СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по окружающему миру для 3 класса "Особенности питания животных. Цепи птания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по окружающему миру для 3 класса "Особенности питания животных. Цепи птания"»

Государственное бюджетное учреждение общеобразовательная организация Запорожской области «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Бердянск










Конспект урока

предмет «окружающий мир» 3 класс


Тема урока:

"Особенности питания животных. Цепи питания"






Автор: учитель начальных классов

Демко Алина Андреевна







г. Бердянск, 2024 г.

Пояснительная записка:

Класс: 3

Предмет: окружающий мир

Тема: «Особенности питания животных. Цепи питания»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала

Образовательные цели и задачи урока:

Цель урока: знакомство с группами животных по способу питания – травоядные, всеядные, хищные, насекомоядные, выделение их отличительных признаков, знакомство с понятием «цепь питания».

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий: травоядные, всеядные, хищные, насекомоядные животные, цепи питания).

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Задачи урока:

Образовательные задачи:

  • познакомить учащихся с типами животных по способу питания: травоядными, всеядными, хищными, насекомоядными; их отличительными особенностями; цепями питания;

  • способствовать умению приводить примеры растительноядных, всеядных, хищных, насекомоядных животных;

  • учить группировать животных по существенным признакам;

  • учить моделировать цепи питания.

Развивающие задачи:

  • развивать умение сравнивать, анализировать, ставить проблему, выдвигать гипотезы, находить научное обоснование в практической деятельности и в различных источниках;

  • развивать познавательную активность и самостоятельность.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать умение работать в группе и в паре, взаимопомощь, ответственность, организованность, рассудительность;

  • воспитывать стремление к познанию нового, неизведанного;

  • воспитывать и развивать бережное отношение ко всему живому;

  • воспитывать познавательный интерес.

Планируемые результаты.

регулятивные: устанавливать связь между целью учебно-познавательной деятельности и ее мотивом, получить возможность научиться в коллективном диалоге ставить конкретную познавательную задачу, совместно с учителем находить и формулировать познавательную проблему; осмысливать практическую задачу, для решения которой имеющихся знаний недостаточно; учиться сохранять в памяти познавательную задачу в течение всего занятия, осуществлять её решение под руководством учителя; сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на занятии, определять успехи и трудности;

познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, формировать умения работать с информацией, извлекать необходимую информацию из текста и анализировать её, делать выводы на основе обобщения знаний; уметь строить логическую цепь рассуждений; выделять характеристики и отличительные признаки объектов, анализировать полученную информацию;

личностные: формировать у обучающихся положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; способствовать формированию навыков самоорганизации, саморазвития, самосовершенствования;

коммуникативные: формировать навыки взаимодействия с учителем и одноклассниками, умение строить понятные для собеседника высказывания; формулировать свои мысли в устной и письменной речи; высказывать свою точку зрения и аргументировать её; слушать высказывания других.

Форма проведения: урок-практикум.

Используемые педагогические технологии, методы, приемы.

Используемые технологии: системно-деятельностный подход, проблемного обучения, критического мышления, интерактивные технологии, ИКТ-технологии, игровые, здоровьесберегающие технологии.

Используемые методы: эврестический, диалогический, частично-поисковый методы, объяснительно-иллюстративный, словесный, метод анализа и синтеза.

Используемые приемы: блиц-опрос, «Микрофон», медиа-сообщение, «Крестики-нолики».

Используемые формы и виды работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, работа в группах, презентация выполнения задания, самопроверка, взаимопроверка.

Ресурсы, используемые при подготовке и проведении урока:

методические ресурсы – наглядный материал, дидактические карточки для самостоятельной работы, технологическая карта для работы в группах, таблица для работы в группах.

информационные ресурсы - энциклопедии, методические пособия;

материально-технические ресурсы - ноутбук, телевизор, мультимедийная презентация, 2 кубика конструктора лего, интернет-ресурсы.


















Основная часть урока


  1. МОТИВАЦИЯ К ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

  1. Организационный момент. Создание психологического настроения.

- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте дружно поприветствуем их. А теперь повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь, пожелайте хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть много нового. СЛАЙД 1

- Перед вами кубики лего двух цветов. Поднимите кубик зеленого цвета, если вы пришли на урок в хорошем настроении или красного цвета, если вы чем-то обеспокоены, озадачены.


2. Самоопределение к учебной деятельности посредством анализа девиза урока.

- На экране вы видите девиз нашего сегодняшнего урока. СЛАЙД 2

-Как вы считаете, что необходимо для того, чтоб получить качественный результат работы?

- Для активизации внимания, предлагаю выполнить упражнение «Ленивые восьмерки»: нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем повторить это движение обеими руками.

- На урок к нам прилетела Тетушка Сова именно она будет помогать нам делать открытия.


II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЙ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

  1. Актуализация знаний о царстве животных.

Интерактивный приём «Микрофон»

-Давайте вспомним, какое царство живой природы мы изучаем? (Царство Животных) СЛАЙД 3

- Назовите признаки жизни животных. (Дышат, двигаются,

растут, развиваются, размножаются, умирают,)

  1. Актуализация знаний о группах животных.

Приём да/нет с помощью кубиков лего

Интерактивный приём «Микрофон»

- Какие группы животных мы знаем? Эту информацию нам поможет вспомнить «замок теней» (Приложение 1), который подготовила для нас Тетушка Сова, а также описание каждого жителя. Правильность ответа просигнализируем кубиками лего. Если вы согласны с ответом, поднимаете кубик зеленого цвета, если не согласны – красного. СЛАЙД 4, СЛАЙД 5

1.Эти лилии, огурцы, звёзды и даже ежи живут на морском дне, тело этих морских животных покрыто шипами или иглами. (Иглокожие)

2.Животные, тело которых покрыто шерстью. Своих детёнышей они вскармливают молоком. Как ещё называют эту группу? (Млекопитающие)

3.Представители этой группы часть жизни проводят на земле (т.е. на суше), а часть – в воде, за что и получили своё название. (Земноводные)

4.К какой группе животных относятся пиявки? (Черви)

5.У животных этой группы тело покрыто перьями. Назовите представителей этой группы. (Птицы)

6.Отгадайте загадку:

Ползёт наоборот,

Задом наперёд.

Всё под водой

Хватает клешнёй. (Рак) К какой группе животных относится рак? (Ракообразные)

7.Животные, у которых 6 ног. (Насекомые)

8.Животные этой группы имеют мягкое тело, которое у многих из них защищено раковиной. (Моллюски)

9. Тело этих животных покрыто сухими чешуйками, а у некоторых есть панцирь. А как ещё называют эту группу животных?

- Какие группы животных мы ещё не назвали? (Паукообразные, Рыбы).

- Дайте определение этим группам. (Рыбы – животные, тело которых покрыто чешуёй. Паукообразные – имеют 8 ног. Например, пауки, скорпионы, сенокосцы.)

-Давайте проверим, всех ли мы правильно назвали? (Приложение 2) СЛАЙД 6

- По каким отличительных признакам мы распределяем животных? (По внешнему виду, по среде обитания, по способу передвижения, по способу питания)


  1. Фиксация затруднений в пробном учебном действии.

  1. Пробное действие.

- Разделите животных по способу питания на группы: Травоядные, Всеядные, Хищные, Насекомоядные.

2) Фиксация затруднения. Причина затруднения:

- Почему именно сейчас мы не можем этого сделать?

- Что нужно сделать, чтоб выполнить это задание?

- Что необходимо узнать, чтоб выполнить это задание?


III. ВЫЯВЛЕНИЕ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ

– Так значит, что мы должны сейчас сделать?

– В какой момент у вас возникла трудность?


IV. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛИ И ТЕМЫ УРОКА.

-Может быть, кто-то догадался, как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока?

-Тема урока звучит так: Особенности питания животных. Цепи питания.

- Какую цель мы поставим перед собой?




V. ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА И ВЫХОД ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ.

- Узнавать об особенностях питания животных мы будем работая в группах. Помним о правилах работы в группе. (На доске)

- Тетушка Сова принесла для каждой группы конверты, в которых вы найдете то, что необходимо будет для ответа на вопрос: на какие группы делятся животные по способу питания? Откройте конверты, проанализируйте изображения животных и подумайте, чем питаются эти животные? СЛАЙД 7


VI. РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТОРОЕНИЯ ПРОЕКТА.

Технологическая карта.

  1. Изучите изображения, находящиеся в конверте. (Капитан называет животных для группы).

  2. Проанализируйте, чем питаются данные животные. (Записывает секретарь)

3) Спикер презентует выполнение задания.

Группа 1. Проанализировать растительноядных животных. (Приложение 3) СЛАЙД 8

Группа 2. Проанализировать всеядных животных. (Приложение 4) СЛАЙД 9

Группа 3. Проанализировать хищных животных. (Приложение 5) СЛАЙД 10

Группа4. Проанализировать насекомоядных животных. (Приложение 6) СЛАЙД 11

Презентация выполненного задания.


Активная физминутка СЛАЙД 12


VII. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ

- Пришло время проверить ваши гипотезы. Ознакомьтесь с сообщением, которое пришло на ваши ноутбуки.

1) Самостоятельно прочитайте сообщение на шаблонах ноутбуков.

2) Каждой группе необходимо заполнить таблицу особенностей группы животных по способу питания. (Приложение 7)

3) С помощью приема «ручка к ручке» вам необходимо придти к общему решению по каждому вопросу и закрасить ячейку, которая, по мнению вашей команды, соответствует описанию группы животных по способу питания, о которой вы читали.

Сообщение 1 на шаблонах ноутбуков. Информация о растительноядных животных.

Растительноядными животными называют тех, кто не употребляет «животную» пищу совсем или почти этого не делает. Такие животные обычно питаются корнями, листьями или плодами растений. Пищеварительный тракт животных зачастую хорошо приспособлен к такой пище: мускулистый желудок и бактерии, помогающие разлагать вещества обеспечивают их жизнедеятельность. Зубы приспособлены к жеванию и измельчению пищи: они крупные и плоские. Преобладают резцы и коренные зубы. Особое расположение глаз: они находятся сбоку с целью быстро обнаруживать угрозу. Предпочитают постоянно находится в группе других особей, чтобы было легче защищаться от хищников. К травоядным относится очень много представителей млекопитающих, живущих на разных концах света. Помогают планете избавиться от излишков растительности, поедая их. Благодаря этому прорастают молодые побеги и ростки. СЛАЙД 13

Сообщение 2 на шаблонах ноутбуков. Информация о всеядных животных.

Всеядные животные — это животные, которые питаются как растительной, так и животной пищей. Они могут получать питательные вещества из фруктов, овощей, семян, насекомых, мелких животных и падали (мёртвых животных). Пищеварительная система приспособлена для обработки как растительного, так и животного сырья. Зубы всеядные животные обычно имеют комбинацию различных типов зубов: резцы для грызения и разрывания растительного материала, клыки для хватания и разрывания плоти, коренные зубы для измельчения как растительного, так и животного сырья. Всеядные животные могут проявлять как охотничье, так и собирательское поведение для добывания пищи. Всеядные животные поедают излишки растений и избавляют природу от слабых, старых и больных особей, делая мир животных более сильным и здоровым. СЛАЙД 14

Сообщение 3 на шаблонах ноутбуков. Информация о хищных животных.

Хищные животные — отряд млекопитающих. Название происходит от слова «похищать». Внешний вид хищных разнообразный. Телосложение от лёгкого и стройного до тяжёлого и неуклюжего. Размеры от маленьких до очень больших: длина тела у бурого медведя, моржа и тигра до 3 м и более. Тело покрыто волосами, исключая моржа. Окраска тела разнообразная, однотонная или с полосами и пятнами. Для охоты и употребления пищи хищникам необходимо особое «оружие» - острые когти и клыки. По образу жизни: есть древесные, наземные, роющие, полуводные и водные виды. Активны в разное время суток. Ведут одиночный (например, тигр, медведь) или групповой (как сурикаты и гиеновые собаки) образ жизни. Добычей хищников часто становятся слабые, больные, старые животные, которым сложно убежать от животных-охотников или одолеть их. Таким образом, группа животных, на которую охотится хищник, становится более здоровой: в ней остаются самые выносливые особи, которые дадут сильное и здоровое потомство. СЛАЙД 15

Сообщение 4 на шаблонах ноутбуков. Информация о насекомоядных животных.

Насекомоядные — очень древние животные, от их предков произошли все млекопитающие. Питаются насекомыми и другими беспозвоночными, но готовы съесть любое животное, уступающее им в силе и ловкости. Мордочки у них удлиненные, иногда заканчиваются небольшим хоботком, зубы мелкие, конусообразные. Отличительной особенностью считают наличие зубов насекомоядного типа в виде букв V и W, с заточенными окончаниями, число зубов может достигать 44 штук. Из органов чувств лучше всего развиты обоняние и слух. Распространены на всех континентах, кроме Австралии, встречаются как в тропических лесах, в жарких пустынях и холодной тундре. Роль насекомоядных заключается в том, что они регулируют численность насекомых, выполняют роль естественных санитаров. Насекомоядные поедают вредителей сельского и лесного хозяйства. СЛАЙД 16


Презентация выполненного задания. СЛАЙД 17

- Мы узнали, что по способу питания все животные делятся на растительноядных, всеядных, хищных и насекомоядных.

- А как связаны между собой эти группы животных?

- Посмотрите на схемы, расположенные на доске. На что похожи изображения?

- Связь между организмами, где одни живые существа становятся пищей для других, называют цепью питания. Любая цепь питания начинается с растений, которые составляют первое звено цепи. Следующее звено — это растительноядные животные. Последнее звено цепи питания представлено насекомоядными или хищными животными.

- Согласны ли вы с утверждением Тетушки Совы, что любое звено в цепи питания важно?

- А что произойдет, если убрать одно звено из цепи?


VIII. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ.

  1. Самостоятельно выполните задание на карточке.

- Предлагаю каждому из вас составить две цепи питания из предложенных звеньев. (Приложение 8) СЛАЙД 18

Самопроверка

- Проверим вашу работу с помощью изображения на экране. (Приложение 9) СЛАЙД 19

- Оцените свою работу, приклеив прилагающийся смайлик. Если работа выполнена правильно, приклейте улыбающуюся сову, если допущена 1 и более ошибка – грустное изображение совы, над темой нужно работать. СЛАЙД 20


IХ. ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЕ

- С помощью известной вам игры «Крестики-нолики» предлагаю подвести итоги и закрепить свои знания о классификации животных по способу питания и цепях питания. Перед вами поле с восьмью пронумерованными клеточками. (Приложение 10) СЛАЙД 21

Если вы согласны с озвученным утверждения, в соответствующей номеру утверждения клеточке, вы ставите: 0; если не согласны – Х.

1.Все животные делятся на две группы: хищники и травоядные.

2. Любая цепь питания начинается с травянистого растения.

3. Если убрать одно звено из цепи питания, ничего не произойдет.

4. Травоядные животные – только домашние.

5. Хищные животные опасны для природы, так как они охотятся только за молодыми особями.

6. Всеядные животные обычно имеют комбинацию различных типов зубов: резцы и клыки.

7. Хищные животные активны в разное время суток.

8. Цепь питания трава – зебра – лев составлена правильно.

Взаимопроверка с помощью экрана.

- Обменяйтесь вашими ответами с соседом справа. Давайте проверим ответы с помощью таблицы на экране. (Приложение 10) СЛАЙД 22 Нарисуйте соответствующий смайлик:

Если все 8 ответов правильны – улыбку.

Если правильно ответил сосед на 5-7 вопросов – нужно подучить, рисуем смайлик задумчивый.

Если ответили правильно на 1-4 вопросов – над темой нужно работать, рисуем грустный смайлик.


X. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

- Над какой темой мы сегодня с вами работали?

-Что нового вы узнали?

-На какие группы делятся животные по способу питания?

-Как называется связь между организмами, где одни живые существа становятся пищей для других?

- Можно ли из цепи питания бесследно убрать одно звено?


Объяснение домашнего задания.

- Как вы считаете, нужно ли нам потренироваться в составлении цепей питания?

- Для закрепления изученной темы предлагаю творческое домашнее задание. Вам необходимо создать страницу из коллективного альбома под названием «Цепи питания». Для этого каждый из вас на листе А4 должен нарисовать цепь питания и подписать ее звенья. Совместными усилиями мы создадим единый альбом.

Благодарю вас за урок! СЛАЙД 23

Оцените свое настроение в конце урока с помощью сигнальных знаков. (Приложение 11)









Приложение 1















Приложение 2







































Приложение 3























Приложение 4


























Приложение 5















Приложение 6























Приложение 7























Приложение 9























Приложение 10

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.









Х

О

Х

Х

Х

О

О

О









Приложение 11