СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по окружающему миру 2 класс, тема "Грибы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока по окружающему миру 2 класс, УМК "Перспектива", тема "Грибы"

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по окружающему миру 2 класс, тема "Грибы"»





Конспект урока по окружающему миру



Тема: «Грибы» 2 класс (Перспектива)











Цель урока: Формирование у младших школьников представления о грибах, как особом царстве живой природы и их особенностями.

Задачи:

  • дать понятие о грибах, как особом царстве живой природы;

  • познакомить со строением гриба, а также с видами съедобных и не съедобных грибов;

  • вывести правила сбора грибов совместно с ребятами;

  • развивать мышление, речь, воображение, кругозор, познавательный интерес учащихся, умение работать в группах;

  • способствовать к формированию бережного отношения к природе.

Тип урока: освоение новых знаний

Вид урока:

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, групповая

Планируемые результаты:

Предметные умения:

Выделять царства живой природы, разнообразие и различие съедобных и несъедобных грибов, строение грибов, значение грибов для человека и природы, правила сбора грибов.

Познавательные УУД:

Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, находить в тексте ответ на вопрос, воспринимать смысл познавательного текста, подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (природа, живая/неживая)

Личностные УУД:

Сформировывать внутреннюю позицию школьника положительного отношения к предмету, Интерес к познанию окружающего мира.

Регулятивные УУД:

Принимать роль в учебном сотрудничестве, выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы, ориентироваться в учебнике.

Коммуникативные УУД:

Выбирать речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками, воспринимать другие мнения и позицию, формулировать собственное мнение, использовать в общении правила вежливости.



Методы работы:

  • объяснительно-иллюстративный,

  • частично-поисковый,

  • наглядный,

  • практический.

Используемые технологии:

  • Личностно-ориентированное обучение,

  • Информационно-компьютерное,

  • Здоровьесберегающая технология.

Оборудование:

Ноутбук, проектор, презентация «Грибы», конверты с карточками (растения, животные, грибы), конверты с картинками съедобных и ядовитых грибов.

Учебник: А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Окружающий мир 2 класс.


Ход урока

Организационный момент:

-Здравствуйте ребята!Я проведу у вас сегодня урок окружающего мира. Сейчас тихо сядут девочки и еще тише мальчики.

Посмотрите друг на друга , улыбнитесь и пожелайте успешной работы на уроке себе и своему соседу. Ведь с хорошим настроением, любая работа спорится.

Мне бы очень хотелось, чтобы сегодня на уроке вы были как всегда активными, внимательными, слушали и дополняли друг друга.


-За окном зима. Холодно.

- А какое время года вам хотелось бы вернуть? (ответы детей).

- Сегодня на уроке к нам вернется лето.

-Ребята, у нас сегодня не обычный урок, урок – путешествие. А мы необычные путешественники – грибники. А кто такие грибники? (Люди, которые любят собирать грибы)


Актуализация знаний:

- Послушайте внимательно и доскажите слово. (звучит мелодия природы)


Посмотри мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золото,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает,

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва.

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года-

Это все вокруг … (природа) слайд


-Правильно.

- А что такое природа? (Природа – это то, что нас окружает, но не сделано руками человека) слайд

- А какая бывает природа ? (живая и неживая). слайд (на доске схема)

- Назовите признаки живой природы? (живое рождается, питается, растет, имеет потомство и умирает) слайд

- А какие царства живой природы вы знаете?

(Царство растений, царство животных ) слайд

- Вспомните, а по каким отличительным признакам можно разбить животных на группы? ( количество конечностей, наличие покрова)

- Из каких частей состоит растение (Имеет листья, стебель, корни, цветы, плоды с сменами) слайд

-Молодцы! (работа в парах) А сейчас опираясь на эти знания, поработайте в парах с картинками, которые лежат у вас в конвертах №1. Распределите объекты живой природы на группы (ландыши, заяц, бабочка, белый гриб, ель, сыроежка) . (Проверка работы пар)

- Как распределили объекты живой природы? (растения и животные)

-У кого по другому?

-Кто же прав?

-Вы высказали разные мнения, но пока не смогли их доказать. (Значит чего мы не знаем? ( К какому царству относятся грибы)

- Сегодня на уроке, мы познакомимся с самым интересным царством природы.

- Сформулируйте тему урока (грибы) слайд

-Молодцы!

-Опираясь на тему и опорные слова, сформулируйте цели урока слайд

Цели:

  • узнать, к какому … (царству относятся грибы)

  • УЗнать строение …(гриба)

  • Учиться различать …(съедобные и несъедобные грибы)

  • Составить правила…(как правильно собирать грибы)

(записывают в лист индивидуальной работы).


Основная часть урока:

Работа по теме. - Чтобы узнать новое на уроке, мы обращаемся … (к учебнику)

- В трудных ситуациях нам поможет … («Страничка умного совенка»)

-откройте стр. 125. Прочитайте текст.

-Какой вывод можно сделать из прочитанного?( грибы – это и не растение и не животное, а особое царство живой природы). (Наша первая цель достигнута)

-Вернемся к нашему затруднению. Как вы сейчас распределите объекты живой природы? Почему? (Грибы это не растения и не животные, а особое царство живой природы. отдельно грибы, отдельно растения, отдельно животные.)


Существует целая наука о грибах, называется «Микология» слайд

«Микос» - гриб, «логос»- наука.

- В настоящее время известно около 100 видов грибов. Их можно встретить в самых разных местах – в пресной и морской воде, в поле и саду, на лугах и в горах, на мусорных кучах и даже дома.

Среди них есть микроскопические виды, есть и гиганты. Например, в Японии, в 1988г был найден гриб неимоверных размеров. Он не помещался ни в один кузовок. Для доставки потребовался грузовик. Когда взвесили, удивились еще больше, он потянул на 168 кг.


-Ребят, но только ли на земле растут грибы? Слайд (еще грибы растут на старых пнях и даже на деревьях).

-Правильно, молодцы!

- Грибы, которые растут в лесах нашей страны, обладают полезными свойствами. Они достаточно питательны. В них есть жиры, углеводы, витамины, минеральные соли. Их часто называют лесным мясом.


- Какие царства вы теперь знаете ? ( царство растений, царство животных, царство грибов) слайд схема на доске


- (работа в парах) А сейчас ребята возьмите конверт №2. И сравните пожалуйста строение растения и грибы. Слайд

-В чем их сходства ? Слайд (корень и грибница похожи, стебель и ножка похожи).

-А в чем отличие? Слайд ( у грибов нет цветов, почек. У растений нет шляпки).

- А знаете ли вы, что листья растений – это своеобразные солнечные батареи, которые тянутся к свету и собирают его энергию. За счет энергии солнечных лучей, углекислого газа, который выделяют при дыхании все организмы, в тел растений образуются питательные вещества. Для того, чтобы питаться им не надо кого- нибудь ловить, выслеживать или собирать. Они готовят себе нужные вещества сами.

-А что в этом отношении вы можете сказать о грибах?

-Правильно, грибам как и животным нужна пища. Пищей большинства грибов являются питательные вещества, содержащие в отмерших листьях, пнях и стволах деревьев, навозных кучах. Поэтому их жизнь условна связана с почвой, большое значение для них имеет содержание питательных веществ в той почве, на которой они растут.

-Подумайте, похожи ли грибы на животных?

-Верно. Грибы совсем не похожи на животных. Хотя ученые химики в их теле обнаружили удивительное вещество – хитин. Его нет у растений и ни у кого у животных, кроме членистоногих (раков, скорпионов, насекомых).

Это вещество придает прочность внешнему покрытию этих животных. Но грибы не животные. Они принадлежат к самостоятельному царству природы – царству грибов.

-Молодцы! Слайд



-Рассмотрим строение гриба. Слайд

-Найдите в строении гриба общее. Что делает их похожими между собой? (У всех грибов есть ножка и шляпка)

-Ту часть гриба, которую обычно мы видим в лесу, называют наземная .Она состоит из шляпки и ножки Слайд

- А теперь посмотрим на подземную часть гриба.

-На что она похожа? ( от ножек тянутся в разные стороны тонкие белые нити, похожие на паутину).

-и название этой части – грибница.

-Подпишите пожалуйста в листах индивидуальной работы все части гриба.

- прочитаем в учебнике 1 абзац на странице 87.

-Итак , наши выводы верны.

-Из-за того, что нити грибницы образуют сложную подземную паутины грибы растут группами, семейками.

-Из каких частей состоит гриб мы выяснили.

-Посмотрите на названия частей гриба и скажите, какая из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему? ( Грибницы. Она всасывает из почвы воду и питательные вещества).

-Давайте сделаем перерыв и проведем музыкальную динамическую паузу.


- Для настоящего грибника поход за грибами это радостная встреча с лесом. Грибник бережно обращается с каждым грибом , который встретит. давайте и мы поиграем в грибников, помогите собрать корзинку

Игра корзинка

-Посмотрите на доску. соберите грибы в корзинку. все ли грибы собрали? почему? (они несъедобные)



- А как вы ребята понимаете следующее выражение: «Грибы враги или друзья» Слайд (Грибы надо хорошо знать, тогда они будут для нас друзьями. Иначе они могут принести вред нашему здоровью.)

-

- Как бы вы ответили на этот вопрос? (значит мы можем разделить грибы на съедобные и несъедобные) и мы переходим к нашей 3 цели урока. Слайд

-Какие грибы мы называем съедобными? ( те которые можно употреблять в пищу). Слайд

- А какие вы знаете несъедобные грибы? ( мухомор, поганка) Слайд

-Можно ли их употреблять в пищу? (нет, в них яд).

-Многие грибы в лесу связаны с деревьями. Нижние грибницы срастаются с корнями деревьев и помогают им всасывать из почвы воду и соли, взамен получают питательные вещества. Слайд

-Маслята – любят хвойные молодые деревья Слайд

-Рыжики – селятся в сосновых и еловых лесах Слайд

-Опята – растут на пнях и деревьях Слайд

-Белый гриб – растет в березовых, сосновых и дубовых лесах Слайд

-Грузди – в березняках и ельниках Слайд

-Сыроежки - повсюду Слайд

Грибы являются ценным источником пищи для животных, поэтому их нужно беречь. Слайд


-Самый ядовиты гриб – бледная поганка. Слайд В ней содержится самый сильный яд, даже маленький кусочек гриба заменяет укус змеи.

Узнать её нетрудно (если взрослое) цвет шляпки белый, бледно-зеленый. Тонкая ножка будто вылезает из широкого кувшинчика, на ножке есть кольцо.


( работа по заполнению таблицы)

- А сейчас рассмотрев стр. 88-89 учебника, вам предстоит стать учеными исследователями. Рассмотрите рисунки, внимательно прочитайте предложения в учебнике найдите и отметьте отличия между похожими съедобными и ядовитыми грибами.


Гриб

Шляпка снизу

Ножка

На срезе мякоть

съедобность






Белый гриб





Желчный гриб





Слайд 1 группа


Гриб

Шляпка снизу

Ножка

На срезе мякоть

съедобность






Опенок осенний





Ложный опенок






Слайд 2группа


Гриб

Шляпка снизу

Ножка

На срезе мякоть

съедобность






шампиньон





Бледная поганка






Слайд 3 ряд


- От каждого ряда один представитель нам проанализирует полученные результаты..

-Молодцы ребята!

- Грибы на самом деле – очень полезный продукт. Они являются источником белка, клетчатки, микроэлементов и витаминов.

-Кто из вас ходил в лес за грибами?

-А кто из вас знает, как нужно правильно собирать грибы?

-Какое главное правило грибника в знаете ? (нельзя брать гриб, который не знаешь, срезать ножом)

- Я вам сейчас зачитаю историю, о двух мальчиках. А вы подумайте, кто из них прав?

Два мальчика Дима и Миша пошли в лес за грибами. В лесу они разошлись в разные стороны. Дима набрал полную корзину крепких белых грибов и пошел в условленное место, где они договорились встретиться. Выйдя на поляну, Дима увидел друга с корзиной полной мухоморов. «Ты зачем набрал мухоморов»- удивленно спросил Дима. «Я их собрал, чтобы другие не отравились!» - ответил Миша.

(ответы детей Миша поступил правильно, другие не будут собирать мухоморы.

Неправильно. Если тебе что то ненужно, нельзя срывать это в лесу. В природе нет ничего лишнего. В природе нет бесполезных организмов. Животные лечатся мухоморами



-Мухомор Слайд – участник круговорота веществ в природе ( как и другие грибы он разлагает попадающие в почву остатки животных и растений.)

- А для чего еще нужны мухоморы? Кто догадался по названию?

-Да, сорванные мухоморы служили нашим предкам надежным средством для истребления в избах мух, клопов и других насекомых.

-Обобщив знания, мы можем составить памятку грибника: Слайд

  • 1.Собирай только те грибы, которые хорошо известны.

  • 2. Никогда не пробуй гриб на вкус.

  • 3. Не собирай грибы у дорог и предприятий.

  • 4.Не собирай старые, перезрелые грибы. тогда объясни ть какие старые и т.д.,я бы убрала пункт

  • Никогда не срывай грибы зря: грибами питаются и лечатся многие животные

  • 5. Срезай гриб ножом, чтобы не повредить грибницу.

  • 6. Ядовитые грибы опасны для человека, но полезны для животных.

  • 7. При отравлении обращайся в больницу.



Подведение итогов

- Какую цель мы ставили перед уроком?

-Грибы относятся к живой или не жив природе?почему?

к какому царству отнести,животные или растени?почему


-Из каких частей состоит гриб?

-Перечислите съедобные и несъедобные грибы?

-Основные правила грибника?


Рефлексия

- У каждого из вас на парте лежат грибы. Выберите тот, который соответствует вашей работе на уроке и прикрепите к корзине на доске:

Красный – на уроке все понятно, интересно, узнал что то новое.

Желтый – на уроке было интересно, узнал новое, но что то не понял.

Коричневый – на уроке было непонятно, нового ничего не узнал.


Домашнее задание

Наша лесная прогулка подходит к концу. Надеюсь она не прошла для вас даром. Вы все сегодня были молодцы и получили положительные оценки. Дома прочитать стр. 86-89 учебника и нарисовать в тетради схему гриба. Желающие могут приготовить мини доклад об одном из грибов.


-Урок окончен. Спасибо за внимание. До свидания.






Для работы


Мелодия природы


1 схема ( природа




Живая неживая



2 схема Живая природа



Растения животные грибы


1 конверт детям. Распределить объекты живой природы по группам (ландыши, заяц, бабочка, белы гриб, ель, сыроежка)

2 конверт детям. Сравнить строение растения и гриба


Индивидуальны лист работы у каждого ребенка


  1. Хочу узнать


К какому царству относятся


Знать строение


Учиться различать


Составить правила



  1. Строение гриба


Музыкальная динамическая пауза.

( 2 корзинки для игры съедобно/несъедобно, картинки с грибами)