СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по окружающему миру на тему «Какие бывают животные?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

обобщить знания учащихся о животных, на этой основе разделить животных на группы (насекомые, птицы, рыбы, звери), познакомить с новыми группами животных (земноводные и пресмыкающиеся) и их отличительными признаками

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по окружающему миру на тему «Какие бывают животные?»»

Конспект открытого урока по окружающему миру

на тему «Какие бывают животные?»

Дата: 24.10.2019г.

Класс: 2

Учитель : Беляева Наталья Владимировна

Цели: 

-обобщить знания учащихся о животных, на этой основе разделить животных на группы (насекомые, птицы, рыбы, звери), познакомить с новыми группами животных (земноводные и пресмыкающиеся) и их отличительными признаками

Задачи:

- Выявить отличительные особенности насекомых, рыб, птиц, зверей, земноводных, пресмыкающихся; научить различать группы животных по их характерным признакам

- Развивать коммуникативные качества детей: умение слушать и понимать речь одноклассников, сотрудничать с ними, оформлять свою мысль в устной речи.

- Развивать интерес к предмету через использование ИКТ, применять в своей работе интерактивную доску, систему оценивания.

- Воспитывать  любовь к природе,  бережное отношение к ней.


Планируемые результаты:

Метапредметные

Познавательные

Умение: находить нужную  информацию,  анализировать ее,

находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;

сравнивать и группировать предметы по заданному признаку;

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные

Умение: принять  учебную задачу,  сохранить ее,  действовать в соответствие с ней,

работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;

формулировать вопрос  (проблему, затруднение) с которым столкнулись учащиеся, оценивать сложившуюся учебную ситуацию.

давать оценку своим действиям, оценивать результат.

Коммуникативные:

Умение: оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;

сотрудничать с одноклассниками,  договариваться о последовательности и результате действий, учиться представлять  одноклассникам процесс работы и результат их действий, слушать их мнение .

Предметные:

Усвоение характерных признаков земноводных и пресмыкающихся, умение  их описывать, называя отличительные признаки, сравнивать, находить различия, объединять животных в группы.

Личностные:

Проявление творческого отношения к процессу обучения, оценка своей работы в этой роли.


Ход урока

1.Орг.момент


Прозвенел, друзья, звонок!

Начинается урок.

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!


-Давайте улыбнемся друг другу. Хорошо, когда день начинается с улыбки. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока.

-Поприветствуем гостей на нашем открытом уроке.


-Сегодня мы с вам будем работать не в совсем обычной для вас форме –в группах. Скажите, как надо работать в группе, о каких правилах помнить?


2.Актуализация знаний


-Посмотрите на свои парты, что Вы там видите? (цветки)

-На ваших столах лежат не просто цветы, а цветики-секретики. Давайте попробуем найти этот секрет и разгадать его.

-На каждом цветке (каждой группы) есть сообщение, по которому надо определить, о чем идет речь и назвать примеры


1 группа: Эти растения имеют мягкие и сочные стебли; они относятся к растениям, у которых листья и стебли используются для медицинских целей или применяются из-за их аромата или вкуса. (травы)


2группа: Эти растения средней высоты, обычно не более метра. У них твердые и гибкие стебли, которые начинают ветвиться у самой земли. У многих из них мелкие и жесткие листья (кустарники)


3 группа: эти растения отличаются обычно вечнозелеными игловидными или чешуйчатыми листьями, называемыми хвоей или иглами. Имеют одревесневающий прямостоячий стебель – ствол. (деревья, хвойные)


4 группа: эти растения имеют четкую смену лиственного покрова: все листья на растении теряют зеленую окраску и опадают. Имеют одревесневающий прямостоячий стебель – ствол. (деревья, лиственные)


-Как можно одним словом назвать все эти группы? (растения)

А для чего нужны растения?


3. Сообщение темы и целей урока. Постановка проблемной задачи.


-Ребята, а где мы можем больше всего встретить растений? (в лесу)

- А кого еще мы можем увидеть в лесу помимо растений вы узнаете, отгадав ребус?

Живот+”’штаны+Е (животные)

-Кого еще мы можем встретить в лесу?

-Как же будет звучать наша сегодняшняя тема? (Какие бывают животные)


4.Обощение и систематизация знаний

-   Сегодня нам нужно провести исследование и выделить отличительные признаки каждой группы животных.

Мы с вами разобьемся по группам согласно вашим карточкам и начнем наше исследование.

Обратите внимание у вас на столах лежат конверты №1, откройте их. Что видите внутри? (изображения различных животных, карточки ) В конверте вы можете найти карточку, на которой вопросы, которые помогут вам, если вы дадите на них правильные ответы (1.Сколько ног у этих животных?; 2.Чем покрыто тело этих животных?)


-Вам надо:

План (на доске)

1.определить из данных вам животных лишнее,

2.назвать группу животных, в которую входят остальные

3.отличительные признаки этой группы.

- окунь, щука, лягушка, карась; 
– кузнечик, бабочка, черепаха, жук; 
- медведь, лиса, жаба, заяц; 
- воробей, голубь, змея, дятел.


Выступление учащихся

На доску - таблички групп животных.


Хотите о животных каждой группы узнать больше?

Предлагаю вам тексты. В них вы можете узнать много интересного о представителях каждой группы.

Читать будем с карандашом. То, что вы знаете выделим галочкой, если что-то новое – поставим +.


Насекомые.

Рядом с нами живёт мир существ, так мало похожих на нас своим строением и образом жизни.

Эти удивительные существо – насекомые. У нас 4 конечности : две руки и две ноги, а у низ 6. У нас 2 глаза, а у многих из них бывает ещё по 3 маленьких глаза на лбу. У нас уши на голове, а у насекомых они могут быть в любом месте: у кузнечика, например, на ноге.


Рыбы.

Каких только рыб нет! Тонкие и длинные, как кнут, круглые, как мячик, крохотные , смуравья и огромные – со слона.

Рыбья чешуя растет всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба растёт быстро – и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт –и колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе зим и сколько лет.


Птицы.

Птицы – покорители воздушного океана. Они могут подниматься выше гор, перелететь через пустыню т море.

Но не будь у птиц перьев, она не смогла бы летать. И вообще птицам без перьев не обойтись.Перья спасают птиц от ушибов, царапин, от холода и жары.


Звери или млекопитающие

К зверям относятся очень различные внешне существа: крылатые летучие мыши и похожие на рыб дельфины, изящные жирафы и огромные слоны. Собаки и кошки, кроты и ежи, лошади и коровы, львы и тигры — всё это звери. Тело зверей покрыто шерстью. Своих детёнышей они выкармливают молоком. Самое крупное сухопутное млекопитающее – слон, до 4м в высоту, а весит, как 100 человек.Самое крупное млекопитающее, когда - либо жившее на Земле – синий кит. Длиной он с 4 автобуса, весит, как 30 слонов.





Физминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке,  на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем


На доске постепенно появляются «лишние» животные

Лягушка

Жаба

Змея

Черепаха

-Ребята, посмотрите на доску, на тех животных, которых вы отнесли в «лишние».

-Что можете сказать о них?

-К какой группе можно отнести, например, лягушку и жабу?

Рассмотрим лягушку поближе.

Сколько у неё ножек?

Есть ли покровы в виде чешуек, перьев, шерсти? (нет, есть только тонкая кожа)



-Где они живут? (в воде и на суше (земле))


- Как же мы можем назвать группу, животных, которые живут и на земле и в воде? (земноводные)

Земноводные - это удивительные существа!

- Кожа у земноводных тонкая и влажная, она нуждается в периодическом смачивании водой. Поэтому они далеко не отходят от воды. Если лягушку долго держать в сухом месте, она может погибнуть.

Все земноводные - хищники. Они ловят насекомых, поедают червей и моллюсков. А головастик питается подводными растениями.

А вот увидеть, как пьёт лягушка, вам никогда не удастся. Оказывается, "пьёт" она кожей своего тела. Забравшись в воду, лягушка впитывает ее сквозь кожу, и ей не приходиться раскрывать рта для питья.


Лягушка не единственный представитель семейства земноводных. В его состав входит около 3000 видов.

Назовём отличительные признаки земноводных

Сколько ног?

Чем покрыто тело этих животных?


- А змея и черепаха? Как они передвигаются? (очень близко к земле, они ползают-пресмыкаются)

-Как же можно назвать группу? (пресмыкающиеся или рептилии)

А теперь откройте атлас-определитель «От земли до неба», найдите этих животных и выясните, к какой группе они относятся?

Найдено название – пресмыкающиеся.


Кто ещё относится к этой группе? (черепахи, ящерицы)


Известно более 8000 видов.

Рассказ учителя.

Пресмыкающиеся – это такой вид животных, тело которых покрыто щитками, роговыми чешуйками или пластинами. По-другому пресмыкающихся называют рептилиями.

У большинства рептилий тело продолговатое и опирается на четыре короткие ноги.

Внешне кажется, что эти животные ползут по земле – пресмыкаются.


Кожа рептилий всегда сухая. Это необходимо для того, чтобы удерживать влагу внутри организма и не давать ей испаряться. Для животных, которые обитают в жарких районах это особенно важно.


В теплое время года рептилии становятся активными, а в холодное время – как бы замирают.


Еще одна интересная особенность пресмыкающихся – это медленное дыхание. Благодаря этому они могут долгое время обходиться без свежего воздуха.


Растут и развиваются пресмыкающиеся медленно, поэтому и продолжительность их жизни очень большая.

Пресмыкающиеся могут жить на земле, под землей или в во­де. Рептилии несут яйца, как птицы, но не высиживают их и не выкармливают детёнышей.


Применение полученных знаний в новой ситуации

Группа

Отличительные признаки

Количество ног

Покров тела

Насекомые

Шесть ног


Птицы

Две ноги, два крыла

перья

Звери

Четыре ноги

шерсть

Рыбы

Плавники

чешуя

Земноводные

четыре ноги

Голая влажная кожа

Пресмыкающиеся

четыре ноги

роговые чешуйки













У вас на столах лежат цветные квадратики, выберите тот, который отражает вашу деятельность на уроке. (Дети выбирают соответствующие квадратики и поднимают их) 

- Кто для себя сделал открытие? (Синий) 

- Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке! (Красный) 

- Кому на уроке было интересно? (Зелёный) 

- Кому урок подарил хорошее настроение? (Жёлтый) 

Подготовить сообщение о любом животном.                                                                

Молодцы! Урок закончен.

Интересные заметки (дополнительный материал на стенд)

Насекомые - на нашей планете живет 2 млн. видов насекомых. Более чем всех остальных животных,  да и растений,  вместе взятых. Они обитают в почве, на земле и в воде, в воздухе-везде.

Божья коровка  – отличная помощница в борьбе за урожай. Она поедает   тлю, опасных насекомых. Только один жук за свою жизнь поедает 4000 тлей (подсчитали учёные). Нельзя отлавливать божьих коровок за их красоту, будет распространяться тля, и уменьшаться урожай.  

Рыбы - мы знаем, что рыбы дышат при помощи жабр, через которые постоянно проходит вода. Но существуют и такие рыбы, которые могут проводить достаточно времени и без воды. Очень занимательная летающая рыба, она стремительно плывет, очень энергично двигая своим хвостом. Затем расправляет плавники и на скорости выпрыгивает из воды. Она может пролететь над водой несколько сотен метров.

 Еще более необычная рыба - лазающий окунь. Он обитает на Дальнем Востоке. Отдельные особи имеют в длину от 8 до 20 см. Они могут вылезать на берег при помощи двигающейся чешуи, которая покрывает жабры. Проталкиваясь хвостом и плавниками, окунь может «разгуливать» по земле! К тому же они могут быть найдены на деревьях на высоте около 1,5 метров.

Животные -  Какое животное живет дольше всех? Среди млекопитающих обычно слон считается самым долгоживущим. Зарегистрированный рекорд - чуть более 60 лет. Лошадь разделяет со слоном первенство по долготе жизни. Известно много случаев, когда они прожили более 50 лет.

Звери и только звери выкармливают своих детенышей молоком. Поэтому их называют млекопитающими. Шерсть помогает им выжить в суровых условиях нашего климата.

Птицы:   Снится ночью пауку

                 Чудо-юдо на суку

                  Длинный клюв и два крыла

                  А кого паук боится? Угадали? Это….(птица)

Тело птицы – хитроумно устроенный аппарат, и важную роль в нем играют перья. Большие перья на крыльях помогают птице летать, перья на туловище защищают тело и придают ему форму. Пух, находящийся под пером, согревает тело. Перья хвоста позволяют птице держать равновесие, делать повороты, остановки.