СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по хору

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого занятия по хору для учащихся 1 класса "Развитие эмоциональности и творческой свободы на занятиях хора учащихся младших классов.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по хору»

Муниципальное Образовательное Учреждение

Средняя общеобразовательная школа №70

Структурное подразделение «Школа искусств»








ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

по хору учащихся 1 класса.

«Развитие эмоциональности и творческой свободы

на занятиях хора учащихся младших классов»







Составитель: педагог

дополнительного

образования Митрофанова С.В.












Ярославль 2018г.




Конспект открытого занятия учащихся 1 класса


Педагог:  Митрофанова С.В.

Класс:   1

Предмет:   хоровое пение.

Тема урока:  «Развитие эмоциональности и творческой свободы на занятиях хора учащихся младших классов»

Форма проведения:  коллективная.

Тип урока:  урок – повторение, закрепление умений и навыков. Урок – игра.


Введение

Хоровое пение – основа музыкальной культуры русского народа. Ни один другой вид искусства не может обеспечить такого прямого и доступного пути к сердцу. Пение - природная способность человека, а человеческий голос – самый древний музыкальный инструмент. Через пение человек выражает свои чувства, мысли, отношение к миру. Дети, которые поют в хоровых коллективах, гораздо больше развиты, чем не поющие, так как хоровые занятия охватывают многофункциональность действий: пение, ритмические, танцевальные движения, образная эмоциональность, умственная работа. Итак, хоровое пение – одно из главных средств музыкального воспитания, которое способствует гармоничному развитию личности ребенка.

Данная работа представляет собой разработку одного учебного занятия по предмету «Хоровое пение». Занятие проходит в течение 40 минут, разработано для учащихся 1 классов.


Основная часть

Тема программы: « Подготовка к концертному выступлению».

Тема занятия: «Развитие эмоциональности и творческой свободы».

Тип занятия: комбинированный.

Вид занятия: « Урок - игра».

Цель занятия: всестороннее развитие творческих способностей учащихся и формирование у учащихся навыков хорового пения, эмоционального отклика на музыку.











Задачи:

обучающая;

- дать понятие о правильной работе певческого аппарата;

- дать понятие об использовании дыхания в пении;

- дать понятие о разнообразности музыкальных образов и настроений;

- научить эмоционально, исполнять произведения, используя различные приемы (инсценировка, мимика, сценическое движение);



развивающая:

- создать условия для развития эмоциональной сферы;

- развить творческую фантазию, воображение;

- активизировать слуховое восприятие;

- развить чувство ритма;

воспитывающая:

- воспитать эмоциональное отношение к исполняемому произведению;

- сформировать навык общения в группе детей;

- расширить музыкальный кругозор;

- воспитать желание исполнять песни в самостоятельной деятельности.

Оборудование для организации занятия:

- фортепиано

- музыкальный центр;

- микрофон;


Методы обучения: 


наглядный (слуховой и зрительный);

словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);

индуктивный;

дедуктивный;

проблемно – поисковый;

объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).


Методические приёмы:

-творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;

-применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой индивидуальный  опрос;

- побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;

сопоставление песен, различных по характеру;

- вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;

- представление « в уме» первого звука уже на дыхании;

вокализация песен на слог;

- задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижёра с целью выстраивания унисона;

- образные сравнения как приём связи с жизненным опытом и образным мышлением  младших школьников;

- юмор, одобрение, поощрение успехов учащихся  с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие  работоспособность детей.



Ход занятия:

Первая часть урока распевание.

Организационный момент, приветствие детей, настрой на работу на уроке.

Мимическая гимнастика:

Цель: выражать с помощью мимических мышц эмоциональное состояние человека.  Стимулируя ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики, в частности развиваем подвижность мышц губ и щек. Так, как мимика тесно связана с артикуляцией

Артикуляционная гимнастика.

Цель: активизировать артикуляционный аппарат, собрать внимание детей.


Дыхательная гимнастика:


Цель: выработка глубокого певческого дыхания.

В детском возрасте часто встречается поверхностное дыхание (ключичное). Задача педагога научить воспитанников правильно дышать. Одновременно брать вдох («понюхать цветок»), без поднятия плеч, затем задержка дыхания, подготавливающая весь аппарат певца к началу пения. На первоначальном этапе певческое дыхание развивается с помощью игры, для этого используются вибрационно- вокальные упражнения М.Лазаревой и В. Емельянова.

Рассказ

Упражнения

Жила-была маленькая Лошадка. Она очень любила бегать. Вот так.

Дети быстро «щелкают» на полуулыбке (высоко)

Лошадка жила со своей мамой. Ходила она так.

Дети медленно «щелкают» языком, вытянув губы вперёд

И очень часто лошадка любила бегать с мамой, на перегонки.

Поочерёдно «щёлкают» языком, быстро медленно, высоко низко.

Однажды лошадка прибежала на полянку и увидела красивый цветок. «Ах, какая прелесть»- подумала лошадка, подбежала к цветку и стала его нюхать.

Вдох через нос – легкий, бесшумный, выдох – через рот медленный.

Вдруг лошадка услышала множество разных звуков. Вот кто-то зашипел.

Произносят на выдохе длинный звук

«Ш».

Это была огромная змея, которая ползла по дереву, она очень напугала лошадку.

Произносят на выдохе три коротких звука «ш-ш-ш».

Рядом с лошадкой пробежал «фыркающий» ёжик.

Дети произносят 4 раза на выдохе звук «ф-ф-ф-ф».


В траве застрекотали кузнечики.

Дети произносят 4 раза на выдохе звук «ц-ц-ц-ц»

Мимо пролетел огромный жук.

Дети произносят продолжительный звук «ж»

За ним комар.

На выдохе продолжительный звук «з»

Вдруг подул сильный ветер.

Вдох через нос – легкий, бесшумный, выдох – через рот медленный (губ вытянуты, вперёд трубочкой).

Лошадка замёрзла.

Звук «брр» произнести 4 раза.

И побежала домой к маме.

«Щёлкать» высоко на полуулыбке.

На встречу лошадке вышла её мама. Она стала согревать её.

Бесшумный, выдох – через рот на ладони (4-раза).





Выполнение упражнений по Д. Е. Огороднову:

Цель: добиться чистоты интонирования в унисон, естественного и свободного звучания голосов.

Учитель поет короткую попевку – например, «филин сидит в тёмном лесу». А ученик, дирижируя по схеме алгоритма, отвечает ему: « (вдох носом) У-льх, у-у-У-льх». Основная гласная, с которой начинается работа, это гласная «У». Она самая удобная в вокализации, позволяет исключить всякое напряжение гортани и петь в непринужденной манере. ( Упражнение выполняется по полутонам вверх от фа1 до ля1 октавы)



Выполнение упражнений на выравнивание гласных звуков и певческую позицию:

Цель: сохранить полученный настрой гортани на разных гласных, выработка и формирование певческой позиции.

Песенка на одной ноте слогов (ма-мэ-ми-мо-му; да-дэ-ди-до-ду; за-зэ-зи-зо-зу). Гласные звуки формируются округло («купол во рту», высокое нёбо). При достаточно активном раскрытии рта посыл к верхним зубам на средних и высоких звуках диапазона. При таком звукоизвлечении, голос будет всегда полётным и звонким. ( Упражнение выполняется по полутонам вверх от ля 1 до ре 2 октавы)



Пение гаммы с ручными знаками.

Работа над вокально-ладовыми упражнениями.



Цель: Установление слухо – двигательных  связей (показ рукой направления мелодии), развитие координации между голосом и слухом, при этом закладываются основы ладового слуха.


Физкультминутка: игра ритмическое «эхо»

Цель: формирование, у обучающихся, чувства ритма.

Педагог прохлопывает ритмический рисунок, обучающиеся повторяют ритм хлопками в ладоши, как эхо.




Вторая часть урока (работа с песенным материалом)

Цель: Исполнить хоровые произведения по руке дирижёра.

Закрепление понятий постановки корпуса во время пения

Если хочешь стоя петь –

Головою не вертеть.

Встань красиво, подтянись

И спокойно улыбнись.

Руки, плечи

Всё свободно.

Петь приятно и удобно.

Эмоциональный настой на работу с песней «Мистер жук» (музыка , слова .

Исполнение учащимися песни «Мистер жук» - работа над вокально-хоровыми навыками.

Физкультминутка:

Игра « угадай звуки»

Цель: сформировать навыки слухового восприятия, активизировать творческое образное мышление, развить у детей внимание.

Ход игры: учащимся предлагается прослушать и запомнить две небольшие мелодии, одна из которых характеризуется как «мелодия медведя» низкий регистр. Другая – как «мелодия птиц» высокий регистр. Руководитель предлагает учащимся также упражнения: когда звучит «мелодия птиц» поднять руки, а когда звучит мелодия медведя опустить руки. С помощью этой игры дети быстро усваивают разницу между высокими и низкими звуками.

Упражнение на артикуляцию.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа. -


Исполнение песни «Шалуны» (музыка и слова В. Кожухина)

Задачи: исполнение песни от начала до конца. Вокально-хоровая работа, работа над дикцией.





Рефлексия: Спасибо ребята вы замечательно сегодня работали. А вам понравился урок?

Ответы учеников.


До свиданья (пропевает учитель).

До свиданья (пропевают ребята).













Использованная литература




  1. Дмитриев Л. «Основы вокальной методики» - М., «Музыка», 2004

  2. Живов В. Л. «Трактовка хорового произведения» - М., «Советская Россия», 2010.

  3. Меньших И. «С музыкой растем, играем и поем». – Ростов- на-Дону «Феникс», 2007

  4. Огороднов Д.Е «Музыкально-певческое воспитание в общеобразовательной школе». Издательство «Музыка» Ленинградское отделение, 1973.

  5. Струве Г. «Школьный хор» - М., «Просвещение», 1981.

  6. Стулова Г.П. «Теория и практика работы с детским хором» - М., «Владос», 2002.

  7. Шереметьев В.А. «Эстетические критерии и постановка певческого звука в детском хоре» - Санкт-Петербург, 2006.



8