СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока по литературе по теме "Поэзия 60-х годов 20 века" для студентов 3 курса профессии 29.01.04 Художник по костюму.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по литературе»

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области

«Государственный гуманитарно-технологический университет»

(ГГТУ)

Промышленно-экономический колледж


« Согласовано»

Методист ПЭК ГГТУ

______________/ Столетова И. В./





Открытый урок по теме: «Поэзия 60х годов 20 века»

БД.02 Литература

для обучающихся по профессии

29.01.04 Художник по костюму






Подготовила: Карлыева Карина Андреевна., преподаватель ПЭК ГГТУ








«Рассмотрено и утверждено»

на заседании ПЦК преподавателей общих гуманитарных

и социально-экономических дисциплин

П ротокол № 2 от «30» октября 2024 г.


Председатель __________/Борисова О. В./















2024 год

План урока

Дата урока

14.11.2024 г.

Уровень усвоения

2

Тема урока

Поэзия 60х годов 20 века

Цель урока

Познакомиться с творчеством поэтов-шестидесятников, иметь представление о поэзии 60х годов

Методическая цель

Передать опыт работы по применению групповой технологии и метода проектов на уроке литературы

Задачи урока

  • Обобщение знаний обучающихся о поэзии 60х годов, её культурных традициях;

  • Формирование умений и навыков анализа стихотворного текста;

  • Воспитание любви к изучаемому предмету

Результаты освоения

Личностные:

  • сформированность мировоззрения;

  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания;

  • толерантное сознание и поведение;

  • эстетическое отношение к миру.

Метапредметные:

  • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы;

  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность;

  • умение работать с разными источниками информации;

Предметные:

  • сформированность устойчивого интереса к чтению;

  • сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;

  • владение умением анализировать текст;

  • знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы;

  • сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя;

  • способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы;

Тип урока

Урок совершенствования знаний, умений и навыков

Вид урока

Комбинированный

Пед. технология

(элементы технологий), если применяется на уроке

Элементы:

  • метода проектов (Дж. Дьюн),

  • технологии группового взаимодействия (Ривин А. Г., Архипова В. В., Дьяченко В. К.)

Метод урока

Словесный, наглядный, практический

Средства обучения

  • мультимедийный проектор;

  • компьютер с операционной системой МS Windows;

  • дидактический материал: карточки заданий;

  • слово учителя и обучающихся.

Структура урока

(с указанием отведенного времени)

1. Организационный момент (2 мин)

  • проверка явки обучающихся, готовности к уроку;

  • сообщение темы и цели урока.

2. Основная часть:

а) Актуализация знаний и мотивация учебной деятельности (тест) (5 мин.)

б) Проверка опережающего задания (выступление групп с проектами и презентацией) (10 мин.)

в) Самостоятельная работа (выполнение анализа стихотворения и иллюстраций) (13 мин.)

г) Контроль результатов самостоятельной работы (представление выполненных работ) (8 мин.)

3. Заключительная часть:

  • Рефлексия – обобщение знаний с актуализацией выводов. (4 мин.)

  • Итог урока с оценкой о проделанной работе (1 мин.).

  • Сообщение задания по внеаудиторной самостоятельной работе (2 мин.)

Источники информации

1. Литература. В 2 ч. Ч. 1 : учебник для студентов СПО / под ред. Г. А. Обернихиной. – 3-е изд., стер. - Москва : Академия, 2019. – 431 с. : ил.– (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-4468-8382-0. - Текст : непосредственный.

2. Литература. В 2 ч. Ч. 2 : учебник для студентов СПО / под ред. Г. А. Обернихиной. – 3-е изд., стер. - Москва : Академия, 2019. – 448 с. : ил.– (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-4468-8383-7. - Текст : непосредственный.

Для преподавателей:

1. Литература. Хрестоматия. Русская классическая драма (10-11 классы) : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. А. Сафонов [и др.] ; составитель А. А. Сафонов ; под редакцией М. А. Сафоновой. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 438 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06929-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455470























Ход урока:

    1. Орг. момент

- Здравствуйте, уважаемые студенты!

Сегодня наше занятие будет посвящено теме: «Поэзия 60х годов 20 века», ее мы с вами начали изучать на прошлых занятиях.

Цель урока - познакомиться с творчеством поэтов-шестидесятников и обобщить представление о поэзии 60х годов.

2. Основная часть.

1) Актуализация знаний и мотивация учебной деятельности (тест).

Но прежде чем перейти к теме нашего урока, мы повторим с вами материал, который проходили в прошлый раз и выполним небольшой тест. В своих тетрадях записываем сегодняшнее число и ставим цифры от 1 до 5. На экране будут появляться вопросы и варианты ответов. Ваша задача – выбрать правильный ответ и записать у себя в тетради.

ТЕСТ

1) Какой период в литературе принято называть «оттепелью»?

а) 1930 -1940-е годы

б) 1950 – 1960-е годы

в) 1970 – 1980-е годы

2) Благодаря чему родился сам термин «оттепель»?

А) от названия повести И. Эренбурга

Б) это решение XX -го съезда КПСС

В) это влияние западного искусства

3) Как называют литературу послесталинского периода?

А) «золотой век»

Б) «серебряный век»

В) «бронзовый век»

4) Что стало одной из главных причин, приведших к «оттепели»

а) полная свобода в политической жизни

б) развенчание «культа личности» Сталина

в) появление многопартийности

5) Какие направления появляются в поэзии периода «оттепели»?

а) тихая лирика

б) эстрадная поэзия

в) оба варианта

Проверка. Сейчас на экране выйдут правильные ответы, и вы проверите себя. Если все правильно, ставите 5, 1 ошибка – 4, 2 ошибки – 3, 3 ошибки и больше – 2. Выставляйте себе баллы.

У вас на столах находятся оценочные листы. За каждое выполненное задание вы проставляете себе количество баллов. И по итогам в конце урока вы получите итоговую оценку.

Сейчас можете поставить себе баллы за тест.

Слово учителя.

На прошлом уроке мы с вами начали изучать поэзию 60х годов 20в. Вы уже знаете, что данный период получил в литературе название «оттепель». А дано оно было по названию одноименной повести И. Эренбурга, ставшему образным определением веяний нового времени, символом начавшихся перемен во всех областях жизни. Что вообще такое слово оттепель? Что оно обозначает?

Ответы студентов.

Слово учителя.

- Правильно. Оттепель у нас начинается весной, когда природа пробуждается после зимнего сна, т.е. символизирует обновление, перемены. Вот и в литературе периода 60х годов тоже начали происходить перемены.

Какие же события повлияли на развитие литературного процесса и стали знаками «оттепели»?

Во-первых, смерть Сталина в марте 1953 года и последовавшие за ней политические изменения: секретный доклад Н.С.Хрущёва на 20 съезде КПСС в феврале 1956 года, наметившем курс на развенчание «культа личности» и духовное обновление жизни общества. Во-вторых, связанное с этим ослабление информационной «блокады» и возвращение произведений М.Булгакова, М.Зощенко, А.Платонова, А.Ахматовой, Б.Пастернака, И.Бабеля, М.Цветаевой, О.Мандельштама и др. Приоткрылся «железный занавес» и советские люди смогли познакомиться с книгами зарубежных авторов – Хэмингуэя, Камю, Фолкнера, Сартра, с фильмами итальянского неореализма, вообще с западной культурой, несколько десятилетий находившейся практически под запретом в Советском Союзе.

Процесс оживления культурной жизни шёл бурно, трудно и противоречиво. Дав некоторые демократические свободы, ослабив цензурные тиски, государство все же не хотело утратить контроль над художественным творчеством. Всё новое пробивало себе дорогу с трудом: во многом благодаря Твардовскому утверждал и сохранял свою критическую направленность журнал «Новый мир», открывались областные книжные издательства, создавались новые литературные журналы, зарождались новые литературные направления, получившие условные названия «лейтенантской», «деревенской», «городской» прозы; расцвёл жанр авторской песни, произошёл взлёт научной фантастики.

Первые несколько лет “оттепели” действительно стали настоящим “поэтическим бумом”. Открытие памятника В. В. Маяковскому в Москве летом 1958г. превратилось в событие литературное – люди выходили из толпы и читали свои стихи. Такие собрания тех, кто хотел читать и слушать стихи, стали регулярными. Другим поэтическим центром стал зал Политехнического музея. Зал не вмещал всех желающих, и поэтические вечера переместились в Лужники, на стадионы. В десятки, в сотни раз увеличились тиражи поэтических книг. Всё это было выражением бурной активизации духовной жизни, стремлением услышать новое и быть услышанным, духовным раскрепощением.

Поэтов по стране было множество, но основными возмутителями поэтического спокойствия явились четверо: Б. Ахмадулина, Е. Евтушенко, Р. Рождественский, А. Вознесенский.

2) Систематизация знаний.

И сегодня мы с вами познакомимся с творчеством двух основных представителей данного периода Р. Рождественский и Е. Евтушенко. Мы послушаем выступления 2х групп.

Выступление 1 группы (Е. Евтушенко)

Выступление 2 группы (Р. Рождественский)

3) Самостоятельная работа

Мы с вами послушали творчеством двух представителей периода «оттепели». А теперь также по группам вы будете выполнять самостоятельное творческое задание.

Я вам даю по одному стихотворению Е. Евтушенко и Р. Рождественского. Ваша задача – сделать его анализ в своих тетрадях и иллюстрацию к нему. Вы работаете в группе, совещаетесь. И затем также группой вы представляете свою работу.

3. Заключительная часть.

1) проверка выполнения задания. Выступление групп.

2) Рефлексия. Подведение итогов.

Итак, мы сегодня с вами повторили основные моменты периода «оттепели» в литературе и познакомились ближе с творчеством Е.Евтушенко и Р.Рождественского. Давайте еще раз с вами повторим:

- Что называют периодом «оттепели» в литературе?

- Почему первые несколько лет оттепели называют «поэтическим бумом»?

- Что вы можете сказать про поэзию Е. Евтушенко и Р. Рождественского?

Молодцы! Все хорошо постарались, выполнили все задания!

У вас на столах есть оценочные листы. Проставьте себе все баллы и итоговую оценку.

3) Задание для внеаудиторной самостоятельной работы: выучить наизусть одно любое стихотворение Е. Евтушенко или Р. Рождественского.

Всем спасибо за урок!











Оценочный лист

Задание

Баллы

Тест


Сообщение


Самостоятельная работа


Итог




Баллы – от 1 до 5

Итог: Оценка «5» - 15 баллов

Оценка «4» - 12 – 14 баллов

Оценка «3» - 8 - 11 баллов

Оценка «2» - 7 и меньше