в связи с междоусобной войной?
— Какие уроки должны были извлечь русские люди из этого события?
(Ответы учеников.)
V. Подведение итогов урока. Рефлексия
Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.
— Ответьте на вопросы на с. 77 учебника (ч. 2).
(Проверка выполнения задания.)
Подведем итоги нашей работы. Предлагаю вам оценить свою работу на уроке, продолжив следующие фразы.
• Сегодня я узнал, что...
• Было интересно...
• Было трудно...
• Я понял, что...
• Теперь я могу...
• Я почувствовал, что...
Домашнее задание
1. Прочитать § 24, с. 71—75 учебника (ч. 2).
2. Выполнить задания 2, 3 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на с. 77, 78 учебника (ч. 2).