Разработка открытого урока «Физические и химические явления»
Учитель Гераськина Е.А.
Предмет: химия
Название работы: разработка урока «Физические и химические явления» и презентация к уроку
8 класс
Тема: Физические и химические явления
Цель урока: формирование познавательных УУД при изучении физических и химических явлений, признаков протекания химических реакций, их практического значения через проблемное обучение и исследовательскую деятельность.
Задачи урока:
Образовательные: формировать умение наблюдать явления, узнавать их и делать выводы на основе наблюдений; формировать умение проводить эксперимент в целях бережного отношения к здоровью; формировать умение объяснять значение явлений в жизни природы и человека; способствовать усвоению понятий «физические явления», «химические явления», «признаки химических реакций», «условия протекания реакций»
Воспитательные: воспитание убеждённости в познаваемости химической составляющей картины мира; формирование эстетического вкуса при наблюдении красоты явлений природы; воспитание бережного отношения к своему здоровью, подвести учащихся к осознанию практической значимости знаний о химических явлениях и их признаках посредством ознакомления с областями применения этих знаний, воспитание чувства сотрудничества и взаимопонимания при работе в группах;
Развивающие: развивать познавательную активность; развивать умение наблюдать окружающий мир, задумываться над его сутью, возможностью влияния на происходящие вокруг нас процессы; развивать навыки работы с компьютером, развивать логическое мышление при сопоставлении физических и химических явлений, развивать умение выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, наблюдать, делать выводы из фактов;
Планируемые результаты
Личностные:
осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе химических знаний;
развитие самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
умение обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
составлять план решения проблемы;
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Познавательные УУД
формулировать гипотезы и оценивать их верность с точки зрения полученной информации в ходе исследования;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
проводить экспериментальное исследование по предложенному плану;
анализировать результаты эксперимента с выделением существенных признаков;
на основании результатов эксперимента формулировать выводы.
Коммуникативные УУД
планировать учебное сотрудничество в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
формулировать и аргументировать свое мнение.
Тип урока: урок изучения нового материала
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая
Методы:
Технологии обучения: технология проблемного диалога, исследовательская технология
Основные понятия: физические и химические явления, химическая реакция, условия возникновения и протекания химической реакции.
Оборудование к уроку: интерактивная доска; компьютер, проектор;
Химическое оборудование: свеча, ступка с пестиком, химические стаканы, пробирки, штатив, воронка, бумага фильтровальная.
Реактивы: мел, сульфат натрия, хлорид бария, медный купорос, щелочь, сахар-песок.
УМК: Химия. 8 класс. Учебник Габриелян О.С..- М.:Дрофа, 2018.
Структура урока
Организационный момент
Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в проблемном действии.
Этап выявления места и причины затруднения.
Открытие новых знаний
Первичное закрепление пройденного материала.
Подведение итогов. Домашнее задание
Рефлексия
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие учителя и эмоциональный настрой учащихся
На столе зажженная свеча
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела…
…Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела
стихотворения Б.Пастернака «Зимняя ночь»
Актуализация знаний
Учитель: мы с вами изучаем науку «химия». Давайте вспомним ее определение.
Что такое свойства веществ?
На какие две группы можно разделить свойства веществ?
Хорошо, значит если свойства веществ можно разделить на физические и химические. То и явления, происходящие вокруг нас можно разделить на физические и химические?
На столе зажженная свеча
Учитель зачитывает стихотворение
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела…
…Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела
стихотворения Б.Пастернака «Зимняя ночь»
Вопрос. Какие явления вы наблюдаете при горении?
плавление парафина ( переход из твёрдого состояния в жидкое)
затвердевание парафина (переход из жидкого в твердое состояние)
Изменение агрегатного состояния- это признак какого явления?
- Физического явления.
Учитель показывает опыт с образованием осадка:
BaCl2+ H2SO4= HCl + BaSO4 (осадок)
А что происходит в этом опыте? (изменение вещества). К каким явлениям это относится? (химическим).
Давайте посмотрим несколько слайдов.(№3-7)
Слайды презентации: молния,извержение вулкана, образование инея, образование тумана, таяние льда.
Что мы можем найти общее на этих картинках?
Давайте посмотрим ещё несколько слайдов.(№8-11)
Слайды презентации: гниение листьев осенью, горение леса, коррозия машин, сквашивание капусты.
Что мы сейчас увидели, есть ли общее у этих явлений?
Создание проблемной ситуации
Как вы определили, что на первом слайде физические явления, а на втором слайде химические явления? Можно ли ответить на этот вопрос с точки зрения химии?
А со свецой происходят только ли физические превращения?
Этап выявления места и причины затруднения.
Попробуйте сформулировать тему урока, т.е. что мы сегодня будем с вами изучать? (Физические и химические явления)
Какова цель нашего урока? (Выявить различия между физическими и химическими явлениями, изучить признаки химических реакций.)
Число и тему урока «Физические и химические явления» запишите в тетрадях .(Слайд №1)
План урока: (слайд № 2 ).
ПЛАН УРОКА
определить- сущность физических и хим. явлений
познакомиться-с хим. реакциями
выявить- признаки хим. реакций
Открытие новых знаний
Мы знаем, что химия – это наука, которая изучает вещества и их свойства. Вокруг нас всегда находятся какие-либо вещества. Но всегда ли вещества остаются неизменными?
Учитель: как вы думаете – все ли явления в природе одинаковы, по сути?
Природа – это огромная лаборатория, в которой непрерывно происходит изменение агрегатного состояния, формы различных веществ, а также идёт образование новых веществ. Горные породы и минералы под воздействием солнца, воды, углекислого газа и других веществ постепенно разрушаются и превращаются в новые вещества. В зеленых растениях из углекислого газа и воды образуются глюкоза и крахмал. Человек превращает взятые из природы вещества (природный газ, нефть, руды) в необходимые ему бензин, резину, пластмассы, волокна, металлы. Часто в результате множества превращений получаются новые вещества, которых нет в природе. При всех этих явлениях происходит разрушение исходных веществ и формирование из их составных частей новых веществ.
В природе нет веществ, которые не меняются. Даже построенные из самых прочных материалов здания, корабли и мосты постепенно разрушаются, и поэтому время от времени их надо восстанавливать. Планета Земля, на которой мы живем, не остается неизменной: возникают и исчезают горные хребты, сближаются и расходятся материки, мелеют реки и моря.
Подумайте и дайте определение понятия явление
Любые изменения, которые происходят с телами называют явлениями. Записываем определение в тетрадь
Различают два вида явлений в природе: физические и химические.
Работа с учебником . Откройте учебник на стр. 156. Прочитайте текст и найдите, что такое физические и химические явления.
Физическими называют явления, при которых у веществ изменяется форма, агрегатное состояние и. При физическом явлении могут изменяться все параметры или отдельно каждый из них.
Химическими называют явления, при которых образуются новые вещества с новыми свойствами. \
Химические явления чаще называют химическими реакциями, т.е. химические реакции – это химические явления. (слайды № 12)
Заполните таблицу в тетрадях
| Явления физические | Явления химические |
определение | Явления, при которых вещества не превращаются в другие, а только меняется их агрегатное состояние или форма. | Явления, при которых из данных веществ образуется одно или несколько новых веществ. |
признаки | Изменение агрегатного состояния, формы. | Изменение окраски; Образование или растворение осадка; Изменение запаха; Выделение газа; |
примеры | Плавление парафина, кипение и испарение воды, таяние снега | горение древесины, ржавление железа, гниение листьев |
Ученики заполняют таблицу
Давайте теперь на практике попробуем определить, какие явления являются физическими, а какие – химическими.
Для того чтобы проводить опыты, нужно знать какие вещества необходимо взять.
- Какие классы неорганических веществ вы знаете?
- Назовите их. (СЛАЙД № 13)
Вы знаете вещества, знаете их состав, строение. Но наши знания будут неполными, если мы не изучим явления происходящие с ними.
Техника безопасности работы с химическим оборудованием и реактивами.
Выполнять все действия только по указанию учителя.
Не зажигайте спиртовку одну от другой. Гасить её только колпачком.
При нагревании жидкостей не направляйте отверстие пробирки на себя или соседа.
Пробирки закрепляйте надёжно в штативных держателях.
Порошковые вещества брать только ложечкой.
Растворы кислот вливать в воду, но не наоборот.
Не пробовать на вкус никакие жидкости и твердые хим. вещества.
При плохом самочувствии сообщить об этом учителю.
Приведите в порядок своё рабочее место, проверьте его безопасность.
Правила работы в группе:
Работая в группе, проявляй активность.
Прислушайся к мнению других.
Не перебивай говорящего.
Каждый имеет право на свое мнение, даже если оно ошибочно.
Полученные результаты заносим в таблицу.
№ опыта | Название опыта | Наблюдение(что изменилось) | Новые вещества | Результат |
1 | Растирание кусочка мела. | форма | нет | Физическое явление |
2 | Нагревание парафина | Агрегатное состояние | нет | Физическое явление |
3 | Взаимодействие раствора медного купороса с раствором щелочи. | Образование голубого осадка | образуются | Химическое явление |
4 | Взаимодействие мела с кислотой. | Появление пузырьков | образуются | Химическое явление |
Опыт №1. В ступку поместили кусочек мела и растерли его пестиком. Что наблюдаем? Ответ: измельчение вещества, его переход из кристаллического состояния в порошкообразное. Вывод: само вещество (мел) при растирании не изменяется, изменяется только его физическое состояние.
Опыт №2. Нагревание парафина Что наблюдаем? Какое явление?
Опыт №3. Взаимодействие раствора медного купороса с раствором щелочи. Что наблюдаем? Какое явление? Вывод: химическое явление – образование нового вещества (голубого осадка) с новыми свойствами.
Опыт №4. Взаимодействие мела с кислотой
В пробирку с кислотой добавьте мел. Что наблюдаем? Какое явление? Вывод: наблюдается образование белого осадка. Произошла химическая реакция.
Проверяем результаты(Слайд №14)
Учитель. По каким признакам вы определяли, какое явление – химическое или физическое происходит?
Признаки химических реакций: (слайд № 15)
Запись в тетрадь учащегося.
Учитель. Обратимся к схеме химических явлений, какой из признаков мы не наблюдали? (Появление или поглощение теплоты).
Для его подтверждения мы просмотрим видеофрагмент «Вулкан».
- Что мы наблюдали в ходе видеофрагмента?
- Дым, пламя огня, раскаленная лава.
Как называются эти реакции в химии, вы узнаете из учебника.
Работа с учебником (О.С. Габриелян.) стр 157-158
Записать определение эндотермической и экзотермической реакции в тетрадь слайд16.
Учитель. При каких условиях происходят химические реакции?
Условия протекания: (слайд № 17)
Контакт веществ (измельчение, перемешивание, растворение).
Нагревание до определённой температуры:
А) необходимо для начала реакции.
Б) необходимо на протяжении всей реакции.
Первичное закрепление пройденного материала.
В качестве проверки усвоения изученного материла выполните тест. После его выполнения обменяйтесь тетрадями и проверьте ответы
Установите соответствие: (слайды № 17-18)
Вариант 1. химические явления: _______
Вариант 2. физические явления: _______
1вар 2.3.6.7.8.10.11
2вар 1.4.5.9.12
Ответы (Взаимопроверка, в паре меняются тетрадями.)
Физические явления: 1, 3, 4, 6, 8, 9
Химические явления: 2,5, 7, 10
А теперь вспомните начало урока и ответьте на вопрос- какие явления происходят при горении свечи
Подведение итогов. Домашнее задание
Учитель:
Какое значение имеют физические и химические явления?
Химические реакции лежат в основе жизни всех живых организмов. Назовите химический процесс, который вы изучали на уроках биологии, обеспечивающий существование всех живых организмов на Земле? (фотосинтез)
Химические реакции используются в быту. Ни одно производство не обходится без химических процессов.
Если химические реакции приносят пользу, то как их можно вызвать, какие условия необходимо создать для возникновения и протекания реакций.
Домашнее задание:
1 уровень Прочитайте §25 и §26 Раскройте сущность основных понятий
2 уровень Прочитайте §25 и §26 Ответьте устно на вопросы № 1- №6 Сделать подборку стихов, загадок, пословиц о химических и физических явлениях.
3 уровень Прочитайте §25 и §26 сообщение «Химические реакции на нашей кухне» или кроссворд, ребусы по материалу §25 и §26. (слайд № 19)
Рефлексия.
В ходе урока вы пытались овладеть самым главным в процессе познания – умением находить истину с помощью доказательств, то есть проводить исследования. Многие ученые прошлых веков опирались в своих изысканиях лишь на интуицию и в результате нередко ошибались. Вы же с помощью опытов нашли свою истину.
Ответьте на вопросы:
1. Сегодня я понял …
2. Теперь я могу…
3. Я приобрел….
4. Меня удивило …
5. Я попробую …
6. Мне захотелось поделиться…
Урок окончен. Спасибо за урок