ОГКОУ «Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения.»
Конспект открытого урока по речевой практике
в 1 классе
Тема урока
«Помощники»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
высшей категории
Назакова Виктория Эдуардовна
г. Фурманов
2020 – 2021 уч. г.
Цель: научить дружескому и результативному общению в различных жизненных ситуациях; учить составлять предложения по картинкам.
Задачи:
Образовательные: учить составлять предложения, отвечать на вопросы, выражать желание; работать над формированием связной речи;
Коррекционно-развивающие: развивать внимание; активизировать и расширять словарный запас обучающихся;
Воспитательные: прививать навыки самообслуживания, оценивать свою деятельность.
Ход урока
1.Организационная
- Прозвенел звонок, начался урок,
встали ровно, сели тихо,
на меня все посмотрели. Каждый день всегда, везде на занятиях, в игре, смело, четко говорим И тихонечко сидим.
Сдача рапорта
Диагностика «Настроение»
Наступила весна, поют птицы, светит солнышко. На ваших партах лежат рисунки солнца и туч. Поднимите рисунок, который соответствует вашему настроению.
- У вас хорошее настроение?
Улыбнитесь. Назовите каждый по очереди свое имя ласково, так, как вас называет мама. (Дети называют свои имена, садятся за парты.)
- Вот с таким хорошим настроением мы начнем урок.
- Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока.
Вспоминают правила поведения во время урока.
3. Пальчиковая гимнастика «Пальцы —
дружная семья».
Чтобы четко говорить,
Надо с пальцами дружить.
Читает учитель | Выполняют дети |
Пальцы — дружная семья. Друг без друга им нельзя. | Ритмично сжимать и разжимать кулачки. |
Вот — большой, а это — средний, Безымянный и последний, — Наш мизинчик-малышок. Указательный забыли! | Поочередно поднимать пальцы обеих рук вверх. |
Чтобы пальцы дружно жили Будем их соединять И движенья выполнять. | Каждый палец руки поочередно соединять с большим пальцем. |
Мы рога козы покажем, | Выдвинуть вперед указательный палец и мизинец. Остальные пальчики загнуть в кулачок. Поднять «рога» к голове. |
И рога оленя даже. | Широко раздвинуть пальцы обеих рук, скрестить ладошки и поднять «ветвистые рога» к голове. |
Читает учитель | Выполняют дети |
И про зайку не забудем, — Ушками водить мы будем. | Выдвинуть вперед указательные и средние пальцы обеих рук. Поднять «ушки» к голове и пошевелить ими. |
Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить! | Каждый палец руки поочередно соединять с большим пальцем. |
4. Речевая гимнастика. Чтение разными способами
-Ребята, проговорим чистоговорку. Слайд 1
ОЙ - ОЙ - ОЙ - огород у нас большой
АЙ - АЙ — АЙ - собираем урожай
ОД - ОД - ОД - мы вскопаем огород
КИ - КИ - КИ - поливаем грядки
УК - УК - УК - собираем лук
3. Активизация знаний и умений учащихся
-Кто помнит, о чем мы говорили на предыдущем уроке?
- О помощниках.
-Как вы понимаете значение этого слова?
- Кто такой помощник?
Помощник- тот, кто помогает кому-нибудь, в чём-нибудь.
У мамы много дел по дому,
В заботах папа день за днём.
А мы родным помочь готовы
Отложим игры на потом
Давайте вспомним, как вы, помогаете и заботитесь о своих родных и близких?
Показать детям сюжетные картинки и спросить.
Разбор содержания картинок в вопросно-ответной форме.
Вопросы к картинкам:
1 -я картинка: - Кого вы видите на картинке?
- Как помогает девочка?
- Как помогает мальчик?
Как можно назвать этих детей? (помощники)
- На прошлом уроке мы учили стихотворения А. Барто «Помощница».
Рассказ стихотворения ученицей.
-Как зовут нашу помощницу?
- Дети, скажите мне, а чем Таня помогала брату?
- Какие дела еще выполняла Таня?
- Что она сказала маме и бабушке?
- От чего она так устала?
- Можно ли Таню назвать хорошей помощницей?
- Почему нет?
Физкультминутка.
Дружно маме помогаем,
Пыль повсюду вытираем,
Мы белье теперь стираем,
Его полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером
встречаем,
Двери настежь открываем.
Маму крепко обнимаем,
Угощаем вкусным чаем.
4. Сообщение темы, цели урока.
- Сегодня на уроке мы продолжим изучать тему «Помощники».
Мы получили письмо, а кто написал это письмо, мы не знаем. Надо его прочитать, чтобы узнать от кого письмо.
- Прочитайте письмо и узнайте, кому оно адресовано.
Пол мыли. Пыль вытирали. Купили соль, рис и морковь. Мы в саду. Там хорошо играть.
Игорь и Лида.
-Куму адресовано письмо?
-Почему так решили? Давайте проверим!
Игра: «Живые звуки».
- Назвав первые звуки слов, изображённых на предметных картинках и вы узнаете, кому же писали дети.
-Что делали дети, пока мама была на работе?
- А что вы умеете делать
дома?
Я умею…,…,… .
- Вы ребята молодцы, у ваших мам настоящие помощники.
Физминутка.
Игра «Доскажи словечко». Работа над силой голоса.
- Я буду читать стихотворение, а вы договаривать слово в рифму. Но условие такое: если я говорю шепотом - вы тоже договариваете шепотом, я громко – вы громко, я спокойным голосом – и вы тоже.
Это всем давно известно,
Вещи надо класть на место
Раз, два, три, четыре,
Прибираюсь я в квартире!
Будем маме помогать,
И игрушки будем убирать
Видно, вовремя в углу
Пыль заметила метлу!
А проворные ладошки
Сполоснули чашки, ложки…
В результате чистота
К нам домой пришла. Ура!
- А сейчас мы поиграем в игру. Добавьте недостающее слово.
- Помогаю убирать…. (комнату, игрушки), помогаю подметать…..(пол), помогаю вытирать (пыль), помогаю мыть (посуду), помогаю застелить…. (постель), помогаю полить… (цветы).
5.Работа по учебнику.
-Рассмотрите картинку на первой странице разворота. Кто нарисован на
картинке ?
-Кто собирается делать уборку?
-Кто даёт задание детям?
-О чём попросила мама детей?
Составление диалога
-мама,дети
Мама: Помойте, пожалуйста, пол. Не забудьте вытереть пыль. Полейте
цветы. Вынесите мусор.
-Рассмотрите вторую страницу разворота.
-Кого вы узнали на картинке?
-Что приготовили дети для уборки?
-Что может ещё пригодится для уборки?
-Как вы думаете, кто будет мыть пол? А кто вытирать пыль
Конструирование высказываний- предложений по картинке с опорой на условно - графическую схему.
- Моделирование диалога «Ученик – ученик».
(Работа в парах по модели « вопрос – ответ», дети задают друг другу вопросы по картинке, отвечают.)
- Давай я буду .... А ты .... -Давай лучше я ...
- Договорились!
Задание из рабочей тетради С. В. Комаровой «Речевая практика» стр. 43.
Ребята, я сейчас загадаю вам загадки о предметах, которые помогают нам в делах:
1 Большой, с лохматой бородой,
Как метель метёт зимой,
Дома он в углу стоит
За порядком он следит. (веник)
2 Есть у веника подмога
Мусор любит он носить.
Уступай ему дорогу,
Чтобы сор весь вынести. (совок)
3 Люблю людям помогать
Воду в дом могу таскать.
Но могу быть и пустым,
Красным, жёлтым, голубым. (ведро)
4 Пыль увижу- заворчу,
Заворчу и проглочу! (пылесос)
Нагнут меня ребятки –
И дождь пойдёт на грядку. (лейка)
Может чистить нежно,
Может чистить грубо,
Обувь и одежду,
Пол и даже зубы. (Щетка)
7. Релаксация.
У меня есть необычная «Ваза добрых дел». Я вам даю по цветочку. Подумайте, как вы помогаете в своей семье, скажите и поставьте цветочек в вазу.
- Я стираю бельё.
Дети по очереди подходят к вазе, называют действие, которое выполняют дома и прикрепляют цветок. (Убираю игрушки, застилаю постель, убираю со стола, вытираю пыль, мою пол, стираю, поливаю цветы, мою посуду).
- Много добрых дел вы делаете. Сразу видно первые помощники в семье.
Вы и правда настоящие помощники. Вымоете посуду, вытрите пыль, подметёте пол – и благодарная улыбка родных вам обеспечена. И чистота, и красота сделают наш мир лучше.
Итог урока.
Все старались, не ленились
И чему-то научились….
-Что вы узнали для себя новое?
-Какие задания понравились больше всего?
-Что показалось трудным?
Сегодня на занятии мы с вами научились участвовать в диалоге «Сообщение – уточнение», моделировать диалог «Ученик – ученик», «Учитель – ученик». Научились отвечать по вопросному плану, по картинкам.
Вы все активно отвечали на вопросы, работали на уроке.
Выставление оценок. ( Комментарий за работу на уроке)
Домашнее задание. (раскрасить бытовой инвентарь).