Конспект урока по окружающему миру
Тема: «Грибы» 2 класс (Перспектива)
Цель урока: Формирование у младших школьников представления о грибах, как особом царстве живой природы и их особенностями.
Задачи:
дать понятие о грибах, как особом царстве живой природы;
познакомить со строением гриба, а также с видами съедобных и не съедобных грибов;
вывести правила сбора грибов совместно с ребятами;
развивать мышление, речь, воображение, кругозор, познавательный интерес учащихся, умение работать в группах;
способствовать к формированию бережного отношения к природе.
Тип урока: освоение новых знаний
Вид урока:
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, групповая
Планируемые результаты:
Предметные умения: | Выделять царства живой природы, разнообразие и различие съедобных и несъедобных грибов, строение грибов, значение грибов для человека и природы, правила сбора грибов. |
Познавательные УУД: | Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, находить в тексте ответ на вопрос, воспринимать смысл познавательного текста, подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (природа, живая/неживая) |
Личностные УУД: | Сформировывать внутреннюю позицию школьника положительного отношения к предмету, Интерес к познанию окружающего мира. |
Регулятивные УУД: | Принимать роль в учебном сотрудничестве, выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы, ориентироваться в учебнике. |
Коммуникативные УУД: | Выбирать речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками, воспринимать другие мнения и позицию, формулировать собственное мнение, использовать в общении правила вежливости. |
Методы работы:
объяснительно-иллюстративный,
частично-поисковый,
наглядный,
практический.
Используемые технологии:
Личностно-ориентированное обучение,
Информационно-компьютерное,
Здоровьесберегающая технология.
Оборудование:
Ноутбук, проектор, презентация «Грибы», конверты с карточками (растения, животные, грибы), конверты с картинками съедобных и ядовитых грибов.
Учебник: А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Окружающий мир 2 класс.
Ход урока
Организационный момент:
-Здравствуйте ребята!Я проведу у вас сегодня урок окружающего мира. Сейчас тихо сядут девочки и еще тише мальчики.
Посмотрите друг на друга , улыбнитесь и пожелайте успешной работы на уроке себе и своему соседу. Ведь с хорошим настроением, любая работа спорится.
Мне бы очень хотелось, чтобы сегодня на уроке вы были как всегда активными, внимательными, слушали и дополняли друг друга.
-За окном зима. Холодно.
- А какое время года вам хотелось бы вернуть? (ответы детей).
- Сегодня на уроке к нам вернется лето.
-Ребята, у нас сегодня не обычный урок, урок – путешествие. А мы необычные путешественники – грибники. А кто такие грибники? (Люди, которые любят собирать грибы)
Актуализация знаний:
- Послушайте внимательно и доскажите слово. (звучит мелодия природы)
Посмотри мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золото,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва.
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года-
Это все вокруг … (природа) слайд
-Правильно.
- А что такое природа? (Природа – это то, что нас окружает, но не сделано руками человека) слайд
- А какая бывает природа ? (живая и неживая). слайд (на доске схема)
- Назовите признаки живой природы? (живое рождается, питается, растет, имеет потомство и умирает) слайд
- А какие царства живой природы вы знаете?
(Царство растений, царство животных ) слайд
- Вспомните, а по каким отличительным признакам можно разбить животных на группы? ( количество конечностей, наличие покрова)
- Из каких частей состоит растение (Имеет листья, стебель, корни, цветы, плоды с сменами) слайд
-Молодцы! (работа в парах) А сейчас опираясь на эти знания, поработайте в парах с картинками, которые лежат у вас в конвертах №1. Распределите объекты живой природы на группы (ландыши, заяц, бабочка, белый гриб, ель, сыроежка) . (Проверка работы пар)
- Как распределили объекты живой природы? (растения и животные)
-У кого по другому?
-Кто же прав?
-Вы высказали разные мнения, но пока не смогли их доказать. (Значит чего мы не знаем? ( К какому царству относятся грибы)
- Сегодня на уроке, мы познакомимся с самым интересным царством природы.
- Сформулируйте тему урока (грибы) слайд
-Молодцы!
-Опираясь на тему и опорные слова, сформулируйте цели урока слайд
Цели:
узнать, к какому … (царству относятся грибы)
УЗнать строение …(гриба)
Учиться различать …(съедобные и несъедобные грибы)
Составить правила…(как правильно собирать грибы)
(записывают в лист индивидуальной работы).
Основная часть урока:
Работа по теме. - Чтобы узнать новое на уроке, мы обращаемся … (к учебнику)
- В трудных ситуациях нам поможет … («Страничка умного совенка»)
-откройте стр. 125. Прочитайте текст.
-Какой вывод можно сделать из прочитанного?( грибы – это и не растение и не животное, а особое царство живой природы). (Наша первая цель достигнута)
-Вернемся к нашему затруднению. Как вы сейчас распределите объекты живой природы? Почему? (Грибы это не растения и не животные, а особое царство живой природы. отдельно грибы, отдельно растения, отдельно животные.)
Существует целая наука о грибах, называется «Микология» слайд
«Микос» - гриб, «логос»- наука.
- В настоящее время известно около 100 видов грибов. Их можно встретить в самых разных местах – в пресной и морской воде, в поле и саду, на лугах и в горах, на мусорных кучах и даже дома.
Среди них есть микроскопические виды, есть и гиганты. Например, в Японии, в 1988г был найден гриб неимоверных размеров. Он не помещался ни в один кузовок. Для доставки потребовался грузовик. Когда взвесили, удивились еще больше, он потянул на 168 кг.
-Ребят, но только ли на земле растут грибы? Слайд (еще грибы растут на старых пнях и даже на деревьях).
-Правильно, молодцы!
- Грибы, которые растут в лесах нашей страны, обладают полезными свойствами. Они достаточно питательны. В них есть жиры, углеводы, витамины, минеральные соли. Их часто называют лесным мясом.
- Какие царства вы теперь знаете ? ( царство растений, царство животных, царство грибов) слайд схема на доске
- (работа в парах) А сейчас ребята возьмите конверт №2. И сравните пожалуйста строение растения и грибы. Слайд
-В чем их сходства ? Слайд (корень и грибница похожи, стебель и ножка похожи).
-А в чем отличие? Слайд ( у грибов нет цветов, почек. У растений нет шляпки).
- А знаете ли вы, что листья растений – это своеобразные солнечные батареи, которые тянутся к свету и собирают его энергию. За счет энергии солнечных лучей, углекислого газа, который выделяют при дыхании все организмы, в тел растений образуются питательные вещества. Для того, чтобы питаться им не надо кого- нибудь ловить, выслеживать или собирать. Они готовят себе нужные вещества сами.
-А что в этом отношении вы можете сказать о грибах?
-Правильно, грибам как и животным нужна пища. Пищей большинства грибов являются питательные вещества, содержащие в отмерших листьях, пнях и стволах деревьев, навозных кучах. Поэтому их жизнь условна связана с почвой, большое значение для них имеет содержание питательных веществ в той почве, на которой они растут.
-Подумайте, похожи ли грибы на животных?
-Верно. Грибы совсем не похожи на животных. Хотя ученые химики в их теле обнаружили удивительное вещество – хитин. Его нет у растений и ни у кого у животных, кроме членистоногих (раков, скорпионов, насекомых).
Это вещество придает прочность внешнему покрытию этих животных. Но грибы не животные. Они принадлежат к самостоятельному царству природы – царству грибов.
-Молодцы! Слайд
-Рассмотрим строение гриба. Слайд
-Найдите в строении гриба общее. Что делает их похожими между собой? (У всех грибов есть ножка и шляпка)
-Ту часть гриба, которую обычно мы видим в лесу, называют наземная .Она состоит из шляпки и ножки Слайд
- А теперь посмотрим на подземную часть гриба.
-На что она похожа? ( от ножек тянутся в разные стороны тонкие белые нити, похожие на паутину).
-и название этой части – грибница.
-Подпишите пожалуйста в листах индивидуальной работы все части гриба.
- прочитаем в учебнике 1 абзац на странице 87.
-Итак , наши выводы верны.
-Из-за того, что нити грибницы образуют сложную подземную паутины грибы растут группами, семейками.
-Из каких частей состоит гриб мы выяснили.
-Посмотрите на названия частей гриба и скажите, какая из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему? ( Грибницы. Она всасывает из почвы воду и питательные вещества).
-Давайте сделаем перерыв и проведем музыкальную динамическую паузу.
- Для настоящего грибника поход за грибами это радостная встреча с лесом. Грибник бережно обращается с каждым грибом , который встретит. давайте и мы поиграем в грибников, помогите собрать корзинку
Игра корзинка
-Посмотрите на доску. соберите грибы в корзинку. все ли грибы собрали? почему? (они несъедобные)
- А как вы ребята понимаете следующее выражение: «Грибы враги или друзья» Слайд (Грибы надо хорошо знать, тогда они будут для нас друзьями. Иначе они могут принести вред нашему здоровью.)
-
- Как бы вы ответили на этот вопрос? (значит мы можем разделить грибы на съедобные и несъедобные) и мы переходим к нашей 3 цели урока. Слайд
-Какие грибы мы называем съедобными? ( те которые можно употреблять в пищу). Слайд
- А какие вы знаете несъедобные грибы? ( мухомор, поганка) Слайд
-Можно ли их употреблять в пищу? (нет, в них яд).
-Многие грибы в лесу связаны с деревьями. Нижние грибницы срастаются с корнями деревьев и помогают им всасывать из почвы воду и соли, взамен получают питательные вещества. Слайд
-Маслята – любят хвойные молодые деревья Слайд
-Рыжики – селятся в сосновых и еловых лесах Слайд
-Опята – растут на пнях и деревьях Слайд
-Белый гриб – растет в березовых, сосновых и дубовых лесах Слайд
-Грузди – в березняках и ельниках Слайд
-Сыроежки - повсюду Слайд
Грибы являются ценным источником пищи для животных, поэтому их нужно беречь. Слайд
-Самый ядовиты гриб – бледная поганка. Слайд В ней содержится самый сильный яд, даже маленький кусочек гриба заменяет укус змеи.
Узнать её нетрудно (если взрослое) цвет шляпки белый, бледно-зеленый. Тонкая ножка будто вылезает из широкого кувшинчика, на ножке есть кольцо.
( работа по заполнению таблицы)
- А сейчас рассмотрев стр. 88-89 учебника, вам предстоит стать учеными исследователями. Рассмотрите рисунки, внимательно прочитайте предложения в учебнике найдите и отметьте отличия между похожими съедобными и ядовитыми грибами.
Гриб | Шляпка снизу | Ножка | На срезе мякоть | съедобность |
| | | | |
Белый гриб | | | | |
Желчный гриб | | | | |
Слайд 1 группа
Гриб | Шляпка снизу | Ножка | На срезе мякоть | съедобность |
| | | | |
Опенок осенний | | | | |
Ложный опенок | | | | |
Слайд 2группа
Гриб | Шляпка снизу | Ножка | На срезе мякоть | съедобность |
| | | | |
шампиньон | | | | |
Бледная поганка | | | | |
Слайд 3 ряд
- От каждого ряда один представитель нам проанализирует полученные результаты..
-Молодцы ребята!
- Грибы на самом деле – очень полезный продукт. Они являются источником белка, клетчатки, микроэлементов и витаминов.
-Кто из вас ходил в лес за грибами?
-А кто из вас знает, как нужно правильно собирать грибы?
-Какое главное правило грибника в знаете ? (нельзя брать гриб, который не знаешь, срезать ножом)
- Я вам сейчас зачитаю историю, о двух мальчиках. А вы подумайте, кто из них прав?
Два мальчика Дима и Миша пошли в лес за грибами. В лесу они разошлись в разные стороны. Дима набрал полную корзину крепких белых грибов и пошел в условленное место, где они договорились встретиться. Выйдя на поляну, Дима увидел друга с корзиной полной мухоморов. «Ты зачем набрал мухоморов»- удивленно спросил Дима. «Я их собрал, чтобы другие не отравились!» - ответил Миша. (ответы детей Миша поступил правильно, другие не будут собирать мухоморы. Неправильно. Если тебе что то ненужно, нельзя срывать это в лесу. В природе нет ничего лишнего. В природе нет бесполезных организмов. Животные лечатся мухоморами |
-Мухомор Слайд – участник круговорота веществ в природе ( как и другие грибы он разлагает попадающие в почву остатки животных и растений.)
- А для чего еще нужны мухоморы? Кто догадался по названию?
-Да, сорванные мухоморы служили нашим предкам надежным средством для истребления в избах мух, клопов и других насекомых.
-Обобщив знания, мы можем составить памятку грибника: Слайд
1.Собирай только те грибы, которые хорошо известны.
2. Никогда не пробуй гриб на вкус.
3. Не собирай грибы у дорог и предприятий.
4.Не собирай старые, перезрелые грибы. тогда объясни ть какие старые и т.д.,я бы убрала пункт
Никогда не срывай грибы зря: грибами питаются и лечатся многие животные
5. Срезай гриб ножом, чтобы не повредить грибницу.
6. Ядовитые грибы опасны для человека, но полезны для животных.
7. При отравлении обращайся в больницу.
Подведение итогов
- Какую цель мы ставили перед уроком?
-Грибы относятся к живой или не жив природе?почему?
к какому царству отнести,животные или растени?почему
-Из каких частей состоит гриб?
-Перечислите съедобные и несъедобные грибы?
-Основные правила грибника?
Рефлексия
- У каждого из вас на парте лежат грибы. Выберите тот, который соответствует вашей работе на уроке и прикрепите к корзине на доске:
Красный – на уроке все понятно, интересно, узнал что то новое.
Желтый – на уроке было интересно, узнал новое, но что то не понял.
Коричневый – на уроке было непонятно, нового ничего не узнал.
Домашнее задание
Наша лесная прогулка подходит к концу. Надеюсь она не прошла для вас даром. Вы все сегодня были молодцы и получили положительные оценки. Дома прочитать стр. 86-89 учебника и нарисовать в тетради схему гриба. Желающие могут приготовить мини доклад об одном из грибов.
-Урок окончен. Спасибо за внимание. До свидания.
Для работы
Мелодия природы
1 схема ( природа
Живая неживая
2 схема Живая природа
Растения животные грибы
1 конверт детям. Распределить объекты живой природы по группам (ландыши, заяц, бабочка, белы гриб, ель, сыроежка)
2 конверт детям. Сравнить строение растения и гриба
Индивидуальны лист работы у каждого ребенка
Хочу узнать
К какому царству относятся | |
Знать строение | |
Учиться различать | |
Составить правила | |
Строение гриба
Музыкальная динамическая пауза.
( 2 корзинки для игры съедобно/несъедобно, картинки с грибами)