Муниципальное Образовательное Учреждение
Средняя общеобразовательная школа №70
Структурное подразделение «Школа искусств»
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ
по хору учащихся 1 класса.
«Развитие эмоциональности и творческой свободы
на занятиях хора учащихся младших классов»
Составитель: педагог
дополнительного
образования Митрофанова С.В.
Ярославль 2018г.
Конспект открытого занятия учащихся 1 класса
Педагог: Митрофанова С.В.
Класс: 1
Предмет: хоровое пение.
Тема урока: «Развитие эмоциональности и творческой свободы на занятиях хора учащихся младших классов»
Форма проведения: коллективная.
Тип урока: урок – повторение, закрепление умений и навыков. Урок – игра.
Введение
Хоровое пение – основа музыкальной культуры русского народа. Ни один другой вид искусства не может обеспечить такого прямого и доступного пути к сердцу. Пение - природная способность человека, а человеческий голос – самый древний музыкальный инструмент. Через пение человек выражает свои чувства, мысли, отношение к миру. Дети, которые поют в хоровых коллективах, гораздо больше развиты, чем не поющие, так как хоровые занятия охватывают многофункциональность действий: пение, ритмические, танцевальные движения, образная эмоциональность, умственная работа. Итак, хоровое пение – одно из главных средств музыкального воспитания, которое способствует гармоничному развитию личности ребенка.
Данная работа представляет собой разработку одного учебного занятия по предмету «Хоровое пение». Занятие проходит в течение 40 минут, разработано для учащихся 1 классов.
Основная часть
Тема программы: « Подготовка к концертному выступлению».
Тема занятия: «Развитие эмоциональности и творческой свободы».
Тип занятия: комбинированный.
Вид занятия: « Урок - игра».
Цель занятия: всестороннее развитие творческих способностей учащихся и формирование у учащихся навыков хорового пения, эмоционального отклика на музыку.
Задачи:
обучающая;
- дать понятие о правильной работе певческого аппарата;
- дать понятие об использовании дыхания в пении;
- дать понятие о разнообразности музыкальных образов и настроений;
- научить эмоционально, исполнять произведения, используя различные приемы (инсценировка, мимика, сценическое движение);
развивающая:
- создать условия для развития эмоциональной сферы;
- развить творческую фантазию, воображение;
- активизировать слуховое восприятие;
- развить чувство ритма;
воспитывающая:
- воспитать эмоциональное отношение к исполняемому произведению;
- сформировать навык общения в группе детей;
- расширить музыкальный кругозор;
- воспитать желание исполнять песни в самостоятельной деятельности.
Оборудование для организации занятия:
- фортепиано
- музыкальный центр;
- микрофон;
Методы обучения:
наглядный (слуховой и зрительный);
словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);
индуктивный;
дедуктивный;
проблемно – поисковый;
объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).
Методические приёмы:
-творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;
-применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой индивидуальный опрос;
- побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;
сопоставление песен, различных по характеру;
- вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;
- представление « в уме» первого звука уже на дыхании;
вокализация песен на слог;
- задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижёра с целью выстраивания унисона;
- образные сравнения как приём связи с жизненным опытом и образным мышлением младших школьников;
- юмор, одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.
Ход занятия:
Первая часть урока распевание.
Организационный момент, приветствие детей, настрой на работу на уроке.
Мимическая гимнастика:
Цель: выражать с помощью мимических мышц эмоциональное состояние человека. Стимулируя ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики, в частности развиваем подвижность мышц губ и щек. Так, как мимика тесно связана с артикуляцией
Артикуляционная гимнастика.
Цель: активизировать артикуляционный аппарат, собрать внимание детей.
Дыхательная гимнастика:
Цель: выработка глубокого певческого дыхания.
В детском возрасте часто встречается поверхностное дыхание (ключичное). Задача педагога научить воспитанников правильно дышать. Одновременно брать вдох («понюхать цветок»), без поднятия плеч, затем задержка дыхания, подготавливающая весь аппарат певца к началу пения. На первоначальном этапе певческое дыхание развивается с помощью игры, для этого используются вибрационно- вокальные упражнения М.Лазаревой и В. Емельянова.
Рассказ | Упражнения |
Жила-была маленькая Лошадка. Она очень любила бегать. Вот так. | Дети быстро «щелкают» на полуулыбке (высоко) |
Лошадка жила со своей мамой. Ходила она так. | Дети медленно «щелкают» языком, вытянув губы вперёд |
И очень часто лошадка любила бегать с мамой, на перегонки. | Поочерёдно «щёлкают» языком, быстро медленно, высоко низко. |
Однажды лошадка прибежала на полянку и увидела красивый цветок. «Ах, какая прелесть»- подумала лошадка, подбежала к цветку и стала его нюхать. | Вдох через нос – легкий, бесшумный, выдох – через рот медленный. |
Вдруг лошадка услышала множество разных звуков. Вот кто-то зашипел. | Произносят на выдохе длинный звук «Ш». |
Это была огромная змея, которая ползла по дереву, она очень напугала лошадку. | Произносят на выдохе три коротких звука «ш-ш-ш». |
Рядом с лошадкой пробежал «фыркающий» ёжик. | Дети произносят 4 раза на выдохе звук «ф-ф-ф-ф». |
В траве застрекотали кузнечики. | Дети произносят 4 раза на выдохе звук «ц-ц-ц-ц» |
Мимо пролетел огромный жук. | Дети произносят продолжительный звук «ж» |
За ним комар. | На выдохе продолжительный звук «з» |
Вдруг подул сильный ветер. | Вдох через нос – легкий, бесшумный, выдох – через рот медленный (губ вытянуты, вперёд трубочкой). |
Лошадка замёрзла. | Звук «брр» произнести 4 раза. |
И побежала домой к маме. | «Щёлкать» высоко на полуулыбке. |
На встречу лошадке вышла её мама. Она стала согревать её. | Бесшумный, выдох – через рот на ладони (4-раза). |
Выполнение упражнений по Д. Е. Огороднову:
Цель: добиться чистоты интонирования в унисон, естественного и свободного звучания голосов.
Учитель поет короткую попевку – например, «филин сидит в тёмном лесу». А ученик, дирижируя по схеме алгоритма, отвечает ему: « (вдох носом) У-льх, у-у-У-льх». Основная гласная, с которой начинается работа, это гласная «У». Она самая удобная в вокализации, позволяет исключить всякое напряжение гортани и петь в непринужденной манере. ( Упражнение выполняется по полутонам вверх от фа1 до ля1 октавы)
Выполнение упражнений на выравнивание гласных звуков и певческую позицию:
Цель: сохранить полученный настрой гортани на разных гласных, выработка и формирование певческой позиции.
Песенка на одной ноте слогов (ма-мэ-ми-мо-му; да-дэ-ди-до-ду; за-зэ-зи-зо-зу). Гласные звуки формируются округло («купол во рту», высокое нёбо). При достаточно активном раскрытии рта посыл к верхним зубам на средних и высоких звуках диапазона. При таком звукоизвлечении, голос будет всегда полётным и звонким. ( Упражнение выполняется по полутонам вверх от ля 1 до ре 2 октавы)
Пение гаммы с ручными знаками.
Работа над вокально-ладовыми упражнениями.
Цель: Установление слухо – двигательных связей (показ рукой направления мелодии), развитие координации между голосом и слухом, при этом закладываются основы ладового слуха.
Физкультминутка: игра ритмическое «эхо»
Цель: формирование, у обучающихся, чувства ритма.
Педагог прохлопывает ритмический рисунок, обучающиеся повторяют ритм хлопками в ладоши, как эхо.
Вторая часть урока (работа с песенным материалом)
Цель: Исполнить хоровые произведения по руке дирижёра.
Закрепление понятий постановки корпуса во время пения
Если хочешь стоя петь –
Головою не вертеть.
Встань красиво, подтянись
И спокойно улыбнись.
Руки, плечи
Всё свободно.
Петь приятно и удобно.
Эмоциональный настой на работу с песней «Мистер жук» (музыка , слова .
Исполнение учащимися песни «Мистер жук» - работа над вокально-хоровыми навыками.
Физкультминутка:
Игра « угадай звуки»
Цель: сформировать навыки слухового восприятия, активизировать творческое образное мышление, развить у детей внимание.
Ход игры: учащимся предлагается прослушать и запомнить две небольшие мелодии, одна из которых характеризуется как «мелодия медведя» низкий регистр. Другая – как «мелодия птиц» высокий регистр. Руководитель предлагает учащимся также упражнения: когда звучит «мелодия птиц» поднять руки, а когда звучит мелодия медведя опустить руки. С помощью этой игры дети быстро усваивают разницу между высокими и низкими звуками.
Упражнение на артикуляцию.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа. -
Исполнение песни «Шалуны» (музыка и слова В. Кожухина)
Задачи: исполнение песни от начала до конца. Вокально-хоровая работа, работа над дикцией.
Рефлексия: Спасибо ребята вы замечательно сегодня работали. А вам понравился урок?
Ответы учеников.
До свиданья (пропевает учитель).
До свиданья (пропевают ребята).
Использованная литература
Дмитриев Л. «Основы вокальной методики» - М., «Музыка», 2004
Живов В. Л. «Трактовка хорового произведения» - М., «Советская Россия», 2010.
Меньших И. «С музыкой растем, играем и поем». – Ростов- на-Дону «Феникс», 2007
Огороднов Д.Е «Музыкально-певческое воспитание в общеобразовательной школе». Издательство «Музыка» Ленинградское отделение, 1973.
Струве Г. «Школьный хор» - М., «Просвещение», 1981.
Стулова Г.П. «Теория и практика работы с детским хором» - М., «Владос», 2002.
Шереметьев В.А. «Эстетические критерии и постановка певческого звука в детском хоре» - Санкт-Петербург, 2006.
8