Литературное чтение (4 класс)
А.П.Чехов «Мальчики» (урок 2)
Цель урока: продолжать знакомить с творчеством А.П.Чехова; отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения; учить раскрывать смысл произведения, характеризовать героев; воспитывать чувство ответственности перед окружающими людьми; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: предметные – умения прогнозировать содержание произведения, перечислять произведения А.П.Чехова, понимание основной мысли, поиск необходимой информации в книге;метапредметные – Р – формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П – понимание и осмысление нравственных уроков, учения работать с текстом(осмысление структурных особенностей, характеристика героев произведения, понимание основной мысли произведения), осуществлять поиск необходимой информации в книге, ориентироваться в художественной и учебной книге, К – ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе; личностные – формирование системы нравственных ценностей (благородство, дружба, понимание, сочувствие), проявление интереса к произведениям А.П.Чехова.
ХОД УРОКА
1.Орг. момент
Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок к нам пришли замечательные гости. И мы с вами, как вежливые и гостеприимные хозяева должны поздороваться. Повернитесь к гостям и поздоровайтесь.
2. Настрой на урок
А теперь настроимся на урок.
Я в школе на уроке
Я сюда пришел учиться
Я радуюсь этому
Внимание мое растет
Память моя крепка
Я готов к работе
Я работаю.
3. Мотивация к учебной деятельности
(На доске слова)
Родина, родственники, родить, родители
- Как можно назвать эту группу слов? (однокоренные)
- Выберите из этого списка самое главное слово ( Родители)
Сейчас на листочках составьте синквейн к слову родители.
(заслушивание синквейнов)
Входят два мальчика и начинают вести диалог.
— Так ты не поедешь? — сердито спрашивал Чечевицын. — Говори: не поедешь?— Господи! — тихо плакал Володя. — Как же я поеду? Мне маму жалко.— Бледнолицый брат мой, я прошу тебя, поедем! Ты же уверял, что поедешь, сам меня сманил, а как ехать, так вот и струсил.— Я... я не струсил, а мне... мне маму жалко.— Ты говори: поедешь или нет?— Я поеду, только... только погоди. Мне хочется дома пожить.— В таком случае я сам поеду! —. И без тебя обойдусь. А еще тоже хотел охотиться на тигров, сражаться! Когда так, отдай же мои пистоны!.— Так ты не поедешь? — еще раз спросил Чечевицын.— По... поеду.— Так одевайся!
-А вы кто?
-Ребята, а вам знакомы эти ребята? (Это два мальчика из рассказа А.П. Чехова «Мальчики».
На прошлом уроке мы познакомились с новым произведением Антона Павловича Чехова « МАЛЬЧИКИ»
- Какую цель мы поставим на уроке? ( Понять, что хотел показать автор своим произведением и найти мысль произведения.)
4. Проверка домашнего задания
Вам было задано перечитать рассказ еще раз и объяснить значение непонятных слов.
Розвальни - низкие и широкие сани с расходящимся по бокам облучком
Башлык — суконный тёплый головной убор, остроугольный колпак с длинными концами, надеваемый поверх шапки
Пампасы — южноамериканские степи
Флигель – пристройка сбоку главного здания или дом во дворе здания
Кучер – слуга, работник, который правит лошадьми.
5. Восстановление последовательности событий (работа в паре)
- Чтобы проанализировать наше произведение, давайте вспомним последовательность событий.
-А сейчас у меня для вас есть задание.
- Вы должны восстановить последовательность событий. Для этого возьмите конверт с названием «План» и расположите события по прядку.
1. Первый приезд Володи
2, Знакомство с Чечевицыным.
3. Подготовка к Рождеству
4. Составление плана
5. Разговор Чечевицына и девочек
6. Тайна раскрыта
7. Второе возвращение Володи
6. Работа с текстом Анализ произведения
Откройте первый эпизод текста
-Выберите в тексте слова, которые описывают, как встречают Володю дома ( отрывок стр. 123 его втречала вся семья, целовали, обнимали)
-Какими словами вы бы охарактеризовали обстановку в семье Королевых?
- Что за гость появился в дружной семье? (Чечевицын)
-Найдите, как Чехов дает описание внешности Чечевицына? (Отрывок стр. 125)
- А похожи ли эти мальчики?
_-Почему разные совсем мальчики, а стали лучшими друзьями? ( У них есть общая мечта попасть в Америку)
- Как воспринимали Чечевицына сестры Володи?
- А что интересного было в поведении Володи? (отрывок стр. 126)
- Почему мальчики так хотели попасть в Америку? (добывать золото)
-Какие слова мальчиков у вас вызывают улыбку? (отрывок стр. 129)
- Могла сбыться их мечта?
Как Володя чувствовал себя на кануне побега? ,(переживал за маму, переживал, как воспримут побег родные)
-Было ли что-то в душе у Чечевицына?
-Какой характер был у каждого мальчика?
(Чечевицын напористый, решительный, твердый. Володя сомневающийся, поддающий влиянию
-Обратите внимание на путь, который выбрали мальчики. Сначала Пермь, Тюмень, Томск, Камчатка, перевезут через беренгов пролив и Америка.
И вот настает день и мальчики сбегают из дома.
-Как вел себя Володя, когда его вернули домой? (был расстроен, плакал, ему было стыдно)
- А Чечевицын? ( он не был расстроен, он готов повторить этот поступок еще раз.)
ИТОГ
-Что же хоте сказать Чехов своим произведение?
-Какие 4 темы прослеживаются в произведении?
Дружба
Мечта
Семья
Ответственность
Какая главная мысль произведения?
Мы должны понимать, что мечта должна быть у каждого человека ,но она должна быть реальная.
Очень здорово, что рядом есть друзья, которые придут к тебе в трудную минуту.
Но, совершая необдуманные поступки мы должны думать не только о себе, но и о близких нам людях.
Главное здесь в том, что всегда, замышляя какой-то решительный и смелый поступок, следует подумать о своих близких, о родителях, которые любят и волнуются за тебя.