СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок предназначен для учащихся 4 классов и помогает им уточнить и расширить представление об овощах и фруктах, их форме.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по окружающему миру»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Шадринская специальная (коррекционная) школа-интернат № 11»

Афанасьева Галина Игоревна, учитель олигофренопедагог.





Конспект открытого урока

по окружающему миру в 4 классе для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для слабовидящих обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

(вариант 4.3)

Тип урока: Урок открытия нового знания

Тема: Сбор урожая. Овощи и фрукты.

Цель: сформировать знания обучающихся об овощах и фруктах, формировать здоровый образ жизни, обогащать знания о пользе витаминов.

Задачи урока:

1.Предметные (носят обучающую цель):

- уточнить и расширить представление об овощах и фруктах, их форме;

- научиться различать овощи и фрукты;

- уточнить и активизировать словарь по теме, закрепить понятие сад и огород;

- выяснить, чем богаты овощи и фрукты, какие полезные вещества в них содержатся, научиться называть основные витамины;

- учить отвечать на вопросы развёрнутым предложением.

2.Метапредметные (носят развивающую цель):

  • Регулятивные

- учиться определять цель и задачи усвоения новых знаний;

- в сотрудничестве с учителем, подводить итоги учебной, практической деятельности;

  • Познавательные

- учиться обобщать, систематизировать;

- учиться строить речевое высказывание в устной форме;

  • Коммуникативные

- учиться формулировать собственное мнение и позицию;

- приобретение опыта учебного сотрудничества, осуществление совместной познавательной, творческой деятельности в парах, в группе;

- учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- учиться задавать вопросы.

3.Личностные (носят воспитывающую цель):

- использование знаний о природе для сохранения и укрепления своего здоровья;

- воспитание любви к природе;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

Здоровьесберегающий аспект: работа по предупреждению и сохранению здоровья учащихся – профилактика снижения зрения, укрепление и контроль над осанкой, снижение утомляемости.

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент. (Слайд 1)

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.



- Сегодня на уроке будет много интересного и очень полезного. Советую вам ничего не пропустить. Уши будут слушать, глаза смотреть, голова думать, рука подниматься, а рот говорить.



II.Актуализация знаний.

- Ребята, а какое у нас сейчас время года?

- А чем же нас радует осень?

- Назовите основное занятие, которым занимаются люди осенью?

- Верно, осень нас радует своим богатым урожаем.

- А где мы будем собирать урожай?



III.Постановка темы и цели урока. (Слайд 2)

- А что именно мы будем собирать в саду и огороде, вы узнаете, отгадав загадки.

Как на нашей грядке

Выросли загадки

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют. (Помидор)



Он совсем-совсем зелёный

И овальный, удлинённый.

Помидора верный брат,

Тоже просится в салат.

Догадался? Молодец!

Ну, конечно… (огурец)

Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи –

Меня в них ищи. (Капуста)



Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице. (Морковь)



- Как можно назвать одним словом все отгадки?

- Где растут овощи? (Слайд 3)



Круглое, румяное, (Слайд 4)

Я расту на ветке,

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко)



Все о ней боксёры знают

С ней удар свой развивают.

Хоть она и неуклюжа,

Но на фрукт похожа … (груша)



На сучках висят шары,

Посинели от жары. (Слива)



- Как можно назвать эти предметы одним словом? (Фрукты)

- Где растут фрукты? (Слайд 5)

- Кто из вас догадался, какая тема нашего урока? (Слайд 6)

- Какую цель мы поставим перед собой из ходя из темы урока? (Слайд 6)

- Верно, сегодня мы поговорим об овощах и фруктах, будем учиться различать овощи и фрукты, выясним, чем богаты овощи и фрукты, какие полезные вещества в них содержатся.



IV.Первичное усвоение новых знаний.

- Давайте вспомним и опишем по плану овощи и фрукты. (Слайд 7)

1.Упражнение «Опиши по плану»

- С помощью картинно-графического плана вам нужно описать фрукт или овощ:

1.Какая форма?

2.Какой цвет?

3.Какой на вкус? (кислый, сладкий, горький, солёный, сухой, сочный, свежий, варёный, сырой, ароматный)

4.Какой на ощупь? (шершавый, гладкий, холодный, горячий, тяжёлый, лёгкий, твёрдый, мягкий)

При ответе на 3 и 4 пункт плана, кроме картинно-графического плана, обучающимся предлагаются натуральные образцы овощей и фруктов (огурец, морковь, яблоко, груша). Ребята пробуют их на вкус, ощупывают их структуру.



2.Работа в парах. Игра на внимание.

- А сейчас проверим, какие вы внимательные.

- У каждой пары лежит лист с изображением фруктов и овощей.

- Первой паре нужно закрасить только фрукты, а второй паре только овощи.

- Выдерживаем правильную осанку при работе. Спина прямая.

Проверка.



3.Гимнастика для глаз по методике Базарного. Двигательная физкультминутка. (Слайд 8)

(Упражнение выполняется стоя. Дети должны следить глазами по указанному направлению. На схеме стрелками указаны движения).

Вот так яблоко! (встали)

Оно (руки в сторону)

Соку сладкого полно (руки на пояс)

Руку протяните (протянули руки вперёд)

Яблоко сорвите (руки вверх)

Стал ветер веточку качать (качаем вверху руками)

Трудно яблоко достать (подтянулись)

Подпрыгну, руку протяну (подпрыгнули)

И быстро яблоко сорву! (хлопок в ладоши над головой)

Вот так яблоко! (показываем круг руками)

Оно (руки в сторону)

Соку сладкого полно! (руки на пояс)



4.Рассказ о витаминах.

- Ребята пока вы выполняли задание наши фрукты и овощи спор завели.

Кто из нас, из овощей, и вкуснее и нужней?

Кто при всех болезнях будет всех полезней?

- Действительно, ребята, в овощах и фруктах содержаться такие вещества, которые заставляют ноги ходить, сердце биться, мозг работать. Если человек мало ест, он быстро устаёт, становится вялым, грустным. Пища необходима человеку так же, как чистый воздух. Она должна быть не только вкусной, но и полезной, поэтому необходимо есть больше фруктов и овощей. Они основные источники витаминов.

- Витаминов очень много и у каждого своя роль. Какие витамины вы знаете?

- Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы, вам нужен витамин А! (Слайд 9)

1-й обучающийся:

Его много в капусте, моркови, помидоре.

Помни истину простую:

Лучше видит только тот,

Кто жуёт морковь сырую

Или сок морковный пьёт.



- Если вы хотите быть сильными, иметь хороший аппетит и не хотите огорчаться и плакать по пустякам, вам нужен витамин В! (Слайд 10)

2-й обучающийся:

Он содержится в молоке, фруктах, овощах, злаках.

Свекла, яблоко, картофель,

Репа, тыква, помидор…

Витамины «В» имеют

И отдать нам их сумеют.



- Если хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать при болезни, вам нужен витамин С! (Слайд 11)

3-й обучающийся:

Этот витамин содержится в чёрной и красной смородине, лимоне и луке.

Никогда не унываю

И улыбка на лице,

Потому что принимаю

Витамины АВС.



- Для чего нужно есть овощи и фрукты? (Чтобы быть здоровыми)

- Какие витамины запомнили?



V.Физкультминутка. (Слайд 12)

- Скажите, из чего вырастают овощи?

-Верно, овощи вырастают из семян.

- Сейчас вы превратитесь в маленькие семена овощей. Присядьте на корточки. Тёплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали растениями (дети медленно поднимаются). Медленно поднимите руки вверх, растения тянутся к солнышку. Напрягите руки, пальцы. Сильно солнышко припекло, наши растения завяли. Уронили голову, руки, опустите плечи и туловище. Опуститесь на пол. Вдруг полил дождик, ожили растения, потянулись к солнышку. На грядке выросли замечательные овощи (дети садятся на места).



VI.Закрепление.

1.Игра «Магазин» (в движении).

- Ребята, сейчас вы узнали какие полезные овощи и фрукты. Мы отправимся в овощной магазин, где вам нужно будет выбрать определённые продукты: первой паре выбрать овощи (картинки) для приготовления салата и прикрепить на доске под салатником. А второй паре фрукты (картинки) для компота и прикрепить на доске под банкой. (На доске картинка салатника и банки)

- Перед тем, как готовить, что нужно сделать с продуктами?

- Верно, овощи и фрукты нужно мыть перед употреблением. Не забывайте о правилах гигиены.

(На парте у каждой группы картинки с фруктами и овощами, каждая пара работает со своим заданием)

Проверка



2.Практическая работа (стоя). (Слайд 13)

- А сейчас мы с вами попробуем приготовить салат из фруктов. Для начала вымоем руки и протрём их салфеткой. Порезанные фрукты нанижем на шпажки.

- У нас получился фруктовый салат.

- Назовите фрукты, из которых у вас получился салат?



VII.Итог урока.

- Где растут фрукты?

- Где растут овощи?

- Для чего надо есть много овощей и фруктов?

- Какие полезные вещества содержатся в овощах и фруктах?

- Какие витамины вы запомнили?



VIII.Рефлексия. (Слайд 14)

- А сейчас я вам предлагаю оценить урок и вашу работу на нём. Выберите смайлик и прикрепите его к доске.







Список литературы:

1. Е.Д. Худенко, И. А. Терехова «Знакомство с окружающем миром». Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 4 класс. – М. – АРКТИ, 2006.

2.Развитие речи. 2 класс: конспекты уроков/ авт.-сост. Е. М. Матвеева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 169 с.

3.Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 64 с.