Конспект открытого урока по окружающему миру
на тему «Какие бывают животные?»
Дата: 24.10.2019г.
Класс: 2
Учитель : Беляева Наталья Владимировна
Цели:
-обобщить знания учащихся о животных, на этой основе разделить животных на группы (насекомые, птицы, рыбы, звери), познакомить с новыми группами животных (земноводные и пресмыкающиеся) и их отличительными признаками
Задачи:
- Выявить отличительные особенности насекомых, рыб, птиц, зверей, земноводных, пресмыкающихся; научить различать группы животных по их характерным признакам
- Развивать коммуникативные качества детей: умение слушать и понимать речь одноклассников, сотрудничать с ними, оформлять свою мысль в устной речи.
- Развивать интерес к предмету через использование ИКТ, применять в своей работе интерактивную доску, систему оценивания.
- Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Планируемые результаты:
Метапредметные
Познавательные
Умение: находить нужную информацию, анализировать ее,
находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;
сравнивать и группировать предметы по заданному признаку;
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные
Умение: принять учебную задачу, сохранить ее, действовать в соответствие с ней,
работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;
формулировать вопрос (проблему, затруднение) с которым столкнулись учащиеся, оценивать сложившуюся учебную ситуацию.
давать оценку своим действиям, оценивать результат.
Коммуникативные:
Умение: оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;
сотрудничать с одноклассниками, договариваться о последовательности и результате действий, учиться представлять одноклассникам процесс работы и результат их действий, слушать их мнение .
Предметные:
Усвоение характерных признаков земноводных и пресмыкающихся, умение их описывать, называя отличительные признаки, сравнивать, находить различия, объединять животных в группы.
Личностные:
Проявление творческого отношения к процессу обучения, оценка своей работы в этой роли.
Ход урока
1.Орг.момент
Прозвенел, друзья, звонок!
Начинается урок.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
-Давайте улыбнемся друг другу. Хорошо, когда день начинается с улыбки. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока.
-Поприветствуем гостей на нашем открытом уроке.
-Сегодня мы с вам будем работать не в совсем обычной для вас форме –в группах. Скажите, как надо работать в группе, о каких правилах помнить?
2.Актуализация знаний
-Посмотрите на свои парты, что Вы там видите? (цветки)
-На ваших столах лежат не просто цветы, а цветики-секретики. Давайте попробуем найти этот секрет и разгадать его.
-На каждом цветке (каждой группы) есть сообщение, по которому надо определить, о чем идет речь и назвать примеры
1 группа: Эти растения имеют мягкие и сочные стебли; они относятся к растениям, у которых листья и стебли используются для медицинских целей или применяются из-за их аромата или вкуса. (травы)
2группа: Эти растения средней высоты, обычно не более метра. У них твердые и гибкие стебли, которые начинают ветвиться у самой земли. У многих из них мелкие и жесткие листья (кустарники)
3 группа: эти растения отличаются обычно вечнозелеными игловидными или чешуйчатыми листьями, называемыми хвоей или иглами. Имеют одревесневающий прямостоячий стебель – ствол. (деревья, хвойные)
4 группа: эти растения имеют четкую смену лиственного покрова: все листья на растении теряют зеленую окраску и опадают. Имеют одревесневающий прямостоячий стебель – ствол. (деревья, лиственные)
-Как можно одним словом назвать все эти группы? (растения)
А для чего нужны растения?
3. Сообщение темы и целей урока. Постановка проблемной задачи.
-Ребята, а где мы можем больше всего встретить растений? (в лесу)
- А кого еще мы можем увидеть в лесу помимо растений вы узнаете, отгадав ребус?
Живот+”’штаны+Е (животные)
-Кого еще мы можем встретить в лесу?
-Как же будет звучать наша сегодняшняя тема? (Какие бывают животные)
4.Обощение и систематизация знаний
- Сегодня нам нужно провести исследование и выделить отличительные признаки каждой группы животных.
Мы с вами разобьемся по группам согласно вашим карточкам и начнем наше исследование.
Обратите внимание у вас на столах лежат конверты №1, откройте их. Что видите внутри? (изображения различных животных, карточки ) В конверте вы можете найти карточку, на которой вопросы, которые помогут вам, если вы дадите на них правильные ответы (1.Сколько ног у этих животных?; 2.Чем покрыто тело этих животных?)
-Вам надо:
План (на доске)
1.определить из данных вам животных лишнее,
2.назвать группу животных, в которую входят остальные
3.отличительные признаки этой группы.
- окунь, щука, лягушка, карась;
– кузнечик, бабочка, черепаха, жук;
- медведь, лиса, жаба, заяц;
- воробей, голубь, змея, дятел.
Выступление учащихся
На доску - таблички групп животных.
Хотите о животных каждой группы узнать больше?
Предлагаю вам тексты. В них вы можете узнать много интересного о представителях каждой группы.
Читать будем с карандашом. То, что вы знаете выделим галочкой, если что-то новое – поставим +.
Насекомые.
Рядом с нами живёт мир существ, так мало похожих на нас своим строением и образом жизни.
Эти удивительные существо – насекомые. У нас 4 конечности : две руки и две ноги, а у низ 6. У нас 2 глаза, а у многих из них бывает ещё по 3 маленьких глаза на лбу. У нас уши на голове, а у насекомых они могут быть в любом месте: у кузнечика, например, на ноге.
Рыбы.
Каких только рыб нет! Тонкие и длинные, как кнут, круглые, как мячик, крохотные , смуравья и огромные – со слона.
Рыбья чешуя растет всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба растёт быстро – и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт –и колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе зим и сколько лет.
Птицы.
Птицы – покорители воздушного океана. Они могут подниматься выше гор, перелететь через пустыню т море.
Но не будь у птиц перьев, она не смогла бы летать. И вообще птицам без перьев не обойтись.Перья спасают птиц от ушибов, царапин, от холода и жары.
Звери или млекопитающие
К зверям относятся очень различные внешне существа: крылатые летучие мыши и похожие на рыб дельфины, изящные жирафы и огромные слоны. Собаки и кошки, кроты и ежи, лошади и коровы, львы и тигры — всё это звери. Тело зверей покрыто шерстью. Своих детёнышей они выкармливают молоком. Самое крупное сухопутное млекопитающее – слон, до 4м в высоту, а весит, как 100 человек.Самое крупное млекопитающее, когда - либо жившее на Земле – синий кит. Длиной он с 4 автобуса, весит, как 30 слонов.
Физминутка
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем
На доске постепенно появляются «лишние» животные
Лягушка
Жаба
Змея
Черепаха
-Ребята, посмотрите на доску, на тех животных, которых вы отнесли в «лишние».
-Что можете сказать о них?
-К какой группе можно отнести, например, лягушку и жабу?
Рассмотрим лягушку поближе.
Сколько у неё ножек?
Есть ли покровы в виде чешуек, перьев, шерсти? (нет, есть только тонкая кожа)
-Где они живут? (в воде и на суше (земле))
- Как же мы можем назвать группу, животных, которые живут и на земле и в воде? (земноводные)
Земноводные - это удивительные существа!
- Кожа у земноводных тонкая и влажная, она нуждается в периодическом смачивании водой. Поэтому они далеко не отходят от воды. Если лягушку долго держать в сухом месте, она может погибнуть.
Все земноводные - хищники. Они ловят насекомых, поедают червей и моллюсков. А головастик питается подводными растениями.
А вот увидеть, как пьёт лягушка, вам никогда не удастся. Оказывается, "пьёт" она кожей своего тела. Забравшись в воду, лягушка впитывает ее сквозь кожу, и ей не приходиться раскрывать рта для питья.
Лягушка не единственный представитель семейства земноводных. В его состав входит около 3000 видов.
Назовём отличительные признаки земноводных
Сколько ног?
Чем покрыто тело этих животных?
- А змея и черепаха? Как они передвигаются? (очень близко к земле, они ползают-пресмыкаются)
-Как же можно назвать группу? (пресмыкающиеся или рептилии)
А теперь откройте атлас-определитель «От земли до неба», найдите этих животных и выясните, к какой группе они относятся?
Найдено название – пресмыкающиеся.
Кто ещё относится к этой группе? (черепахи, ящерицы)
Известно более 8000 видов.
Рассказ учителя.
Пресмыкающиеся – это такой вид животных, тело которых покрыто щитками, роговыми чешуйками или пластинами. По-другому пресмыкающихся называют рептилиями.
У большинства рептилий тело продолговатое и опирается на четыре короткие ноги.
Внешне кажется, что эти животные ползут по земле – пресмыкаются.
Кожа рептилий всегда сухая. Это необходимо для того, чтобы удерживать влагу внутри организма и не давать ей испаряться. Для животных, которые обитают в жарких районах это особенно важно.
В теплое время года рептилии становятся активными, а в холодное время – как бы замирают.
Еще одна интересная особенность пресмыкающихся – это медленное дыхание. Благодаря этому они могут долгое время обходиться без свежего воздуха.
Растут и развиваются пресмыкающиеся медленно, поэтому и продолжительность их жизни очень большая.
Пресмыкающиеся могут жить на земле, под землей или в воде. Рептилии несут яйца, как птицы, но не высиживают их и не выкармливают детёнышей.
Применение полученных знаний в новой ситуации
Группа | Отличительные признаки |
Количество ног | Покров тела |
Насекомые | Шесть ног | |
Птицы | Две ноги, два крыла | перья |
Звери | Четыре ноги | шерсть |
Рыбы | Плавники | чешуя |
Земноводные | четыре ноги | Голая влажная кожа |
Пресмыкающиеся | четыре ноги | роговые чешуйки |
У вас на столах лежат цветные квадратики, выберите тот, который отражает вашу деятельность на уроке. (Дети выбирают соответствующие квадратики и поднимают их)
- Кто для себя сделал открытие? (Синий)
- Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке! (Красный)
- Кому на уроке было интересно? (Зелёный)
- Кому урок подарил хорошее настроение? (Жёлтый)
Подготовить сообщение о любом животном.
Молодцы! Урок закончен.
Интересные заметки (дополнительный материал на стенд)
Насекомые - на нашей планете живет 2 млн. видов насекомых. Более чем всех остальных животных, да и растений, вместе взятых. Они обитают в почве, на земле и в воде, в воздухе-везде.
Божья коровка – отличная помощница в борьбе за урожай. Она поедает тлю, опасных насекомых. Только один жук за свою жизнь поедает 4000 тлей (подсчитали учёные). Нельзя отлавливать божьих коровок за их красоту, будет распространяться тля, и уменьшаться урожай.
Рыбы - мы знаем, что рыбы дышат при помощи жабр, через которые постоянно проходит вода. Но существуют и такие рыбы, которые могут проводить достаточно времени и без воды. Очень занимательная летающая рыба, она стремительно плывет, очень энергично двигая своим хвостом. Затем расправляет плавники и на скорости выпрыгивает из воды. Она может пролететь над водой несколько сотен метров.
Еще более необычная рыба - лазающий окунь. Он обитает на Дальнем Востоке. Отдельные особи имеют в длину от 8 до 20 см. Они могут вылезать на берег при помощи двигающейся чешуи, которая покрывает жабры. Проталкиваясь хвостом и плавниками, окунь может «разгуливать» по земле! К тому же они могут быть найдены на деревьях на высоте около 1,5 метров.
Животные - Какое животное живет дольше всех? Среди млекопитающих обычно слон считается самым долгоживущим. Зарегистрированный рекорд - чуть более 60 лет. Лошадь разделяет со слоном первенство по долготе жизни. Известно много случаев, когда они прожили более 50 лет.
Звери и только звери выкармливают своих детенышей молоком. Поэтому их называют млекопитающими. Шерсть помогает им выжить в суровых условиях нашего климата.
Птицы: Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку
Длинный клюв и два крыла
А кого паук боится? Угадали? Это….(птица)
Тело птицы – хитроумно устроенный аппарат, и важную роль в нем играют перья. Большие перья на крыльях помогают птице летать, перья на туловище защищают тело и придают ему форму. Пух, находящийся под пером, согревает тело. Перья хвоста позволяют птице держать равновесие, делать повороты, остановки.