Урок «Речь и альтернативная коммуникация».
Тема: Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.
Цель : формирование умения называния (употребления) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.
Задачи:
Образовательные:
- упражнять умение называния (употребления) отдельных звуков, звукоподражаний.
Коррекционно - развивающие:
-способствовать развитию памяти, мышления;
-корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук;
-способствовать развитию артикуляционного аппарата;
-развивать речевое дыхание (длительность, продолжительность выдоха);
Воспитательные:
-способствовать воспитанию доброты и положительного отношения к окружающим.
Оборудование : предметные картинки, индивидуальные задания в тетради, слова на карточках, панно «Фиолетовый лес» с животными ,прищепки, шаблон солнца.
Ход урока:
1.Организационный момент.
-Здравствуйте….(приветствие жестом)
-Ребята, давайте вспомним какое сейчас время года?
-Какой месяц?
-Какая погода? Пасмурная или солнечная?
-Какой день недели?
Солнышко проснулось.
В гости к нам пришло с утра
(показываю солнце-большой желтый круг с улыбающимся лицом)
Всем ребятам улыбнулось. Давай и мы улыбнемся солнцу.
-У тебя есть солнце? Конечно, есть. Смотри, ладошки-это солнышки,(поглаживаю ладони) а пальчики-это лучики.(массирую каждый пальчик). А почему у нашего гостя- солнца нет лучиков? Подарим ему лучики?
(Работа на панно, прикрепляем к желтому кругу желтые лучики к кругу)
-Вот какое красивое солнце стало, оно нам будет светить весь урок.( На доске)
-Сегодня мы с вами повторим звуки, которые можно петь, «найдём» их в словах, будем учиться «произносить». Звуки издают животные, а мы с вами – говорим. Человек обладает речью. Звуки речи соединяются, и получаются слоги, слоги образуют слова. Мы будем учиться слушать и произносить речевые звуки
Артикуляционная гимнастика .
-Чтобы правильно произносить звуки, надо научить губы, язык делать зарядку.
-Учимся делать упражнение «Улыбка-трубочка» Вытяните губы трубочкой, а теперь улыбнитесь.(чередуем)
-Учимся широко и спокойно открывать рот.
-Учимся делать упражнение «Хомячок». (Молодцы)
Речевая разминка
Прочитаем и повторим
Лошадь но-но-но ,покажи как скачет лошадь (стучат пальчиками по парте) Эрдэм
Петух ха-ха-ха, покажи как петух крылями машет (Кирилл)
Часы сы-сы-сы, покажи как тикают часы (качают головой вправо-влево)
Актуализация знаний.
-Сегодня утром я пришла в школу и нашла вот этот сундучок. Посмотрите, какой он красивый. А что в нём?
-А в нём лягушка - квакушка. Лягушка прискакала нам из сказки. А из какой, узнаем попозже.
Она принесла с собой игру «Доскажи словечко». Поиграем? Я читаю загадку , и мы с вами ищем отгадку среди карточек на доске.
(Читаю)
а) Хитренько взглянула
Хвостиком махнула
И исчезла – чудеса
Где ты, рыжая ……… (лиса)
б) Пи-пи-пи она сказала,
Сразу в норку убежала
Что же это за малышка,
Ну, конечно, это….(мышка)
в)Ой, зайчишкам не до смеха
От его клыков и меха.
В зайцах с детства знает толк
Злой, зубастый, серый……… (волк)
г)Кто большой и косолапый
Мед достал из улья лапой?
Скушал сладость и ревет
Как зовут его……….. (медведь)
д)По снегу бежит – петляет.
К лету шубку он меняет.
На снегу его не видно,
Волку и лисе обидно.
(Заяц)
Молодцы ребята, все загадки разгадали.
Все эти животные и лягушка герои сказки.
-Сегодня мы с вами повторим звуки, которые можно петь, «найдём» их в словах, будем учиться «произносить». Звуки издают животные, а мы с вами – говорим. Человек обладает речью. Звуки речи соединяются, и получаются слоги, слоги образуют слова. Мы будем учиться слушать и произносить речевые звуки.
Звуки окружают нас всюду, их нельзя увидеть, но можно услышать или произнести. Давайте послушаем».
Дети слушают как звучат звукоподражания животных: мышь пищит, лягушка квакает, заяц грызёт морковку, волк воет, медведь ревёт, лисица тявкает.
«Кто так голос подаёт, вы узнали?» Дети угадывают животных.
-Посмотрите, ребята, это не просто герои сказки, каждый из них поёт свой звук. Какой звук поёт лягушка? (А), мышка? (И), заяц? (О), лиса? (И), волк? (У), медведь? (Ы)».
Дети проговаривают гласные звуки: «Как мы можем назвать одним словом все эти звуки? (гласные). Что, мы можем с ними «делать»? (пропеть, протянуть, громко крикнуть) Когда мы их произносим, «голосок всегда поёт».
На середине полотна мышка и лягушка подходят друг к дружке
«Посмотрите, а мышка с лягушкой «подружились» и поют песенку, какую?» (ИА). Правильно, а что это такое? (так кричит ослик). Возьмите свои картинки-символы и «напишите» слово ИА».
Дети выполняют задание на местах, учитель на доске: «Прочитаем» то, что у нас получилось, слева-направо, пальчик сначала под первой картинкой, потом под второй». Дети читают хором и индивидуально: «Какой первый звук? (И). Какой второй? (А)
На полотне персонажи меняются — лиса и заяц: «Какую песенку поют лиса и заяц? (ИО). Давайте «напишем» её, «прочитаем». Аналогичная работа проводится с персонажами волк и медведь (песенка ЫУ). Итак, мы сегодня произносили звуки животных сказки «Теремок», рассказанную на новый лад. Скажем жильцам теремка СПАСИБО за гостеприимство и за интересные задания.
«В какой сказке встречаются все эти животные? Правильно, «Теремок».
-Я буду рассказывать и показывать героев сказки , а ты внимательно слушайте и запоминайте .
- Чем мы слушали? (Ушами.) Уши – это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (Нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии и класть в уши мелкие предметы. Нужно беречь уши.
Выразительно читаю сказку, по ходу чтения на панно «Фиолетовый лес» доску прикрепляют дети теремок, и героев сказки в сказочной последовательности.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
Физминутка
-Отдохнем и повторим сказку
Зайка серенький сидит и ушами шевелит ……….
Проверка восприятия.
-Из какой же сказки были все герои из загадок? Правильно. из сказки «Теремок».
- Вспомним, кто же первый нашел теремок. (На столе игрушки с героями сказки, надо выбрать по заданию)
-Правильно , мышка.(Берем мышку и крепим на панно)
-А кого не хотели пускать? Конечно, медведя.( Выбираем медведя и крепим на панно)
-Что случилось с теремком? Найди картинку
- А какой теремок построили звери?
Закрепление.
а) Работа с карточками « Кто как говорит?»
б) Игра обведи в кружочек «Кого Миша видел в музее»
-Поиграем в игру «Собери сказку.» Надо в правильной последовательности поселить зверей в домик.(С помощью учителя подбираем сюжетные картинки по порядку)
Итог урока.
Итак, мы сегодня произносили звуки животных сказки «Теремок», рассказанную на новый лад.
«Герои какой сказки приходили к нам сегодня в гости? ».
Ребята такие молодцы, всё знают и умеют.
- Довольны ли вы своей работой на уроке?
- С каким настроением вы уходите с урока?
Покажи, какое у тебя настроение. (смайлик)
-Произносили звуки «кто как говорит?»
-Вы сегодня хорошо позанимались!
Погладим себя по голове, похлопаем, молодцы дети! А сейчас посмотрим музыкальную сказку «Теремок».