СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по литературному чтению " Саша Черный "Что ты тискаешь утенка?.."" смысловое чтение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока смыслового чтения 

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по литературному чтению " Саша Черный "Что ты тискаешь утенка?.."" смысловое чтение»









Урок литературного чтения

в 3 классе


Подготовила

учитель начальных классов

Ульянова И.В.







2020 год


Тема: Саша Черный. «Что ты тискаешь утенка?..».

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

-познакомить учащихся с произведением Саши Черного «Что ты тискаешь утенка;

-способствовать формированию навыка правильного чтения;

-создать условия для развития духовно-нравственного воспитания учащихся

-способствовать формированию УУД;

  • Организационно-регулятивные: волевая саморегуляция, постановка учебной задачи; планирование

  • Личностные: действия смыслообразования

  • Коммуникативные: умение слушать; участие в коллективном обсуждении; умение выражать свои мысли

  • Познавательные: умение структурировать знания

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

логические: построение логической цепи рассуждений

Оборудование:

-учебник «Литературное чтение» Климанова Л.Ф. 2 часть, 3класс

-сборники со стихами Саши Черного

-презентация «Саша Черный»

-аудиозаписи


Ход урока

1.Организационный момент: мотивация к учебной деятельности Слайд 1

Психологический настрой.

Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

 

2.Актуализация знаний: фиксация затруднений в учебных действиях и выход из затруднений

гимнастика.

У. Представьте, что на ваши ладошки села божья коровка. Вы полюбовались её красотой и решили отпустить на волю к деткам. Наберите воздух. Сдуньте насекомое нежно с руки. Повторяем три раза.

Речевая разминка Слайд 2

ПЕРЕПЕЛ ПЕРЕПЁЛКУ И ПЕРЕПЕЛЯТ

В ПЕРЕЛЕСКЕ ПРЯТАЛ ОТ РЕБЯТ.

Прочитайте строки про себя, затем:

-вслух медленно

-с интонацией – вопросительной

-с интонацией – восклицательной

-сердито

-весело

-быстро и весело

О чем говорится в этом предложении?

-Почему перепел прятал их от ребят?

-Какая опасность может угрожать птицам?

(Бывает так, что некоторые ребята не обдумывают свои поступки и обижают птиц).

-К какому литературному жанру относится эта «речевая разминка»? (Это скороговорка).

-Как вы думаете, для чего нужны скороговорки?

-Какие еще литературные жанры вы знаете?

(Сказки, рассказы, песни, басни, стихи, загадки, и др.)

Слайд 3

ЖАНРЫ - СКОРОГОВОРКА ЗАГАДКА БАСНЯ СКАЗКА ПЕСНЯ НЕБЫЛИЦЫ

-Кто создает жанры? (Народ, писатели, поэты.)


-Сегодня мы начнём знакомство с новым разделом литературного чтения: «Поэтическая тетрадь».

-Ребята, как вы думаете, о чём этот раздел, какие произведения могут быть здесь помещены?

(ответы детей)


3.Изучение нового материала

- мы познакомимся с интересным человеком. Это поэт «серебряного века». Назовите антоним слова белый, и вы узнаете фамилию поэта, с произведением которого мы будем сегодня работать.

Итак, поэтическую тетрадь открывают стихи Саши Черного. Ребята, наверное, вы уже догадались, что Саша Черный – это псевдоним. СЛАЙД 4. Давайте вспомним , что такое псевдоним. СЛАЙД 5. (Это имя, используемое человеком в той или иной публичной деятельности вместо настоящего.)


Какие цели поставим на данном уроке?

(Узнать об интересном человеке. Какие стихи он писал?)

Этот поэт написал много стихов для детей. Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из его стихотворений. Но для начала послушайте биографию поэта.


-Саша Черный родился 1 октября. А тогда на календаре было 13 октября, в 1880 г. В городе Одессе в еврейской семье управляющего аптекой.

Чтобы дать Саше возможность поступить в гимназию, родители крестили его. В гимназии Александр проучился недолго. Мальчик бежал из дома и стал нищим попрошайкой.

Поэт Саша Черный жил в самом начале 20-го века. В 25 лет начал печататься в сатирических журналах. Он написал много стихов для взрослых. Но эти стихи такие же веселые и смешные, как и те, которые были созданы специально для детей.

Псевдоним «Саша Черный» возник спонтанно. В семье, где родился Гликберг Александр Михайлович, было пятеро детей. Двоих из них звали Сашами. Один был блондином, а другой – брюнетом. Чтобы не возникало путаницы, их стали звать, соответственно, Саша Белый и Саша Черный. Так что Александр не долго придумывал себе творческое имя. СЛАЙД 6.

Он побывал во многих городах. Человеку, в силу различных обстоятельств, порой приходится менять не только город, но и страну. Не смотря на трудности эмиграции, он делал все, чтобы дети ценили русскую литературу, чтобы они почувствовали всю красоту русской культуры. Даже вдали от родины, которую он очень любил, Саша Черный продолжал писать для детей. Его произведения были написаны не только для детей России, но и для детей других стран. Он хотел, чтобы дети на земле были счастливы, и делал все, что было в его силах. В эмиграции он выступал на детских утренниках. Слайд 7. Вершиной творчества Саши Черного для детей стал сборник стихов «Детский остров». «Детский остров» «рос» до конца жизни поэта. Сборник пополнялся новыми и новыми страничками. Слайд 8.

У поэта был еще один «остров спасения» - остров-зоопарк. Он очень любил животных. Все его книги, написанные для детей, населены мяукающим, тявкающим, крякающим, поющим, жужжащим народцем - его приятелями и любимцами. Во многих стихах главные роли играют: кот, пес, белка ... Слайд 9

Он скончался от сердечного приступа 5 июля 1932 года.

4. Прием «Верные и неверные утверждения» Слайд 10

А сейчас проверим, кто внимательно слушал информацию о творчестве Саши Черного. На столах у вас лежат белые карточки, возьмите их и заполните правый столбик словами «да» или «нет».

Приём «Верные и неверные утверждения» (слова да – нет появляются по щелчку мыши).

1. Саша Черный родился 1 октября 1880 года. да

2. Он родился в городе Самаре. нет

3. Чтобы дать Саше возможность поступить в гимназию, родители крестили его. да

4. Он написал много стихов для взрослых. да

5. Саша работал продавцом. нет

6. Даже вдали от родины, Саша Черный продолжал писать для детей. да

7. Он начал писать в 16 лет. нет

8. Настоящее имя Саши Черного было Гликберг Александр Михайлович. да

9. Произведения его были написаны только для детей России. нет

10. Саша Черный хотел, чтобы дети на земле были счастливы. Да

Оцените работу своего товарища. (меняются листочками и проверяем по слайду)

- поднимите руки , те кто справился с заданием без ошибок.

5. Физминутка ВИДЕО.

-Представьте себя, что вы на время стали маленьким и беззащитным утенком, который радуется жизни и всему прекрасному, что его окружает. (Музыкальная физминутка проводится под музыку «Танец маленьких утят»)

6. Знакомство с произведением Слайд 12

- Давайте его послушаем стихотворение Саши Черного с которым будем работать сегодня на уроке.

Аудиозапись: Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?..»

- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

- Подумайте С какой целью он написал это стихотворение? (Предупредить, какой хрупкий утенок.)

- откройте тетради . запишите число и тему урока. Слайд 13.

Давайте прочтем его еще раз про себя. Откройте учебники с .

Дима прочитает в слух.

7. Словарная работа

Какие слова и выражения в стихотворении вам непонятны?

Д:( называют слова: ТИСКАТЬ, БРЫКАТЬСЯ, ПРИТИСНЕШЬ, КАПУТ; выражения: РВЕТСЯ ПРОЧЬ, В СВОЙ ЧЕРЕД)

Как вы понимаете значения этих слов?

ТИСКАТЬ - давить, прижимать

ПРИТИСНЕШЬ - прижмешь

БРЫКАТЬСЯ - бить, отбивать ногами; лягаться; активно сопротивляться, упрямиться

КАПУТ – конец, гибель (от немецкого kaputt)

РВЕТСЯ ПРОЧЬ – вырывается

В СВОЙ ЧЕРЕД – в свою очередь, когда придет время

Слайд 15.

-Как вы понимаете выражение: «Лапы мальчика не шутка, чуть притиснешь – и капут» (Лапы – только у животных. Например, у зверей. А у мальчика – руки. Но для утенка – находиться в руках мальчика опасно. )

-С чем поэт сравнивает руки мальчика? (Поэт сравнивает руки мальчика с лапами зверя).

-На сколько строф можно поделить это стихотворение? 4

-Какие две темы обсуждаются в стихотворении? Какие взаимоотношения?

1 тема - взаимоотношения мальчика и утенка (1 и 4 строфы)

2 тема – взаимоотношения бегемота и мальчика (2 и 3 строфы)

8. Словесное рисование.

-Какие бы иллюстрации вы нарисовали к стихотворению?

Откройте учебник – страница 46. Рассмотрите иллюстрации к стихотворению.

-что изображено ? что этим хотел сказать нам художник?

9. Подготовка к выразительному чтению

-Сколько героев в этом произведении? (Три: мальчик, утенок, автор – Саша Черный)

-Что они делают? (Мальчик тискает утенка. Утенок рвется прочь. Автор – взрослый, поэт убеждает мальчика не тискать утенка.)

-Как автор убеждает мальчика не тискать утенка? (Советует, настойчиво просит).

-Как будем читать стихотворение? (Будем убеждать).

-Попробуем вместе с автором убедить мальчика.


10. Выразительное чтение стихотворения

- подготовимся к выразительному чтению стихотворения. Для выразительного чтения важную роль играет расстановка логического ударения. С его помощью вы выделяете слова, которые обладают особой эмоциональной значимостью. Ребята, попробуйте самостоятельно в парах расставить в стихотворении логическое ударение над словами. Для этого у вас на партах приготовлены листы со стихотворением.

Дети расставляют логическое ударение в стихотворении (на раздаточных листах).

-Прочитайте выразительно стихотворение в паре. Жужжащее чтение. Читаем по строфам . 2 пары заслушать.

Я оциниваю, чья пара прочитала лучше.

-Что хотел сказать автор нам этим стихотворением? Какой вывод можно сделать?

-К чему будем призывать всех людей? Слайд 16. НЕ ОБИЖАЙ СЛАБЫХ! ОБДУМЫВАЙ СВОИ ПОСТУПКИ!

11. Итог урока


- Поднимите руки те, кому понравилось стихотворение которое мы изучили сегодня на уроке. Чем оно понравилось? ( спрашиваю несколько человек.)

- вы хотели бы прочитать другие стихотворения Саши Черного?

- ребята наверно обратили внимание на то , что у нас в классе организована выставка книг с произведениями Саши Черного. Эти книги вы можете взять в нашей библиотеке и прочитать.

-И в заключении я предлагаю вам составить синквейн.

-Какую тему синквейна мы возьмём, чтобы она отражала самую главную мысль нашего урока. Вспомните о чём мы сегодня говорили.

(Составление синквейна)

-Возьмите зеленый листок и опираясь на него составьте все вместе синквейн.

Работа в группе по рядам.

Синквейн

1 строчка: 1 слово (Тема. Существительное)

2 строчка: 2 слова (Описание Темы. Прилагательные)

3 строчка: 3 слова (Описание действий. Глаголы)

4 строчка: 4 значимых слова (метафора, фразеологизм, пословица, предложение о «Теме»).

5 строчка: 1слово (Синоним «Темы»)

Оцените работу группы. ( утенок, маленький , беззащитный .

Домашнее задание я предлагаю вам на выбор: Слайд 17.

на «5» написать стихотворение или рассказ призывающий не обижать друзей наших меньших;

на «4» выучить наизусть и нарисовать иллюстрацию к стихотворению;

на «3» подготовить выразительное чтение стихотворения.

12. Рефлексия учебной деятельности.

Урок подходит к концу. А какой след в вашей душе он оставил? Какие выводы вы сделали?

На партах у вас лежат желтые листочки, я предлагаю вам их заполнить и тем самым показать, каким для вас был урок. ( прохожу по рядам смотрю кто что отмечает и делаю вывод. )

Я посмотрела как вы оценили наш урок и очень рада что большинству из вас урок показался интересным , полезным . вы активно работали на уроке , не устали и остались довольны своей работой .

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был


7.Домашнее задание мне кажется

Активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

Оцените свою работу на уроке

Слайд 18. «Всё хорошее в природе – от солнца; а всё лучшее в жизни – от человека»

Закончен урок, и выполнен план,

Спасибо, ребята, огромное вам

За то, что упорно и дружно трудились,

Что на уроке вы не ленились!

Дополнительно. Откройте тетрадь и нарисуйте, каким вы представляете себе утенка.

8